Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

М. Козыбаев об отношении к национальным и религиозным традициям в условиях независимости

2413
Для истории срок очень короткий; но для народа он оказался весьма насыщенным, а главное - убедительным.

18  лет идет своим независимым путем "Республика Казахстан. Для истории срок очень короткий; но для народа он оказался весьма насыщенным, а главное - убедительным. Убедительным в том, что направление, ориентиры и движущие факторы, избранные для определения перспектив национального образования и прогресса оказались верными. Экономические реформы, осуществля­емые без "шоковой" терапии, политическая стабильность, социальный мир и межнаци­ональное согласие позволили нашему государству избежать многих коллизий, которыми сопровождались общественные преобразования на постсоветском пространстве. Ведущая роль в этом принадлежит рационально выбранной и фундаментально разработанной сильной социальной политике, проводимой руко­водством страны. Она охватывает все стороны жизнедеятельности народа, учитывает назревшие потребности обозначения как в материальной, так и в духовной сферах. При этом в сфере духовности она идет не только по пути демонтажа прежних идеологических структур, но и по пути возрождения к жизни тех духовных ценностей, которые всегда были дороги народу. В первые месяцы и годы становления нашего государства Манаш Кобашевич Козыбаев, являясь директором института истории и этнологии им. Ч.Валиханова НАН РК, создал комплексную программу концептуального изучения исторического прошлого Казахстана. Среди них особое место занимают национальные традиции и отношение к религии. Обращение к духовному наследию как одному из источников идеологии национальной независимости не могло не затронуть проблемы отношения к традициям, национальным обычаям, народной обрядности. В сущности в условиях кризиса, возникшего при отказе от старых культурно-духовных стереотипов, базировавшихся на догматизированном марксизме и партийной монополии на истину, традиции оказались единственно прочным  фундаментом сохранения нравственности и  духовности. Поэтому и актуализировался интерес к проблемам преемствен­ности, сохраняемости национальных  ценностей при переходе от эпохи к эпохе, от одного общественного уклада к другому.

Для государства, создающего собственную модель прогресса, это вопрос не только теоретический, но и практический. В Казахстане  изначально восторжествовал принцип - использовать все то лучшее и полезное, что прошло позитивную апробацию в истории других народов, наций и государств, сохранилось в мировом опыте. И в то же время, как это сразу было принци­пиально выделено Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым, в духовно-нравственных устоях приоритетные позиции занимает то, что исходит из национально-исторического уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев.. Обращение к традициям естественно, так как они функционально обеспечивают оформление, сохранение и передачу позитив­ных духовных накоплений. Даже политизи­рованное обществоведение "развитого соци­ализма" не могло не остановиться на выяснении их роли в строительстве коммунистического общества.

Это выражалось, например, в замалчи­вании или сознательном искажении, одно­стороннем отражении истории культуры того или иного народа, особенно - если в ней солидные позиции занимала религия, если национальная традиционность тесно переплеталась с религиозной. Ислам, например, по большей части рассматривался как привнесенный в Казахстан, а потому как бы чужеродный для бытовавших здесь культур. Он трактовался только как реакционная идеология, средство духовного закабаления масс, идейное оружие эксплуататоров. Многие деятели прогрессивного Ислама, такие как Арыстан Баб, Ахмед Яссави, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни рисовались как реакционные мистики, а их нравственно-проповедническая деятельность, гуманисти­ческие мотивы фальсифицировались. Даже сами имена этих подвижников вытравливались из народной памяти. Такая ситуация имела место не только в  Казахстане, по всей территории бывшего Союза.А ведь ислам развиваясь на территории Казахстана обрел особые уникальные черты. В них – корни исконной толерантности казахского народа.

Поскольку многие традиции и обычаи были связаны с религиозными отправлениями, то они объявлялись пережитками и против них шла нескончаемая борьба, не только идейно-теоретическая, но и практическая. Те, кто участвовал в их отправлении, подвергались преследованиям вплоть до уголовных.

Между тем традиции, как накопленный и проверенный прошлым опыт выступают своеобразным трамплином, опорой в продвижении в будущее, это своеобразные корни народной духовности, питающие ее развитие. А если подрубаются корни, то последствия ясны. Примером может служить манкуртизм (Ч. Айтматов), олицетворяющий человека, для которого ничего в прошлом не имеет значения; ни родные места, ни предки, ни родной язык, ни обычаи отцов.

