Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Инновационный прорывной сценарий экономического развития: возможности и перспективы реализации в Казахстане

1782
Инновационный прорывной сценарий экономического развития:  возможности и перспективы реализации в Казахстане - e-history.kz
Под стратегией нами понимается перспективная траектория изменения институтов и экономической политики, выстроенная государством для достижения желаемого результата в будущем.

Нурланова Наиля Капеновна,

д.э.н., профессор

Инновационный прорывной сценарий экономического развития:

возможности и перспективы реализации в Казахстане

В условиях нарастания глобальных кризисных явлений краткосрочные меры по преодолению их негативных последствий необходимо дополнять среднесрочной антикризисной программой и долгосрочной стратегией, определяющей ориентиры перспективного научно-технологического развития страны. Продолжающееся расширение процессов мировой экономической рецессии заставляет многие государства задуматься о выборе долгосрочной стратегии развития.

Под стратегией нами понимается перспективная траектория изменения институтов и экономической политики, выстроенная государством для достижения желаемого результата в будущем.

Однако динамика развития как мировой, так и национальной экономических систем многофакторна и многовариантна, поэтому практически невозможно определить один сценарий на долгосрочную перспективу, реализуемый с высокой степенью вероятности. Поэтому поиск наилучшей стратегии предполагает использование сценарного подхода и рассмотрение всех известных в мировой теории и практике моделей экономического развития и их комбинаций. При этом у большинства ученых и практиков разных стран нет единства мнений по этому вопросу.

Для евразийской цивилизации, к которой можно отнести страны постсоветского пространства, в том числе Казахстан и Россию, выбор сценарных прогнозов может быть ограничен  определенным набором, В частности, в книге российских экономистов рассмотрены четыре возможных сценария долгосрочного развития страны: «сверхиндустриальная модернизация», «бросок в глобализацию», «экономический изоляционизм», «энергетический аутизм» (1). Из всех перечисленных сценариев только для первого сценария (стратегия «сверхиндустриальная модернизация») характерно использование прогрессивных направлений экономической политики – капитализация сравнительных преимуществ национальной экономики и модернизация массовых производств обрабатывающей промышленности. Другие сценарии предусматривают реализацию только одного из данных направлений, а «энергетический аутизм» вообще не ориентирован на их развитие. Потому наиболее предпочтительным для стран евразийской цивилизации является первый сценарий.

Другая группа российских экономистов «СИГМА» также использует сценарный подход для определения альтернативных вариантов стратегических решений. Ими выделены такие возможные варианты долгосрочной стратегии, как «Рантье», «Мобилизация», «Инерция» и «Модернизация» (2). Рассмотрим их краткие характеристики для того, чтобы определить их применимость для Казахстана.

Реализация стратегии «Рантье» означает, что все усилия и финансовые ресурсы сконцентрированы на развитии отраслей, связанных с добычей и экспортом природных ресурсов, а природная рента централизуется и перераспределяется через государственный бюджет в основном только на социальные нужды и оборону страны. Осуществление такого сценария развития выгодно только для компаний, относящихся к добывающим и экспортирующим отраслям (нефть, газ, металлы). Однако следование такому сценарию развития означает фактический отказ от инновационной и деловой активности за пределами добывающего сектора, свертывание инфраструктурных проектов, застой в производствах обрабатывающей промышленности, рост импорта товаров и услуг. Данный сценарий развития неприемлем для Казахстана, так как не имеет перспективы. В будущем при развитии такого сценария можно ожидать спада и в сырьедобывающих отраслях из-за растущего бремени социальных расходов и, конечно же, в силу исчерпания запасов нефти и газа.

Сценарий «Мобилизация» предполагает «очаговую» модернизацию с точки зрения отраслей и регионов, то есть государство поддерживает развитие только тех отраслей и производств, которые директивно назначены приоритетными, без диалога с бизнесом и с ориентацией на существующие заделы. Перераспределение ресурсов от сырьевого сектора происходит либо через бюджет, либо через созданные «сверху» государственные корпорации, аккумулирующие финансовые средства государства. При развертывании такого сценария интересы граждан учитываются минимально, а развитие остальных, неприоритетных отраслей поддерживается по остаточному принципу, что постепенно приводит их к деградации. Перераспределение ресурсов в пользу выбранных узких приоритетов, как показывает мировой опыт, зачастую сопровождается перераспределением собственности и может привести к резкому снижению эффективности расходования государственных средств. Поэтому такой сценарий долгосрочного развития также неприемлем для нашей страны. Выбор мобилизационного сценария опасен для Казахстана еще и потому, что он не позволит улучшить структуру его хозяйства и достичь долгосрочных целей развития, а наоборот, ограничивает простор для инициативы и инноваций, может привести к дальнейшему усилению поляризации доходов и деградации человеческого капитала.

Реализация долгосрочной стратегии по сценарию «Инерция» предполагает приоритет стабильности над развитием. По данному сценарию продолжаются преобладающие тенденции, нарастает технологическое отставание страны, отрицаются радикальные экономические и институциональные изменения, отсутствуют инновации. Слабости продолжения этого сценария в Казахстане очевидны.

Наконец, четвертый сценарий долгосрочного развития под названием «Модернизация» предусматривает комплекс институциональных изменений, направленных на создание благоприятных условий и стимулов для инновационного развития экономики и общества. Фактически реализация данного сценария означает переход к инновационному развитию не на основе перераспределения ресурсов государством, а на базе создания новых ресурсов, на базе инноваций и механизмов государственно-частного партнерства.

Последние два варианта реализации стратегии долгосрочного развития вырисовываются в свете исследования перспектив научно-технологического развития стран евразийской цивилизации до 2030 года.

Для выбора возможной траектории будущей экономической динамики Казахстана из множества возможных сценариев мы также выбираем два, имеющих реальные предпосылки для своего осуществления и представляющих свободу выбора для социально-политических сил: инерционный и инновационно-прорывной.

В этой связи необходимо рассмотреть предпосылки, факторы и последствия реализации этих двух базисных сценариев:

§инерционного, предполагающего сохранение, с теми или иными модификациями, сложившихся в конце XX - начале XXI вв. тенденций экономического развития как евразийской цивилизации, так и Казахстана;

§инновационно-прорывной сценарий, реализация которого предполагает  не только технологические, но и экономические инновации, связанные со становлением постиндустриального способа производства, формированием эффективной многоукладной экономики, постепенным преодолением поляризации общества и позитивными структурными сдвигами.

Нужно отметить, что оба сценария имеют общие черты и тенденции:

§сохранится общий тренд к экономическому росту, повышению производительности труда и уровня жизни, но разными темпами и с различной степенью дифференциации по регионам страны и возможным изменением в сторону понижения в отдельные периоды времени, например, во время проявления тенденций глобального экономического кризиса;

§сохранится влияние периодических экономических кризисов, но с разной амплитудой колебаний экономических параметров, глубиной, длительностью и последствиями;

§будет продолжаться тенденция глобализации производительных сил и экономических институтов, но по разным моделям и с разным уровнем социально-экономических противоречий;

§продолжится взаимовлияние динамики различных элементов общества и экономики. Однако при инновационно-прорывном сценарии будут обеспечены сбалансированные прорывные технологические, институциональные и социальные инновации и трансформации. А при инерционном сценарии усилятся колебания, расхождения в обществе, негативные изменения в институтах и механизмах, и как следствие, в разных сферах и в различных отраслях, что заметно сократит их суммарный эффект.

При инерционном сценарии в современных условиях нарастания кризисных явлений, продолжение ныне преобладающих тенденций в Казахстане может привести к следующим нежелательным последствиям в долгосрочной перспективе:

- станет необратимой деградация научного потенциала республики из-за старения кадрового потенциала, утраты научных и конструкторских школ, снижения государственной поддержки отраслевой науки, отсутствия механизмов стимулирования частного бизнеса для финансирования научных проектов, растущего импорта технологий;

- будет нарастать технологическое отставание Казахстана от стран- лидеров мировой цивилизации в результате запоздалого освоения пятого и шестого технологических укладов;

- снизится конкурентоспособность отечественной продукции, базирующейся на отсталых технологиях, в условиях преобладания на мировом и зарубежном рынках зарубежной продукции  пятого, а в перспективе и шестого укладов;

- снизятся темпы экономического роста, а при условии углубления экономического кризиса возможно и падение производства, и следовательно,  рост безработицы, слабое использование преимуществ глобализации;

- углубятся существующие деформации институциональной структуры национальной экономики;

- будет увеличиваться отставание республики от развитых стран по уровню производительности труда;

- снизятся доходы малообеспеченных семей, что чревато ростом  социальной нестабильности; будут подорваны позиции среднего класса и основы для его дальнейшего развития;

- будет поставлена под сомнение возможность достижения поставленных в Стратегии «Казахстан-2030» целей и индикаторов экономического развития республики.

При преобладающих ныне тенденциях и существующем раскладе сил  есть угроза реализации в долгосрочной перспективе инерционного сценария. Могут снизиться темпы прироста ВВП по сравнению с запланированными в Казахстане. Потенциал высоких темпов роста в условиях кризисных явлений уменьшается за счет внешних  факторов (прежде всего, снижения мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы), а отставание с инновационным обновлением критически устаревшего основного капитала и экономики в целом снижает конкурентоспособность отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. К тому же может нарастать дефицит пригодных для освоения инноваций кадров - ученых, конструкторов, инженеров, квалифицированных рабочих, стратегически мыслящих топ-менеджеров и государственных служащих.

Таким образом, выбор инерционного сценария опасен для будущего нашей страны.

 Одной из предпосылок развития экономики республики в нежелательном направлении может стать тот факт, что в мировой и отечественной экономической науке до сих пор нет получившей широкое признание  научной концепции формирования постиндустриальной интегральной экономики.

Некоторые ученые заявляют, что постиндустриальная экономика уже реально существует в развитых странах  Северной Америки и Западной Европы, а страны евразийской цивилизации еще долго будут оставаться  во втором эшелоне или в числе безнадежно  отставших, подлежащих модернизации стран. Многие отечественные и зарубежные экономисты отождествляют постиндустриальную цивилизацию с информационным обществом, что подразумевает формирование общества технократического характера. Мы полагаем, что для современного этапа развития экономики и общества Казахстана характерными процессами являются индустриальная модернизация и постепенный переход на этой основе к постиндустриальному  типу развития, которому еще предстоит утвердиться в мире. Поэтому еще предстоит выработать и добиться  широкого признания концепции формирования постиндустриальной  экономики.

Единственно надежным и реальным сценарием долгосрочного развития Казахстана является инновационно-прорывной. Необходимость инновационно-прорывного сценария  диктуется вызовами XXI века,  экономическими императивами глобализации и эффективного разрешения критических ситуаций, возникших вследствие современной рецессии мировой экономики. В условиях мировой экономической рецессии и снижения темпов роста эффективности воспроизводства становление постиндустриального технологического способа производства, пятого и шестого технологических укладов требует радикального инновационного обновления производственного аппарата (основного капитала), значительных вложений в инновации.

Инновационно-прорывной сценарий исходит из того, что с переходом к обществу, основанному на знаниях, становлением постиндустриальной научной парадигмы появляется возможность использовать совокупность благоприятных факторов, быстрее преодолеть противоречия и опасности кризисного периода и обеспечить оптимальную траекторию  макроэкономической динамики  с учетом объективно существующих ограничений (прежде всего природно-экологических и демографических). Этот сценарий можно считать умеренно-оптимистическим.

Между тем на пути этого процесса назрели определенные препятствия.

