1. Институт президентства сложился в сложный период истории казахстанского общества, когда советские атрибуты политической власти не могли сдержать центробежные силы внутри общества, а историческое развитие диктовало принятие решения по модернизации политической системы. 24 апреля 1990 года, имплантированный институт президентства стал примером своеобразного вызова существовавшей советской политической системе, новым зарождающемся атрибутом демократии. Этим событием страна, находившаяся в конце 80 гг. ХХ века у порога распада Советского Союза, фактически смогла заложить основы началу глубокому реформированию государственности, социально-экономическому и духовному развитию казахстанского общества в 90-е гг.
2. Институт Президентства, пройдя в своем развитии несколько этапов, доказал свою состоятельность, востребованность и умение адаптироваться в сложившихся исторических условиях. Эволюционный путь начавшейся с основ Конституции 1995 года, а затем, конституционного реформирования в конце 90-х гг., 2007 г. и наконец, вначале 2017 г. доказывает, что выбранная форма правления и сформированная модель государственного устройства оказались наиболее удачным вариантам политического развития казахстанского общества. Убедительным доказательством может стать пример мирного развития Казахстана в годы экономических кризисов, когда социальное напряжение в обществе объективно зашкаливало до критических отметок. Только Институт президентства и личная ответственность Первого Президента за ситуацию в стране, смогли уберечь Казахстан от окончательной разрухи, хаоса, военных столкновений и оранжевых революций.
3. Модернизация политической системы и распределение властных полномочий между ветвями власти (январь, 2017 г.) говорит об одном, Казахстан как состоявшееся государство минул условную черту кризиса (когда возникали возможности проявления конфронтации и противостояния в обществе) и вступил в период профессионального и эффективного роста демократических процессов. Этот шаг продолжает реформирование политической системы, которая отказывается от самолюбования своей псевдонезависимостью, и на первый план ставит вопрос синхронности действий Института президентства, парламента и правительства, ответственность ветвей власти перед обществом, что в конечном итоге нацеливает на результативность казахстанского государственного механизма.
4. Как известно историю делают личности, в то же время сама личность делает историю. Этот тезис как никакой другой подходит для нашей страны и его лидера. Современная история независимого Казахстана персонифицируется с личностью и деятельностью Главы государства. В то же время Первый Президент смог повлиять на выбор Казахстана своего пути. Современники независимости помнят все сложные этапы, с которым сталкивался Институт президентства в период своего становления. Современники могут утверждать, что на всем протяжении становления Института президентства ключевая роль и полнота ответственности за реформы лежала на Первом Президенте - Н.А. Назарбаеве. Выступая в качестве полноправного Лидера Казахстана, Н.А. Назарбаев стал мощной силой, объединяющей общество и государство, стимулирующей, координирующей и проводящей системные меры по повышению конкурентоспособности страны в условиях консолидированной демократии. Ход истории показывает, что казахстанский Лидер смог устоять перед соблазном единоличного правления, сохранить и развить демократические традиции в казахстанском обществе. Задача исследователей объективно раскрыть роль и вклад Первого Президента РК – Н.А. Назарбаева в становлении и укреплении казахстанской государственности, который многими учеными, международными аналитиками призван главным реформатором, стратегом, идеологом независимого Казахстана.
5. Ученые Института истории государства (далее – Институт) на основе новых теоретико-методологических подходов и архивных данных готовят труды, которые во многом восполняют историю казахстанской государственности книжной продукцией. Все работы восполняют историческую панораму нового Казахстана, дают оценки модернизационным процессам, протекающим в экономике, политике, определяют роль Главы государства в этих процессах. Иначе говоря, труды формируют казахстанское самосознание и патриотизм у населения страны.
6. Сформированная в Институте научная среда, материально-техническая база (вместе с ФИПами) позволяют ученым приступить к подготовке научного издания «Заманауи Казахстан» (в двух томах, на двух языках). Стратегическая цель издания – формирование открытой новациям, конкурентоспособной личности, которая сможет сохранить и передать последующим поколениям историко-культурный код нации. Панорамное освещение в книге истории Института президентства, деятельность Первого Президента во многом будет эффективно решать поставленную задачу.
7. Не последнее место в книге будет отведено анализу мировоззренческой статьи Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» (17 апреля, 2017 г.), которая по праву становится программным идеологическим документом модернизации духовного самосознания казахстанского общества.
8. В статье предложенная программа «100 новых лиц Казахстана» дает возможность приступить к организации научных экспедиций в регионы страны по сбору архивного материала для воссоздания общей мозаики недалекого прошлого нашего государства. Думается, что активное участие в экспедициях ученых Института позволило бы увеличить духовное наследие Независимости, пропагандировать и оформлять в виде научных статей для иностранных журналов имеющих высокий рейтинг цитирования, книг в рамках серии «Ұла дала тұлғалары».
9. Вместе с тем вопросы разъяснения самой статьи в трудовых коллективах, среди молодежи, проведение мероприятий республиканского масштаба (круглые столы, лектории, конференции, встречи с учеными и др.), в СМИ, в соцсетях позволят ученым активнее пропагандировать историю казахстанского пути, которая неразрывно связана с Институтом президентства, государственным строительством. На мой взгляд, наряду с классическими формами работы с населением, нужны новые формы влияния на самосознание казахстанского общества. Не последняя роль должна отводиться программам «Цифровой Казахстан», трехъязычия, культурного и конфессионального согласия.
10. В связи с эти особо хочу отметить необходимость создания лекторских групп (агитационные бригады), которые позволили бы укрепить связь Института с научными и образовательными региональными учреждениями через пропаганду достижений независимого Казахстана и историю государственного строительства.
Важно отметить, что Институт президентства доказывал свою состоятельность на всем протяжении периода Независимости. Он выступил основным элементом модернизационного процесса в обществе, который позволил вывести страну на траекторию последовательного развития. Благодаря этому Казахстану удалось выстоять перед лицом множества внутренних и внешних угроз, поэтому следует исследователям расширить горизонты научного поиска в вопросе изучения теории и практики казахстанской государственности, Института президентства и его основателя.
А.М. АУАНАСОВА
главный научный сотрудник ИИГ КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор