«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

2814

956689bc221f19d0b0ff0866dcd204f2.jpg

В др. и ср. века караванная дорога из Китая в страны Ср. и Передней Азии, уникальный ист. памят. человеческой цивилизации. На протяжении мн. веков играл важную роль в развитии экон. и кул- ры стран и нар., входивших в зону его мощного притяжения. Единая трансконтинентальная трасса, начиная со II в. до н. э., стала по сути своеобразным мостом между Европой и Азией, соединив З. с В. На терр. совр. Казахстана с VI в. выделялись два осн. направления: сырдарьинское и тяньшаньское. Сырдарьинское начиналось в Китае и проходило через Вост. Туркестан (Кашгар), Семиречье, далее по бер. р. Сырдарьи в Приаралье, оттуда (либо через Хорезм на Мангистау, в низовья Жайыка, а потом к бер. р. Волги и Дона, на Кавказ, или через Причерноморье) на Бл. Восток и в Византию. 

На этом направлении осн. связующим звеном между В. и З. служила р. Сырдарья, а гл. торг. центрами были семиреченские и Юж.-Казахстан. города Суяб, Навакет, Кулан, Тараз, Испиджаб, Арсубаникет, Отырар, Шавгар и Янгикент. Второе направление проходило из Вост. Туркестана (Кашгар или Алмалык) через Семиречье (Шуская и Илейская долины) вдоль подножий Джунгарского, Илейского, Кыргызского, Таласского хр. в Ташкент, а затем через Самарканд, Бухару, Мерв — на Бл. и Ср. Восток, в Малую Азию и Византию. Здесь выделялись такие города, как Суяб, Баласагун, Кулан, Тараз, Испиджаб и Газгирд. В разные ист. периоды интенсивно функционировали разные направления.