Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Экономическое развитие как условие политической модернизации страны (по материалам выступлений Президента РК Н.А. Назарбаева)

1259
В выступлениях Президента РК Н.А. Назарбаева экономическое развитие выступает как необходимое условие политической модернизации Республики Казахстан.

В данной работе предпринимается попытка анализа материалов выступлений Президента РК Н.А. Назарбаева (в основном использованы материалы выступлений середины 2000-х гг.), посвященных стратегии политических реформ Республики Казахстан, которые являются неотъемлемым компонентом «казахстанского пути развития». Эта стратегия формировалась на протяжении ряда лет, видоизменяясь в зависимости от текущих и перспективных задач политического и экономического развития страны, национального и мирового опыта политической и экономической трансформации [1, С. 68]. Как отмечают специалисты, успешность реализуемой политики в Казахстане в первую очередь была обусловлена тем, что с самого начала приоритетным было определено формирование экономической основы нового независимого государства, и развитие государственной модели шло «от экономики – к политике» [2, С. 100].

В большинстве своих выступлений Н.А. Назарбаев, говоря о политической модернизации, ее перспективах или результатах практически всегда в большем или меньшем объеме отмечает связь политических преобразований и экономического развития Республики [3-5].

Например, выступая на международной конференции «Конституция: личность, общество и государство», посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан и проходившей в г. Астана, 30 августа 2005 года он отметил в качестве важнейших преобразований произошедших в стране за период действия Конституции 1995 г. именно экономическое строительство и формирование основ для политической модернизации казахстанского общества. Н.А. Назарбаев подчеркнул что: «опираясь на ключевые положения Конституции…, мы провели жизненно важные для судьбы страны преобразования: построили рыночную экономику и заложили основы демократического общества (курсив – Н.Л.)» [3, С. 21].

Далее, в том же выступлении, Президент Казахстана после представления основных экономических достижений Республики специально остановился на вопросе соотношения экономического и политического развития страны. Он отмечает, что к тому моменту «на волне наших очевидных [экономических] успехов нередко можно ус­лышать, что политические реформы отстают от экономических, что они искусственно сдерживаются» [3, С. 22]. Но это утверждение Президент ставит под сомнение: «так ли это на самом деле? Демократизация сегодня – одна из главных тенденций глобально­го развития. Поэтому в интересах любого государства, стремящегося к процветанию и прогрессу, исключительно важно использовать открывающиеся здесь возможности» [3, С. 22]. Далее в своем выступлении Н.А. Назарбаев высказывается более категоричнее в этом вопросе, он отмечает: «мировой опыт показывает, что экономические реформы и по­литическая либерализация – процессы взаимозависимые и взаимо­обусловленные (курсив – Н.Л.) [3, С. 22].

При этом в своем выступлении Н.А. Назарбаев раскрывает свое видение интенсивности экономического и политического развития, он пишет: «я – сторонник поэтапной эволюционной либерализации, где интенсивное экономическое развитие определяет глубину и устой­чивость демократизации политической системы (курсив – Н.Л.)» [3, С. 23]. В своем выступлении он обосновывает это следующим образом: «рыночная экономика не терпит автори­тарно-административного давления и требует демократического устройства. Это фундаментальное правило свободной рыночной конкурен­ции и условие дальнейшего продвижения вперед» [3, С. 22]. Далее он говорит: «В условиях недостаточно конкурентоспособной экономики и неокрепшего гражданского общества поспешное, а, значит, неподго­товленное проведение радикальных политических реформ способно вызвать социальную дестабилизацию и привести к отторжению либеральных ценностей, свертыванию демократических процессов, что мы наблюдаем в некоторых постсоветских республиках. И не только» [3, С. 23].

Ссылаясь на мировой опыт, в том числе наших соседей Н.А. Назарбаев еще раз подытоживает: «в бедных сообществах демократия и политические свободы попросту невозможны (курсив – Н.Л.)» [3, С. 23].

Эти взгляды Н.А. Назарбаева на вопрос соотношения экономического и политического развития сформировались, как следует из других выступлений, с учетом человеческой психологии, индивидуальных интересов  населения страны. Например, выступая перед депутатами Парламента РК  на открытии очередной сессии, 1 сентября 2005 года Н.А. Назарбаев ответил на вопрос о том что, в основном, беспокоит сегодня людей в их повседневной жизни, в условиях модернизации общества следующим образом «людей интересовало дальнейшее улуч­шение качества жизни, их личные перспективы, стабильность общества. Ведь эффективность начатых реформ каждый человек оценивает, прежде всего, со своих собственных позиций – как он живет, зарабатывает, учится, каковы цены на товары, каковы перс­пективы его семьи, друзей, всего общества» [4, С.31].

В том же выступлении, очерчивая основной вопрос ускоренного развития страны на современном этапе, Президент отметил, что он заключается в гармоничном сочетании «экономических, социальных и де­мократических преобразований с учетом интересов нашего народа» [4, С.34].

Подводя итоги 6 месяцев исполнения Послания Президента 2005 г., Н.А. Назарбаев сказал: «нельзя построить открытое, свободное и процветающее общество и создать высокие стандарты жизни для своих граждан на основе слабой, зависимой и несовременной экономики и без преобладаю­щего слоя среднего класса. И мы сможем этого добиться в том и только в том случае, если нация и экономика станут конкурентоспособными (курсив – Н.Л.)» [4, С.34].