А ведь в казахском обществе вековой традицией  "межличностных отношений является почитание старших, забота о семье и детях, открытость, доброжелательное отношение к людям независимо от националь­ности, чувства сострадания к чужой беде и взаимопомощи". Ярким примером может служить участие казахов в судьбе репрессированных народов, сосланных в Казахстан в 40-е годы XX века.

И еще один весьма принципиальный вопрос в проведении политики по отношению к религии. Он волнует и задевает многих. Сегодняшние изменения в общественной жизни Казахстана сопряжены с ростом национального самосознания, заинтересован­ностью собственно национальным развитием, поиском средств его ускорения и расширения. Это и побуждает по-новому взглянуть на традиции, религию, национальные духовные и нравственные ценности. Национальное, в том числе традиции, обычаи, культура, обычаи и религия прино­силось политикой в жертву интернациональ­ному, и попросту подвергалось стиранию исторического сознания.

Ислам в нашей стране весьма терпим и даже разрешает упоминание других богов. Так, наряду со словом «Кудай» («Бог») и с Его именем допускается употребление слова «Танир» («Тенгри»). Важное место в народном исламе сохраняют древние обряды и обычаи. До сих пор казахские девушки и женщины гордятся тем, что никогда не носили чадру, паранжу, но все приличия, предписанные шариатом, соблюдали. Доисламские праздники и обряды сохранились только в адаптированном к религии виде. Никогда не забывали Наурыз, который сопровождался исполнением жарапазана (жарамазана), своеобразного аналога колядок. Даже в самый разгар атеизма сохранялся обычай жертвоприношения на берегах рек и озер по случаю засухи - тасаттык. Причем и земледельцам, и скотоводам дождь был важнее партийной или конфессиональной принадлежности. А первые шаги ребенка - «тусау кесу» или перерезание символических пут на ногах младенца - разве это не реликт древних верований, равно как и некоторые составляющие свадьбы или похорон. Сохранились и фольклоре и архаичные демонологические представления; албасты, жезтырнак, жалмауыз, пери, которые сосуществуют в сказках с шайтаном (чертом, сатаной) уже исламского периода.

В мартовском 2007 г. Послании Главы государства народу Казахстана говорится: «мы гарантируем и обесцениваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развиваем лучшие традиции ислама, других  мировых традиционных религий и в то же время  строим современное светское государство». 

В Казахстане за последние 18 лет многократно возросло число религиозных объединений и достигло на сегодняшний день около 3,5 тысячи, представленных 46 религиозными конфесиями. Существенным образом изменились роль и место религии в современном казахском обществе, Именно через религию люди стремятся возродить традиционные ценности и нравственные устрои. Знания исторического прошлого развития ислама на территории нашей области несомненно помогут понять духовные и нравственные отношения, которые начинали развиваться еще в XVIII веке.

Как известно по архивным документам официальное разрешение царского правительства на строительство мечетей близ крепости Петра и Павла  последовало в 1782 году.

Известный исследователь И.И.Завалишин в 1862 году в своей книге «Описание Западной Сибири» пишет: «что в городе было домов – 1148, церквей – 3 и 1 мечеть. Жителей 6781, из них окладных мещан 672 (в том числе 1 еврей и 84 магометан), ремесленников 628 …»1

На 1872 год в городе было 7 школ – медресе и 7 мечетей. К 1917 году число школ – медресе увеличилось до 12, среди них было 8 классное училище, которую построили около одной из мечетей города.

Во второй половине XIX века в Петропавловске  ввелись  статистические  данные, по которым следует, что в городе было  три каменные православные церкви и четыре магоме­танские мечети, из них две каменные и две деревянные2

Уже к концу января 1921 года в г. Петропавловске было зарегистрировано 9 мечетей, однако существовала ещё одна, 10-ая мечеть. Она находилась на «Меновом дворе».

Однако про эту мечеть точных сведении нет, но известно то, что она  действительно действовала. Об этом свидетельствует документ, где на собрании дорожно-транспортной комиссии письмом  №5 и на основании Президиума Акмогубисполкома от 1924г 28 апреля №20 мечеть была закрыта.  Здание мечети передано библиотеке.  Известно и то, что все Петропавловские мечети действовали до установление советской власти, однако материалов о их  деятельности сохранилось очень мало. Исключение составляют материалы по следующим мечетям.

Мечеть №1. Построена в 1870 году, на пересечении улиц: Почтамской (Первомайской) – Думская (Ульянова), С. Муканова и Мира. Мечеть построена из камня, имела 2 школы – медресе:  первая – по ул. Ровная  (одноэтажный дом),  вторая – по ул. Почтамская,  (дом из 4-х комнат). Эту мечеть называли «Ылъкан мечеть».  Число прихожан составляло до 200человек.