 Во-первых, в мире накоплены и получают распространениеустаревшие технологии, которые в больших масштабах импортируются в страны евразийской цивилизации и том числе в Казахстан в модифицированном виде. Нарастает поток псевдоинноваций, то есть улучшенных  технологий, но морально устаревших. Это препятствует реализации инновационно-прорывного сценария экономического развития страны и находит свое выражение в снижении темпов роста производительности труда.

Разрешение этой критической ситуации возможно на основе роста общего объема инвестиций в инновационное обновление экономики и их доли в ВВП, перераспределения инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, освоение инноваций пятого и шестого технологических укладов.

Во-вторых, критическая ситуация технологического развития в странах евразийской цивилизации проявляется в нерациональной структуре экономики и  инновационно-технологического потенциала, которые ориентированы на приоритеты индустриального общества  и усиленную эксплуатацию природы. Разрешение этой критической ситуации может быть найдено на путях перестройки структуры экономики и ее инновационно-инвестиционного сектора, повышения его доли в ВВП, ориентации на инновационное развитие человеческого капитала и ресурсосберегающих технологий.

В-третьих, возрастает технологический разрыв между авангардными странами и большинством отстающих стран, между странами евразийской цивилизации и между отдельными регионами этих стран. Это предопределяет низкую конкурентоспособность продукции отстающих экономик, растущую пропасть между богатством и бедностью.

Основной научно-технический и инновационный потенциалсконцентрировался в авангардных цивилизациях – североамериканской, западноевропейской, японской. Они тратят на НИОКР 1,92 – 3.15% ВВП (на душу населения – от 1726 до 3690 долл.), занимают ключевые позиции в экспорте высоких технологий (зона Евро – 29,8%, США – 17,0, Японии – 9,9% мирового экспорта). Китай сравнялся с США по объему экспорта высокотехнологичных товаров (а с учетом Гонконга– обогнал США), но значительно отстает по доле затрат на НИОКР в ВВП (1,44% против 2,68).

 Россия и Казахстан потеряли за время перестройки и кризиса лидирующие позиции в области научных исследований. Доля затрат на науку в России почти вдвое ниже среднемировых (1,17% против 2.28%), а доля в мировом высокотехнологичном экспорте не превышает 0,3 %. Еще хуже положение Казахстана, здесь затраты на исследования и разработки составляют всего 0,28% к ВВП страны.

Глобальный экономический кризис начала XXI в. усилит разрыв между странами из-за отсутствия минимально необходимого собственного научного, кадрового  и инвестиционного потенциалов для освоения новых технологических укладов. Выход – в партнерстве авангардных и отстающих цивилизаций, передовых и развивающихся стран, чтобы сблизить уровень их экономического и социального развития.

В-четвертых, серьезным тормозом инновационного пути развития является острый дефицит кадров, способных эффективно разрабатывать, осваивать, производить и эксплуатировать новые технологии.Речь идет о кадрах всех уровней технологической цепочки – ученых, конструкторах, инженеров, техниках, квалифицированных рабочих, менеджерах, государственных служащих. Дело не в их количестве, а в уровне профессиональной подготовки, способности внедрять радикальные инновации в сфере своей деятельности, связанные со значительным риском, но и с крупным успехом в случае успешного формирования и освоения новых инновационных рыночных ниш.

Новые вызовы XXI века требуют крупномасштабного, с высоким уровнем стартового капитала, освоения инноваций постиндустриального технологического способа производства. Такой инновационный прорыв возможен только при  наличии подготовленных и ориентированных на активное внедрение инноваций кадров, а также на базе инновационного партнерства государства, бизнеса, науки и образования.

Реализация инновационно-прорывного сценария предполагает развитие партнерства цивилизаций  и организацию на этой основе мощного потока инновационных технологий из авангардных в отстающие  цивилизации и страны. Однако для того, чтобы заимствованные прорывные технологии были адаптированы к условиям стран- реципиентов и эффективно там применялись, необходимы специальные условия.

Во-первых, должна быть развита собственная прикладная научная и опытно-конструкторская база и подготовленный кадровый потенциал (квалифицированные исследователи, конструкторы, испытатели, аналитики, инженеры, квалифицированные рабочие, менеджеры).

Страны Евразийской цивилизации, в число которых входит и Казахстан, занимают в этом потоке прогрессивных технологий особое место. Они имеют достаточно высокую научную базу и образовательный уровень работников, чтобы не только заимствовать технологии, но и быть по ряду направлений технологического прорыва в числе лидеров. 

Но для этого нужно проводить последовательную макроэкономическую политику, ориентированную на инновационный прорыв, многократно увеличить вложения государства и особенно частного бизнеса в развитие отечественной научно-технической базы, отказаться от нынешнего курса на преимущественное заимствование технологий. Сегодня расходы на НИОКР в расчете на 1 жителя в Казахстане составляют всего 13 долл. США, в то время как в США – 991; Японии – 816; Германии – 666; России – 98. Значительно сократился кадровый потенциал науки.  Так, если в Казахстане в начале 90-х гг. численность, занятых в НИОКР,  составляла 40 тыс. чел, то в  2007г. только 17,7 тыс. чел. Это меньше чем  в 1965 году  (18,2 тыс. человек). По обеспеченности научными кадрами мы уступаем не только мировым лидерам, но некоторым странам СНГ. Например, в нашей стране численность исследователей на 1 млн. населения составляет 629 чел., а в Украине -1774, в Беларуси 1871, России 3319. Поэтому необходимо укрепить научные школы в ключевых и приоритетных для Казахстана направлениях науки и технологий.

Во-вторых, необходимо формирование механизма инновационного развития страны, нацеленного на ускоренное освоение и распространение технологий пятого и шестого технологических укладов для решения глобальных критических ситуаций в области продовольствия, энергетики  и экологии, в области образования и развития человеческого капитала. Пока эта задача еще далека от своего решения - доля инновационно активных предприятий в промышленности Казахстана составляет всего 4,8%, для сравнения в Германии - 82,5; Швеции - 75,3; Австралии - 60,8; России -10,0%. Удельный вес  инновационной продукции в объеме промышленной продукции республики не превышает 2,3%, а в России этот показатель составил 3,7%, Германии – 29; Австралии – 31. В объеме экспорта нашей страны доля высокотехнологичной продукции еще ниже – всего 2%, в России 9%, а в развитых странах в разы больше - США – 32%; Японии – 24%.

В-третьих, активное распространение прорывных инноваций согласно инновационно-прорывному сценарию развития потребует перестройки структуры инвестиций, роста вложений в разработку, освоение и распространение инноваций более высоких технологических укладов, увеличения  инвестирования новых, быстро развивающихся отраслей, несмотря на то, что эти инвестиции отличаются на первых порах высоким риском и длительными сроками окупаемости. Поэтому необходима существенная поддержка государства  в стартовый период освоения новых поколений техники и научно-технических направлений.

Приоритетными должны стать инвестиции в технологии, соответствующие по характеру постиндустриальному технологическому укладу, а также  в  крупномасштабные проекты по подготовке кадров для инновационного прорыва, в развитие информационных технологий и Интернета, в ресурсосберегающие, экологические чистые технологии, в формирование национальных инновационных систем.

 Успешная реализация инновационно-прорывного сценария в Казахстане предполагает:

- выдвижение в центр среднесрочной стабилизационной программы республики стратегии инновационного развития и формирование долгосрочной стратегии научно-технологического развития;

- выбор ограниченного круга приоритетов инновационного прорыва;

- проведение инновационной модернизации национальной экономики, ориентированной на освоение более высоких технологических укладов ( пятого и шестого) в интересах повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках;

- формирование системы национальных инновационных программ и проектов, концентрация финансовых и других ресурсов государства и бизнеса на их реализации;

- создание новых институтов и механизмов реализации национальных инновационных программ и проектов, основанных на партнерстве государства, бизнеса и общества.

