Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Астана – детище Президента 

1076
Астана – детище Президента  - e-history.kz
История независимости – это история Астаны, ставшей, по инициативе Президента Н.А. Назарбаева, столицей Казахстана

Столица независимого Казахстана – Астана стала подлинным олицетворением динамичного роста и процветания казахстанского общества. Реализованный исторический замысел Президента Казахстана превратил столицу в эпицентр независимого Казахстана. Грандиозный проект века получил признание и восхищение мирового сообщества, став объектом приложения знаний и вдохновенного труда архитекторов, дизайнеров, политиков, финансистов и управленцев. Он вобрал в себя и аккумулировал их вдохновение, силу воли, профессионализм, желание оставить будущим потомкам главный процветающий символ независимости. 

Ставшей феноменом новой эпохи успешно реализованный проект позволяет историческому сообществу проследить вереницу исторических событий, внести вклад в изучение истории становления и развития столицы на современном этапе. 

Вопрос о переносе столицы Казахстана Президент впервые озвучил в июле 1994 года на заседании Верховного Совета республики. Безусловно, решение о переносе столицы принималось нелегко. Об этом Глава государства неоднократно подчеркивал в своих выступлениях. Итогом встречи Главы государства с депутатами стало Постановление Верховного Совета РК от 6 июля 1994 года «О переносе столицы Республики Казахстан», в котором давались указания Кабинету министров в срок до конца 1994 года разработать технико-экономическое обоснование переноса столицы. Решение о переносе столицы было принято в тот период, когда Казахстан переживал серьезнейший кризис во всех сферах общества. Четыре года, вплоть до презентации новой столицы, Главе государства приходилось отстаивать свою позицию. 

Разгар социально-экономического кризиса, отсутствие бюджетных средств заставлял задуматься о последствиях такого рискованного шага как перенос столицы государства. Этот проект воспринимался многими как затратное мероприятие, которое могло осложнить и без того нелегкое положение республики. 

Главе государства пришлось преодолеть консерватизм мышления определенной части политической элиты страны. Одни объясняли принятие такого решения личными амбициями Н.А. Назарбаева, другие считали, что перенос столицы это единоличное решение Президента, забывая при этом о Постановлении Верховного Совета РК 1994 года. 

На разговоры о материальных затратах на реализацию такого масштабного проекта Президент Казахстана убеждал своих оппонентов в Верховном Совете, что «безвозвратными расходами на перевод столицы были лишь затраты по переезду. Все остальное – это капитальные вложения, это инвестиции в будущее». 

Становление новой государственности на демократических основах, приоритет рыночной экономики, интеграция Казахстана в мировое сообщество – вот тот очерченный круг вопросов, который требовал концентрации внимания Главы государства на их скорейшем решении. От высшего руководства, требовалась такая программа, которая могла безболезненно помочь Казахстану выйти на мировую арену в качестве надежного партнера и миролюбивого союзника. 

Вместе с тем, новые исторические реалии давали шанс Казахстану начать крупномасштабный проект по переводу и строительству новой столицы на севере республики. В этом контексте инициатива Президента становилась символом независимого Казахстана, освобожденного от тоталитарного прошлого, стремящегося к формированию основ государственности исходя из национальных интересов и потребностей казахстанского общества. Идея Н.А. Назарбаева зародилась в уникальной конкретно-исторической ситуации перехода страны от тоталитарного режима к демократическому государству с рыночной экономикой. «В начале 1990-х годов, когда экономическая ситуация была достаточно сложной, больше всего нам была нужна вера в собственные силы. Вера в то, что мы сможем превратить Казахстан в сильное, процветающее государство. Именно тогда у меня появилась мысль о новой столице, которая станет олицетворением безграничных возможностей народа Казахстана». В этой мысли отразилась историческая закономерность развития государства и ее столицы [1. С.3-10]. 

Выбор новой столицы шел по 32 критериям. Среди них – социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмоусловия, наличие и перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктур, трудовые ресурсы и многие другие. Президент старался рационально обосновать и продемонстрировать, что предлагаемое неординарное и из ряда вон выходящее решение о переносе столицы готовилось тщательно, что в нем нет спонтанности и скоропалительности. Главными аргументами в пользу переноса столицы стала необходимость образования нового консолидирующего центра суверенного Казахстана и необходимость отделить нарождающуюся управленческую структуру от существовавшей бюрократической системы [2]. 

Президент вспоминал, что было несколько городов, рассматриваемых как потенциальные варианты будущей столицы, в том числе Караганда, Жезказган, Актюбинск. Но из всех городов больше других отвечала всем требованиям будущей столицы Акмола. Расположение города почти в географическом центре страны позволяло эффективно осуществлять внутреннюю политику. 

Город располагался на пересечении крупнейших транспортных маршрутов. В условиях, когда в системе транспортной инфраструктуры страны и в решении народнохозяйственных задач доминировал железнодорожный транспорт, этот фактор стал неоспоримым. 

Город уже имел опыт в административном управлении, в 60-х годах ХХ века Целиноград был центром Целинного края. С одной стороны, город уже имел опыт реализации административных функций, с другой стороны - здесь имелись административные здания Целинного края, в которых могли разместиться республиканские органы управления и министерства. 

Экологический фактор сыграл свою роль. Если Алматы был расположен в сейсмически опасной зоне, то новой столице страны природные катаклизмы не грозили. Открытая степь, свежий ветер, зеленый пояс формировали экологически благоприятный микроклимат столицы. 

