Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Институциональные реформы. Экономическое развитие

1747
Институциональные реформы. Экономическое развитие - e-history.kz
Переход на новые рыночные отношения не только привел к карди­нальным изменениям, но и породил и развил многие негативные явления в жизни общества

Переход на новые рыночные отношения не только привел к карди­нальным изменениям, но и породил и развил многие негативные явления в жизни общества: рэкет, рейдерство, теневую экономику, коррупцию и т.д.  Коррупция негативно влияла на национальную экономику страны. Ежегодные убытки от коррупции в стране составляли миллиарды тенге.

Разгосударствление и приватизация. Основные этапы приватиза­ции в Казахстане. В условиях Казахстана приватизация имела существенные особенности. Объективной необходимостью являлось не затягивание, а ускорение формирования рыночно ориентированных хозяйственных структур и критического слоя собственников как эффективно хозяйствующих субъектов.

Правовой основой разгосударствления и приватизации стали законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года и «О приватизации» от 23 декабря 1995 года. Закон «О разгосу­дарствлении и приватизации» определял приватизацию как продажу госу­дарственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур. Объектами приватизации были названы такие виды государственного имущества, как государственное предприятие, учреждение, производственные и непроиз­водственные подразделения, имущество предприятия, акции, доли в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью и другие.

Закон «О разгосударствлении и приватизации» предусматривал сле­дующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду; выкуп имущества, сданного в аренду; выкуп имущества членами трудового коллектива; продажа имущества по конкурсу или на аукционе; преобразование госпредприятия в акционерное общество. При приватизации средних и крупных госпредприятий преобладало созда­ние акционерных обществ (АО), а приватизация мелких и средних предпри­ятий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществлялась через прямые продажи.

Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа. На первом этапе - 1991-1992 годы - приватизация носила инициативный характер, когда го­сударственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Была разработана первая «Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан страны в процессы изменений формы собственности через их трудовые коллективы.  

На данном этапе приватизации происходило формирование рынка жи­лья, создание необходимых условий для развития рыночных отношений. Были образованы арендные и коллективные предприятия, с аукционов продавались коммунальные объекты, стал постепенно формироваться рынок услуг. Происходившие преобразования дали толчок развитию предпринимательства, формирующего слой собственников. По итогам первого этапа было преобразовано более 4,7 тыс. объектов государственного имущества. От общего количества приватизированных предприятий объекты розничной торговли, общепита, бытового обслуживания, коммунального хозяйства и другие составили 60%. Среди них наибольшую долю составили объекты торговли (29,6%) и бытового обслуживания (25,8%).

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным на­правлениям: малая приватизация (аукционная и конкурсная продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел.); массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.); приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью свыше 5000 чел.); приватизация агропромышленного комплекса.

Предусматривалось провести большую приватизацию, которая касалась бы в основном базовых отраслей экономики Казахстана: крупных и средних государственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, банковского дела, отраслей, выпускающих товары народного потребления. Методы приватизации отличались разнообразием: продажа акций через биржу, аукцион, коммерческий тендер, инвестиционный тендер, прямая продажа, передача предприятий в доверительное управление и другие.

При имеющихся масштабах сферы охвата объектов приватизации важ­ное значение имела малая приватизация. В республике было реализовано более шести тысяч объектов, появились и начали продуктивно работать тысячи частных предприятий, принадлежавших малому и среднему бизнесу. Невостребованные объекты были реализованы в 1996 году после мно­гократных снижений цен. Стоимость объектов малой приватизации могла оплачиваться деньгами (50%) и жилищными купонами (50%). Через отделения народного сберегательного банка вводилась свободная купля-продажа жилищных купонов. Практиковался и метод адресной продажи объектов трудовым коллективам. 50% средств от малой приватизации оставлялось в местном бюджете.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необра­тимым. Этого требовала сама логика того периода. В июне 1994 года Прези­дент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев внес в Парламент Меморандум об экономической политике на предстоящее трехлетие, в котором была опре­делена экономическая стратегия. Она предусматривала проведение жестких мер по реформированию экономики и установлению макроэкономической стабилизации. Была поставлена задача по проведению быстрой и энергичной приватизации.

Кардинальной трансформации подверглось и отношение казахстанцев к иностранным партнерам. В кратчайшие сроки был подготовлен и принят закон «О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане» - февраль 1997 года, где система льгот для иностранных инвестиций была значительно расширена. После принятия этого закона иностранный капитал стал играть решающую роль в росте экономики.  

Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к сектор­ным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефте­газовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные пред­приятия. Всего за второй и третий этапы были приватизированы 94 крупных предприятия, из них 57 передано в собственность иностранным инвесторам, что позволило создать компании с участием частного и государственного ка­питала, сохранить рабочие места и укрепить экономику страны.

Четвертый этап приватизации начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, он характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах ре­гулирования и распоряжения государственной собственностью.

В качестве документа, положившего начало четвертому этапу привати­зации, следует назвать Программу приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы. Государство сохранило за собой присутствие в отдельных стратегически важных отраслях экономики, в том числе обеспечивающих производство жизненно важных товаров, продукции и услуг.

Реформирование банковской системы. Создание собственной банков­ской системы Казахстана берет начало с декабря 1990 года. В январе 1991 года был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», способствовавший созданию основ двухуровневой банковской системы. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями. Таким образом, к моменту введения в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную трансформацию: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные, а Национальный банк был наделен рядом функций центрального банка.  

Принципиально важное значение для определения статуса Нацио­нального банка имел подписанный в марте 1995 года Президентом страны Н.А. Назарбаевым Указ, имеющий силу закона, «О Национальном банке Республики Казахстан». Нацбанк становился независимым и подотчетным только Главе государства. В 1995 году была принята первая Программа реформирования бан­ковской системы республики.  

Следующим важным шагом в развитии банковской системы была Про­грамма перехода банков второго уровня на международные стандарты фи­нансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.

Таким образом, в 1990-х годах в ходе экономических реформ в Казах­стане был создан современный банковский сектор.

Введение национальной валюты. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в начале 1990-х годов хорошо понимал, что вслед за реформой ценообразования неминуемо последует денежная реформа, и тогда рубль станет чисто российской валютой. Б.Н. Ельцин и В.С. Черномырдин неоднократно заверяли его, что в таком случае Россия и Казахстан обяза­тельно «сверят свои часы». Однако в политике преобладают собственные интересы. Поэтому в начале 1992 года был издан секретный указ о подготовке национальной валюты - тенге.  

Введению национальной валюты предшествовал сложный и длительный переговорный процесс. Это были десятки встреч на самых различных уровнях, включая переговоры между президентами двух государств - Н.А. Назарбаевым и Б.Н. Ельциным. Собственная национальная валюта была отпечатана в Великобритании и ввезена в республику. Президент создал правительственную комиссию, которая разработала весь сценарий введения тенге. Это был сложнейший комплекс политических, экономических, технических и организационных мер.

В результате решительных действий Президента и Правительства наци­ональная валюта Республики Казахстан - тенге - была успешно введена 15 ноября 1993 года.  

В 1997 году Указом Президента страны было создано Агентство по стратегическому планированию и реформам, которое получило четкую задачу Главы госу­дарства: «заглянуть в будущее, подумать над моделью, над стратегией - куда должен идти Казахстан».

В 2000 году указом Главы государства был создан Национальный фонд.

В 2000 году экономика страны готова сделает новый виток в своем развитии. Трансформация модели предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом. Начался процесс формирования экспортоориентированной модели развития.

К 2003 году в стране, в основном были завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ был признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

2003 год ознаменовал переход страны от решения тактических задач в отраслях экономики к стратегическим. Нурсултаном Назарбаевым была поддержана Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, нацеленная на диверсификацию экономики и преодоление зависимости страны от сырьевого фактора. В рамках данной стратегии были осуществлены первые шаги, направленные на активную структурную перестройку промышленности и придание инновационного характера экономическому развитию страны, создание благоприятной бизнес-среды, развитие перерабатывающего производства, повышение конкурентоспособности экономики. Государственные институты, созданные в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития, были наделены достаточными финансовыми ресурсами, чтобы кредитовать инвестиционные проекты, а также частично участвовать в уставном фонде создаваемых предприятий.

Эти меры позволили наблюдать высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения. В этом же 2003 году была принята Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.

По поручению Президента 25 ноября 2008 года Правительство Казахстана разработало и утвердило План действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009–2010 годы.

От имени государства выступал Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», главной задачей которого являлось содействие развитию казахстанской экономики в условиях глобального кризиса с привлечением финансовых ресурсов национальных институтов развития. В 2008 году на капитализацию Фонда стрессовых активов из рес­публиканского бюджета первым траншем было выделено 52 млрд тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда был равен 122 млрд тенге.

Вторым важным направлением антикризисной программы являлись проблемы на рынке недвижимости. Государством выделялось 5 млрд. долл. США (3 млрд долларов США – из Национального фонда, и еще потенциально 2 млрд – из пенсионной системы).

Третьим направлением антикризисной программы является поддержка малого бизнеса. Для поддержки малого бизнеса из Национального фонда выделялось 1 млрд долларов США, которые были направлены на рефинансирование существующих кредитов малому бизнесу, и выдачу новых. При этом кредитная ставка не превышала докризисного уровня (не более 14%).

В начале сентября 2012 года один из наиболее значимых в мировом масштабе рейтингов конкурентоспособности стран – Всемирный экономический форум (Давос, Швейцария) в своем отчете за 2011 год представил оценку Казахстану, включающую в себя сложную систему статистического и прогнозного анализа различных отраслей экономики. В этом году Казахстан поднялся на 21-ю позицию и разместился на 51-м месте. Стратегическое понимание важнейшей роли бизнеса в экономическом развитии Казахстана постепенно привело к устойчивому экономическому развитию и повышению уровня жизнеобеспечения населения.

Малый и средний бизнес (МСБ) республики сумел занять существенную нишу в экономике государства. Более трети активных предпринимателей (40%) были заняты в бизнесе, тогда как в сфере промышленности – лишь 11,4%. Доля занятого в малом предпринимательстве из общей численности населения по стране возросла с 23% в 2009 году до 29% в 2011 году. В 2012 году бизнес обеспечил работой до 2,5 млн казахстанцев.

Источник: Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 432 с. 165-167, 200-228 с.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?