Ныне мечеть является одним из цехов Петропавловского хлебобулочного комбината.

Мечеть №2. Построена в 1831гг. Ахуном  Яушевым, и  неким Касымовым из г. Оренбурга. Согласно архивным данным по постановлению императрицы Екатерины II, киргизом Касимовым в нижней части города была воздвигнута первая в  киргизской степи каменная мечеть.

Мечеть находилась на пересечении ул.Большой (ныне ул. Коминтера).  Она была одноэтажной с 2-мя комнатами.  Как известно мечеть находилась в подгорной части города.  Местный краевед М.И Бенюх приводит интересные сведения: «До середины прошлого столетия город теснился в пойменной части.  «Обывательские строения», затопляемые до самых крыш или сносимые речным потоком в «большую воду», уничтожались  вновь сооружались…» Мечеть была построена на пригорке, во избежание потопов. А спор заключался в том, чьё религиозное здание выше.  Церковь «наращивала» высоту своей колокольни, но в итоге мечеть была выше.

В народе эту мечеть называли «Ахуновская мечеть».

Здание использовалось в разных производственных целях, а в 90-е годы принадлежала рыбному заводу, в данное время находится в аварийном состоянии. Здание также использовалось как общественная баня. В настоящее время находится в частном владении.

Мечеть №3. Построена в 1868  году. Её построил, Валит (Уахит) Янгузаров из Ульяновской области, г. Симбирск.  Мечеть «Янгурази» находилась на пересечении Никольская – Думская – Хлебникова – Караванная (ныне ул. Ж.. Жабаева – Ульянов –М. Горького – К.Сутюшева). В советское время мечеть передано  клубу №347. В народе называли «Домом невесты».  В советское время «Дом Янгузарова» был передан в административное пользование. С 1920 г здесь находилось здание «Отдел особого назначения», где работал великий писатель Сабит Муканов. С 1960 года здесь находился областной отдел финансов, после здание ГОССТРАХ-а.В 1996 здание было передано мечети, где открыли  медресе.

Мечеть №4. Построена в 1868 году, по ул. Степной (ныне ул. Попова) на средства  купцов Куанышева, Жалтыреева, Муратова.В период советской власти мечеть располагалась на территории  завода им. Кирова.  В народе её называли «Сарт мечеть».

Мечеть №5. Построена в 1852 году,  на средства богатого купца из Тюмени Дин – Мухаммеда Бичурина и его детьми Сабыром и Фазылом.

Число прихожан было150 человек.

В годы сталинской репрессий с древней мечети был снесён минарет. Здание было перестроено под общежитие. Во время войны она служила казармой для солдат, затем здесь был спортивный зал, а до передачи правоверным использовалось как увеселительное заведение.  И только 31 марта 1996 года по решению акимата здание было передано татаро-башкирской  религиозной общине. В настоящее время мечеть отремонтирована и пользуется большим спросом среди верующих мусульман.

Мечеть №6. Построена в 1882 году. Мечеть построил казахский бай Мухаметжан кажы Даулеткелдиев и его дети Мирхайдар кажы, Галым, Гумар, Мустафа и т.д. Эта мечеть была самой большой в городе, из кирпича, около мусульманского кладбища. К сожалению эта мечеть была разрушена в годы сталинских  репрессий.Мечеть находилась на пересечении  улиц Конституции –Ж. Жамбыла –Е.Букетова –Ы. Алтынсарина, на месте Областного Маслихата, около мусульманского кладбища (территория гостиницы «Восход» и детского сада «Салтанат»).

Мечеть №7. Находилась на пересечении улиц Больничная - Старокладбищная (ныне ул. Парковая), по старому адресу: К.Маркса 83 (ныне ул. Абая). Её называли «Көк мешіт», т.е «Синяя мечеть», из-за синего цвета минарета, состояла из 3-х комнат. Её ныне на этом месте стоят многоэтажные дома.  По просьбе  верующих все имущество мечети и также Управление перевозят в приспособленное здание в районе Бензастроя, в народе ее называют «Касымовская мечеть».

Сейчас эта мечеть в районе Бензостроя находится по адресу: Волочаевского  100. Мечеть «Бензострой» – филиал ДУМКаз, ей было выдано свидетельство №996-1948, от 1999г. 23 ноября.

Мечеть №8.Построена в 1893 году, около мечети находилась  школа – медресе. Число прихожан 100 человек. В данное время здание полуразрушено и находится на территории мясокомбината.

