За прошедшие два года Казахстан прочно закрепился на мировой арене в качестве одного из наиболее активных участников диалога по международным проблемам. Успешное председательство нашей страны в двух авторитетных организациях – ОБСЕ и ОИС, в региональных структурах ШОС и ОДКБ, а также антиядерные и «зеленые» инициативы Президента РК – Лидера нации Нурсултана Назарбаева не только стали достойным вкладом в обеспечение глобальной безопасности, но и определили Казахстан как состоявшееся государство.
Перед республикой стоит качественно новая задача – достичь такого уровня благосостояния граждан, который позволит Казахстану войти в ТОР-30 наиболее развитых стран мира к 2050 году. Достичь таких результатов стране поможет казахстанская модель развития, которая полностью оправдала себя. Сильная социальная политика, общественная стабильность и межэтническое согласие – это основа современного Казахстана.
В долгосрочной перспективе динамичное развитие двух стратегических направлений: интеграция страны и региона в глобальные рынки, а также обеспечение энергетической безопасности за счет перехода на альтернативную энергетику – позволит Казахстану максимально эффективно реализовать концепцию устойчивого развития.
В современном мире одним из важнейших условий, влияющих на широкое привлечение частных инвестиций в экономику страны, а значит и процветание государства, является региональная безопасность. Поэтому Казахстан прилагает все усилия для повышения безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Очевидно, что для полноценного включения в глобальные экономические процессы необходимо наличие отлаженной инфраструктуры, в том числе транспортно-транзитной.
В настоящее время при непосредственном участии Казахстана в регионе реализуется ряд инфраструктурных проектов. В частности, это программа Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). За 15 лет существования инициированная АБР программа стала платформой для диалога и координации в области планирования и реализации приоритетных региональных проектов. Шесть транспортных коридоров ЦАРЭС, проходящих через территорию стран Центральной Азии и Казахстана, в среднесрочной перспективе не только обеспечат транспортное сообщение между государствами, но и станут стратегическими звеньями сети межрегионального экономического развития. Переформатирование транспортно-коммуникационных проектов в рамках ЦАРЭС в торгово-экономические коридоры в большей степени будет способствовать интеграции Казахстана и стран региона в международные отношения и глобальные рынки.
Следующий проект – специальная программа для стран Центральной Азии (СПЕКА), разработанная по инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева в 1997 году совместно с комиссиями ООН. В современных условиях СПЕКА направлена на реализацию проектов в социально-экономической сфере. Центральное место в данной программе отведено развитию транспортной инфраструктуры и рациональному использованию водно-энергетических ресурсов стран региона. Содействие ЕС и ЕБРР в реализации программы представлено созданием транспортных коридоров, способствующих более полной интеграции Казахстана и Центральной Азии в мировую экономику.
Проект «Западная Европа – Западный Китай» также находится в этом списке. В 2009 году начался процесс возрождения торговой магистрали «Великий шелковый путь», соединявшей Запад и Восток. При финансовом содействии многосторонних банков развития ведется модернизация автодорожного сообщения в четырех областях страны – Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской и Жамбылской, протяженность которого составляет 33% от общих параметров транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай. Завершение данного проекта не только расширит возможности экономического роста республики, но и существенно повысит транзитный потенциал страны в соответствии с задачами по развитию инфраструктуры к 2050 году. Создание транспортно-логистических объектов окажет влияние на индекс глобальной конкурентоспособности нашей страны и всего региона, а впоследствии позволит занять более высокие позиции в данном рейтинге.
Другим немаловажным направлением, способствующим вхождению Казахстана в ТОР-30, является обеспечение энергетической безопасности страны. Современные тренды в мировой энергетике отражают поэтапный переход всего мирового сообщества к альтернативной «зеленой» энергетике. В частности, Европейский союз принял решение о сокращении импорта углеводородов на 60 млрд. евро, а также об увеличении доли «зеленой» энергетики до 20% к 2020 году.
Помимо ожидаемых экологического и экономического эффектов, переход к альтернативной энергетике в нашей стране позволит также решить и проблемы социального характера. Это дополнительные рабочие места, подготовка профессиональных кадров в сфере высоких технологий и возобновляемой энергетики.
На сегодня у нашей республики уже есть собственный опыт в сфере «зеленой» энергетики. В Казахстане уже функционируют мини-ГЭС, ветровые и солнечные электростанции в Жамбылской, Алматинской и Костанайской областях. Более того, благодаря тесному сотрудничеству национальной компании Samruk-Green Energy с немецкими партнерами из компании KD Stahl- und Maschinenbau GmbH в скором будущем в стране начнется масштабный выпуск собственных ветровых электростанций.
К тому же немаловажным представляется вклад Казахстана в формирование «энергии будущего». Поддержанная на Астанинском саммите ОБСЕ, шестой Конференции министров стран АТР, а также на Глобальном саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро инициатива «Зеленый мост» найдет отражение в создании одноименной международной организации уже в этом году. Реализация данной концепции позволит совершенствовать механизмы передачи технологий и «зеленых» инвестиций и усилит межрегиональное сотрудничество в сфере развития и распространения экологически чистой энергии.
И наконец, благодаря прекрасно проработанной заявке наша республика получила право на проведение международной выставки EXPO в 2017 году в Астане. И не случайно, что тема выставки посвящена энергии будущего. Проведение такого мероприятия международного уровня будет способствовать получению уникального опыта в сфере энергосбережения, так как в Астане будут представлены лучшие мировые разработки и новейшие технологии использования энергии солнца, ветра и воды. А при поддержке лидеров «зеленой» экономики, таких как ЕС, Япония, Корея, США и Канада, Казахстан и страны Центральной Азии смогут не только получать и внедрять передовые технологии в сфере альтернативной энергетики, но и во многом способствовать решению проблем социально-экономического характера. Это сокращение уровня безработицы, рост благосостояния граждан, подготовка кадрового потенциала и многое другое.
Таким образом, дан старт новому пути состоявшегося государства. Не стоит расценивать поставленные задачи как фантастические. Это вполне реальные перспективы и механизмы, это задел на будущее, в котором социальная безопасность, благополучие и благосостояние граждан обеспечат гарантии стабильности и процветания общества и государства.
Источник: Гусарова А. «Казахстан-2050»: прицел на будущее // Казахстанская правда. 2013. 13 июля