Немаловажное значение имели и социо-культурные аспекты переноса столицы. Президент РК Н.А. Назарбаев отмечал: «Астана – это символ обновления Казахстана, символ неиссякаемой созидательной энергии его многонационального народа». В новой столице, по мнению Президента, будет сформирован свой особенный культурный и духовный облик, уникальная духовная аура. 

15 сентября 1995 года был опубликован исторический Указ Президента Н.А. Назарбаева «О столице Республики Казахстан», в соответствии с которым была образована Государственная комиссия по передислокации республиканских органов управления из Алматы в Акмолу. Как показало время, Глава государства оказался дальновидным политиком. Строительство города дало мощный импульс развитию экономики не только столицы, но и всей страны. На стойках города работали сотни строительных компаний страны и дальнего зарубежья, десятки заводов стройиндустрии соседних регионов, десятки тысяч граждан со всего Казахстана получили работу. 

Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы взяла курс на диверсификацию экономики. В Астане в рамках реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы по региональной Карте индустриализации запущено в эксплуатацию 19 проектов на сумму свыше 87 млрд. тенге, создано более 3 тысяч новых рабочих мест. Реальный рост ВРП столицы по итогам 2013 года составил 7 %. Доля региона в ВВП страны составила 9,4% – это третий показатель по республике. Помимо этого, в реальном секторе экономики создано порядка 18 тысяч новых рабочих мест, из них в сфере малого бизнеса порядка 12 тысяч [4]. 

В городе появились производства, обладающие мировой известностью. Среди них такие проекты, как выпуск локомотивов «Дженерал Электрик», пассажирских вагонов «Тальго», электровозов «Альстом», вертолетов «Еврокоптер», общий объем производства которых только за 2013 год составил $500 млн. 

В столице Казахстана созданы условия для осуществления инвестиционной деятельности. Функционирует Специальная экономическая зона «Астана – новый город». Ее главным звеном является Индустриальный парк площадью более 1000 гектаров, где уже реализовано и заявлено к реализации 50 проектов с объемом инвестиций до $1 млрд. 

Для инвесторов предусмотрены преференции в виде земельных участков с необходимой инфраструктурой, отмены налогов на землю и имущество, сокращения административных процедур, упрощенного порядка привлечения иностранной рабочей силы. 

Сегодня перед Астаной стоят новые задачи по развитию инновационных и высокотехнологичных отраслей экономики. Для достижения этих целей начата работа по построению Астаны как «умного города». Это проект «SmartAstana», направленный на модернизацию инфраструктуры столицы посредством внедрения «умных» технологий в основных направлениях жизнедеятельности города. Астана претендует к 2017 году войти в рейтинг топ 50-ти «умных городов» мира. В рамках данного проекта в городе уже начата реализация городских проектов по модернизации транспортной инфраструктуры города и повышению уровня безопасности его населения. Это внедрение интеллектуальной транспортной системы и система комплексного обеспечения жизнедеятельности города Астаны. 

С учетом проведения всемирной выставки «ЭКСПО – 2017», Астана приобретает качественно новый экономический импульс. Власти столицы преследуют конкретную цель – создание принципиально нового инновационного города с чистой экологией и высокими стандартами качества жизни. 

В Послании народу Казахстана 2014 года Астана была признана современным урбанистическим центром Казахстана, центром науки и притяжения инвестиций. 

В Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Астана является центральным игроком и инициатором многих бизнес-проектов. Развивая свою мысль, Глава государства в Послании к народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» очертил планы, стоящие перед столицей и регионами. В Послании было озвучено более 80 инновационных идей. Среди них: устранение барьеров, препятствующих развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермерства, эффективному землепользованию, обеспечение полного охвата казахстанских детей дошкольным образованием, устранение проблемы нехватки учебных мест, повышение студенческих стипендий, внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих, повышение зарплаты работникам здравоохранения, образования. 

Таким образом, задача образования единого административно-управленческого центра, решающего задачи строительства государственности в новых условиях была решена. Проект Главы государства о переносе столицы был успешно реализован в короткие сроки, дав импульс к модернизации внутренних и внешних процессов, создав благоприятные условия для нового территориального размещения производительных сил, транспортных коммуникаций, притоку инвестиций в Казахстан. Новая столица решила многие социально-экономические, политические и экологические проблемы, обеспечила переход к современным технологиям, к формированию новых отраслей экономики, безопасности страны в условиях изменяющегося геополитического расклада сил, появления новых внешних угроз и вызовов. Решение о переносе столицы было не политической импровизацией, а ответом на объективные насущные потребности страны на переломном этапе ее исторического развития. 

 Арман СУЛЕЙМЕНОВ 

 Литература: 

1. Г. Алпыспаева: НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ - СОЗДАТЕЛЬ АСТАНЫ // Информационно-аналитический центр http://ia-centr.ru/expert/1773/ 

2. Сыргакбаева А. Философское осмысление Астаны спустя 10 лет // ЕвроАзия. Информационно-аналитический бюллетень. Россия – Казахстан: проблемы и перспективы взаимодействия (ч.V). М., 2008. – 60 с. ответственный редактор Е.И.Пивовар 

3. Назарбаев Н. В сердце Евразии. 2-е издание – Алматы: Атамұра, 2008. – 192 с. 

4. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. - Караганда, 2006. - 372 с. 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?