Мечеть №9. По адресу ул. Лагерная (ныне Рижская), была 2-х этажная. Здание этой мечети в данное время располагается на территории психодиспансера.

Все мы знаем, что с 1929г и,  на  протяжении 30-х гг. в СКО,  как и по всей стране, производилась политика массовых репрессии против служителей культа. В этот период, особенно в 1930-1931гг, производилась по решению Петропавловского окрисполкома и Президиума горсовета закрываются многие культовые здания. К 1929 г в г. Петропавловске было уже 7 мечетей, 2 марта 1930г. окрисполком принял постановление о закрытии еще трёх мечетей. Здание мечети предоставили  согласно ходатайство Обкома и Горкома ВЛКСМ под пионерский клуб». В данное время эти здания вновь переданы в распоряжение верующих мусульман.

В 1997 году по решению правительства были рассекречены архивные данные  по репрессированным религиозным деятелям, названных «Врагами народа» и расстрелянных в 1930-1937 годах.

Все они были осуждены по статье 58.10 НКВД по СКО и приговорены к расстрелу. Из 22 человек старшему было 82 года, младшему 39 лет, из них: казахов – 17, татаров – 5. Из 25 осужденных  старшему было 64 года, младшему – 43 года, из них  казахов – 23человека и 2 татарина.

В настоящее время в городе действуют  4 мечети: Главная мечеть «Кызылжар», татаро-башкирской религиозной общины «Дин - Мухаммад», мечеть «Янгурази», мечеть по  улице Ж.Жабаева и мечеть «Касымовская» или «Бензострой» в районе Бензостроя.  Новая главная областная мечеть «Кызылжар» была построена в ноябре 2005 года. Данная мечеть строилась на средства прихожан, спонсоров и короля Саудовской Аравии султана Бен Абдельазиза, который выделил 2 миллиона американских долларов для завершения строительства этой уникальной мечети. При открытии этой мечети присутствовал президент нашей страны. Примечательно, что именно в этот день также был открыт православный храм вознесения Христа Господня. Данный акт открытия в один день двух святынь мировых религий еще один показатель толерантности и веротерпимости нашего казахстанского общества.

Уникальный опыт мирного сосуществования различных религий сложились в нашей стране. Мы вправе гордиться тем, что в истории государства нет и никогда не было серьезных противоречий в межрелигиозных отношениях. Анализируя настоящее и заглядывая в будущее, нам неизбежно приходиться затрагивать вопросы стабильности и безопасности как основы дальнейшего успешного продвижения Казахстана по пути прогресса, реализации Стратегии вхождение республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Здесь нельзя не говорить о проблемах, которые могут стать препятствием в осуществлении этих целей.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев пишет: "Мы строим светское, демократическое, правовое и открытое миру государство. Эти принципы зафиксированы в нашей Конституции. Отделяя государство от религии, мы не собираемся ограничивать свободу конфессий, вероисповедания. Мощное духовное начало, непреходящие нравственные ценности, присущие большинству религий, заслуживают поддержки,  равно  как  и   взаимоуважительные межконфессиональные отношения"

Н.А.Назарбаев выступая на 15-ой сессии ассамблеи народов Казахстана сказал:

«В современном мире национальное единство определяется такими условиями, как совместное созидание общего государства, толерантность, гражданство и обязательное знание государственного языка данной страны.

За годы независимости у нас сложились замечательные традиции. Мы все вместе отмечаем ежегодно День духовного согласия, Курбан айт, Пасху, Рождество. Этот праздники всех казахстанцев, всех людей доброй воли и светлых помыслов.

Это дни, когда становится особенно очевидным, в чем заключается подлинная мощь народа и страны.

Благодаря этому в нашем обществе прочно укоренились такие общие нравственные ценности, как почитание старших, уважение к семье, забота о детях, радушное гостеприимство, добрососедство. Все это солидная база для сплочения.»4

Ибраев С.И.

(СКГУ им.М.Козыбаева)

Литература:

1.  И.И.Завалишин «Описание Западной Сибири»., Т.1., М., 1862.

2.  СКО. Энциклопедия.,  «Арыс»., Алматы., 2004.

3.  Назарбаев Н.А - О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики на 1997 г. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана // Мысль. 1996. .№12

4.  Н.А.Назарбаев «Национальное единство – наш стратегический выбор» - октябрь 2009 г., г.Астана

5.  Примечания: материалы по истории мечетей г.Петропавловска подготовлены по архивным данным СКО.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?