Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Социально-политические проблемы казахского языка и этнокультурный символизм Казахстана

1844
Социально-политические проблемы казахского языка и этнокультурный символизм Казахстана - e-history.kz
В современном Казахстане национальные процессы относятся к числу определяющих характер и содержание социально-политической сферы.

В данной статье ставится задача определить влияние языковых процессов на национальную идентичность Казахстана. В первую очередь нас интересуют социально-политические проблемы казахского языка, связанные с определением его места в системе казахского этнокультурного символизма и его претензий на статус общенационального символизма Казахстана.

Постсоветские государства, в большинстве своем являющиеся мультиэтническими, мультикультурными обществами, сталкиваются сегодня с проблемой формирования национальной идентичности, что предполагает совпадение в них политического и культурного сообществ, объединенных единой системой институтов, символов и ценностей. Поэтому с позиции методологического подхода этнокультурного символизма конструирование единой системы символов, служащей основой интеграции мультиэтнического общества, имеет решающее значение для формирования постсоветской национальной идентичности.

Если исходный пункт эволюции национальной идентичности и политической культуры постсоветского общества приходится на советский период, это означает, что к этому же периоду относится начало определяющего их социокультурного, в частности, этнокультурного, символизма. Речь идет о системе символов, определяющих семантическое содержание основных идей, ценностей и смыслов национальной идентичности и политической культуры. Эволюцию постсоветской национальной идентичности можно проследить и понять через анализ эволюции этнокультурного символизма с советского времени, ее основной тенденции, внутренних противоречий, разделительных линий и связанных с ней социально-политических и культурных процессов.

Национальная идентичность имеет политическое и культурное измерения. Последнее представляет собой тот аспект национальной идентичности, который появляется в результате освоения членами нации символов и ценностей национальной культуры. С точки зрения семиотики, культура имеет символическую природу, так как культуру, в том числе этническую и национальную, можно представить как совокупность и систему символов. Отождествляя себя с нацией, человек отождествляет себя с ее культурой, а, следовательно, отождествляет себя с ее ценностями и символами. Если члены определенной этнической или национальной группы разделяют общее отношение к определенным символам, рассматривая их как свои, то они ощущают себя членами единого целого, т. е. имеют общую этническую или национальную идентичность. Это означает, что этническая или национальная идентичность имеет культурно-символическую природу. Разделяемый же членами этнической или национальной группы символизм получил в литературе название этнокультурного. Разработка элитными группами этнокультурного символизма и предложение его этносу или нации в качестве идентификационной категории имеет решающее значение для формирования этнической или национальной идентичности. 

Национальная идентичность и этнокультурный символизм оказываются, таким образом, тесно связанными и взаимозависимыми между собой категориями. Этнокультурный символизм определяется национальной идентичностью и национальной культурой, содержащей в себе ценности и символы древнего происхождения. В то же время, содержание национальной идентичности во многом определяется содержанием этнокультурного символизма, т. е. тем, как национальные элиты конструируют символы и манипулируют ими для формирования идентичности своей нации. Вот почему для определения содержания и состояния национальной идентичности Казахстана необходимо определить содержание и состояние его этнокультурного символизма.

Читать подробнее:

Социально-политические проблемы казахского языка и этнокультурный символизм Казахстана pdf 


Рустем Кадыржанов – Институт философии, политологии и религиоведения

Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Алматы)


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?