В своих выступлениях Президент РК отмечает и ту силу, которая должна послужить основой для экономической и политической модернизации страны и от которой собственно будет зависеть успех этого процесса. Н.А. Назарбаев на этот счет сказал следующее: «успех наших экономических и особенно политических про­грамм зависит от укрепления в стране слоя собственников, которые представляют формирующийся средний класс» [4, С. 47]. Президент объясняет это международным опытом: «именно это [т.е. сильные позиции среднего класса в обществе] есть в странах развитой демократии, именно поэтому те страны стабильны, несмотря на смену элит. Вот почему я постоянно занимаюсь развитием среднего и малого бизнеса в стране. Мы немало сделали, но это – только начало. Когда мы говорим о демократизации, мы должны увязывать эти вопросы» [4, С. 47].

При этом Н.А. Назарбаев отмечает важность укрепления института частной собственности в стране и даже характеризует этот институт в качестве «ключа к ускорению всесторонней модернизации Казахстана» [4, С. 48].

Ниже, в том же выступлении, Н.А. Назарбаев возвращается к тезису о третьем классе и подчеркивает что без среднего класса, «процесс модернизации попросту невозможен. Поэтому главный вопрос сейчас в том, чтобы обеспечить необратимое и стабильное развитие среднего класса, обладающего собственностью и осознающего свои конструктивные социальные интересы» [4, С. 48].

В выступлении Н.А. Назарбаева озвученном на заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, проходившем в Астане, 24 марта 2006 года, он еще раз отметил связь политического и экономического развития государства. Говоря о последовательной экономической модерни­зации страны, о «прорыве» в экономическом развитии Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает, что непосредственным условием экономического развития является эффективно действующие политические институты страны. Он говорит: «я убежден и, полагаю, вы согласны со мной в том, что столь масштабным задачам могут соответствовать и способствовать только эффективные органы государственной власти, развитые политические институты, конструктивные политические партии, общественные организации и институты гражданского общества, работающие механизмы гарантии прав и свобод граждан» [5, С. 65]. В связи с этим, заключает Президент РК «мы твердо намерены продолжить последовательные демократические преобразования и политическую модернизацию страны» [5, С. 65].

При этом он предостерегает, апеллируя к мировому опыту, что не следует слепо копировать чужие модели, так как они могут привести к совершенно неожиданным, противоположным результатам. Н.А. Назарбаев говорит: «мир уже неоднократно был свидетелем того, когда те или иные рецепты, будучи механически привнесены на неподготовленную почву, приносили прямо противоположные плоды, чем ожидались: от реставрации архаических моделей общественного устройства до прямого насилия и хаоса» [5, С. 67].

Здесь же Президент обращает внимание на особенности соотношения экономического и политического развития государства, а именно не всегда полное отождествление экономического благополучия граждан некоторых стран и уровня их политического развития. Н.А. Назарбаев в связи с этим отмечает что «к сожалению, многими зачастую упускается из виду реальная картина сложного процесса демократического строительства в той или иной стране. Мировой опыт знает примеры, к чему приводит нарушение баланса между эффективностью власти и либеральностью поли­тической системы» [5, С. 67]. В качестве примера он приводит такие крупные страны, как Индия, Бразилия, Аргентина которые «давно считаются вполне демократическими, но никто не оспорит того, что значительная часть их населения не достигла благополучия и страдает от бедности» [5, С. 67]. В то же время в других странах, как говорит Президент РК «не воспринимаемых в мире как демократии», удалось обеспечить быстрый экономический рост и процветание [5, С. 67]. Это, говорит Н.А. Назарбаев, «часто встречающееся противоречие между де­мократическим устройством политической системы и эффективным управлением экономикой» [5, С. 67]. Очерчивая задачу для нашей страны, в этом вопросе, Глава Казахстана говорит – «сегодня нам важно найти оптимальный баланс между темпами демократических изменений и сохранением стабильного равновесия и высокой степени легитимности существующей политической системы» [5, С. 68].

В целом анализ выступлений Н.А. Назарбаева позволяет заключить, что Президент РК в своих выступлениях  взаимообуславливает вопросы экономической и политической модернизации страны. При этом Н.А. Назарбаев выступает сторонником поэтапной, эволюционной политической либерализации, которая должна быть обусловлена высоким уровнем конкурентоспособности экономики страны.

В качестве «человеческой основы» модернизации страны в своих выступлениях, Президент РК выделяет класс частых мелких и средних собственников – «третий класс». Таким образом, в выступлениях Президента РК Н.А. Назарбаева экономическое развитие выступает как необходимое условие политической модернизации Республики Казахстан.

Список использованных источников

1.  Сейлеханов Е.Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы: монография. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009.  – 296 с.

2.  Рахимжанова  А.Ж. Опыт экономической трансформации Казахстана //Опыт политической и экономической трансформации: казахстанская модель // Опыт политической и экономической трансформации: казахстанская модель. Материалы «круглого стола» (г. Алматы, 3 апреля 2008 г.) / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. – С. 100-104.

3.  Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на международной научно-практической конференции «Конституция: личность, общество и государство», посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан. –  Астана, 30 августа 2005 г.  // Н.А. Назарбаев и казахстанская стратегия политических реформ: сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – Том II. – С. 19- 29.

4.  Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан Казахстанский путь: стабильность, модернизация и процветание. –  Астана, 1 сентября 2005 года // Н.А. Назарбаев и казахстанская стратегия политических реформ: сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – Том II. – С. 30-55.

5.  Выступление Главы государства на заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. - Астана, 24 марта 2006 года // Н.А. Назарбаев и казахстанская стратегия политических реформ: сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – Том II. – С. 64-72.


Лапин Н.С. «История государства»: научный журнал. – 2010. – № 4. – С. 58-62.

Предоставлено Институтом истории государства КН МОН РК


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?