Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

БИЕВ СУД

6452

Гос. инст. в традиц. казах. общ-ве, один из способов регулирования правовых отношений. До принятия «Жеті жарғы» Тауке хана (1680-1715) жизнь казах. общ-ва регулировалась традиционными законодат. кодексами «Қасым ханның қасқа жолы», «Есiм ханның ескi жолы». Истоки их образования уходят корнями в древность, период существования на терр. Центр. Азии скифосакских, гунно-сарматских племен. В состав Б. с. входил один или неск. биев, к-рые рассматривали споры и преступления. Б. с. проходил с участием всех заинтересованных лиц и свидетелей. Основанием для обвинит. заключения Б. с. были признание своей вины обвиняемым, веществ. доказательства, показания свидетелей и испитие клятвенной воды. Свидетелями не могли выступать несовершеннолетние, душевнобольные, родственники или друзья к.-л. из сторон. Если чл. Б. с. не приходили к единому мнению, решение принимал верховный бий. После вынесения решения в знак согласия проводился обряд разрезания пестрой веревки — ала жiп кесу. Биям в установл. размере выплачивалась плата — «билiк ақы». Стороны имели право обратиться к другому бию либо к верховному бию — төбе би. В случае неисполнения решения Б. с. применялась барымта, т. е. насильств. угон скота у виновной стороны. Когда одна из сторон принадлежала к ханскому сословию, решение выносил только хан или султан, однако такое требование не всегда соблюдалось, и решения относительно вины и наказания представителей ханской крови мог выносить Б. с. Главная задача Б. с. — установление истины и помощь в восстановлении справедливости.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?