Следствием ориентира на инновационно-прорывной сценарий станет:

- постепенное увеличение темпов экономического роста, в результате привлечения и освоения прогрессивных технологий пятого и шестого укладов, преодоления последствий глобального экономического кризиса, а также перехода к новой модели устойчивого развития;

- сокращение разрыва в экономическом и технологическом развитии с развитыми странами, что позволит поднять уровень и качество жизни населения республики;

- обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике, развитие институтов, преодоление проявлений теневой экономики и коррупции, чрезмерного отрыва финансового сектора  экономики от  реального;

- формирование  экономики нового качества, основанной на знаниях, инновациях, развитии человеческого капитала;

- усиление социальной и экологической ориентации экономики, конвергенция национальной экономической системы с системами стран других и цивилизаций на основе интегрального экономического способа производства.

Темпы прироста ВВП при инновационном сценарии в Казахстане могут оказаться в 1,5-2 раза выше предусмотренных, а в странах европейской и североамериканской цивилизаций, напротив, могут оказаться намного меньше с учетом внутреннего и внешнего долга, большой доли виртуальной экономики. Другими словами, при условии следования инновационно-прорывному сценарию развития появляется возможность существенно сократить разрыв в социально-экономическом развитии нашей республики и стран – мировых лидеров.

Для осуществления инновационно-прорывного сценария на национальном уровне потребуется четкое осознание растущих угроз глобализации, выработка эффективной долгосрочной стратегии, громадные усилия и ресурсы для радикальной модернизации технологической базы, экономической структуры  и институтов, и достаточно длительный период  времени  - не менее двух десятилетий.  Это обеспечит более высокие и устойчивые темпы роста и повышения благосостояния населения по сравнению с инерционным сценарием.

Возможно использование различных подходов к формированию и реализации инновационно-прорывного сценария развития. Один из них, так называемый проектный подход, предполагает, что реализация инновационной стратегии развития опирается на инструменты и методы проведения промышленной политики и стимулирования экономического роста: предоставление гарантий по кредитам, субсидии, налоговые льготы и другие преференции. Второй подход ориентируется на значительные институциональные изменения и реформы, связанные с изменением форм собственности, например, с приватизацией и разгосударствлением, как это имело место в 90-е годы во всех странах  постсоциалистического лагеря, или, наоборот, с национализацией, как это наблюдалось в периоды перемен общественного строя или глобальных экономических кризисов.

Сторонники обеих точек зрения (1,2,3) предполагают, что доминирующая роль в реализации стратегии развития и модернизации экономики и общества принадлежит государству. Современным условиям развития больше отвечает проектный подход, т.к. при низкой эффективности экономики институциональный подход или  создание новых рыночных институтов может работать на закрепление экспортно-сырьевой модели развития. Согласно же проектному подходу, базирующемуся на идее Форсайт, основной задачей государства является достижение конкурентоспособности путем капитализации конкурентных преимуществ национальной экономики, то есть путем увеличения инвестиционных вложений в отрасли и сектора, имеющие большой конкурентоспособный потенциал. К таким отраслям в условиях евразийской цивилизации, как правило, относятся сырьедобывающие, металлургия, военно-промышленный комплекс, транспорт, информационно-коммуникационные технологии. В дальнейшем, доходы, полученные в этих отраслях могут быть направлены на технологическую модернизацию обрабатывающей промышленности.

Нынешняя макроэкономическая политика, проводимая казахстанским правительством, в целом основана на проектном подходе реализации выбранного сценария развития. Так, в Казахстане интенсивно разрабатываются и принимаются национальные проекты, государственные программы, создаются новые институты развития и т.д. Однако нужно учитывать, что для относительно технологически отсталой страны, тем более в условиях глобального финансового кризиса использования «точечных преимуществ» отдельных отраслей явно недостаточно. Для того, чтобы реализовать инновационно-прорывной сценарий развития экономики и общества в Казахстане, необходим третий подход, который бы сочетал преимущества первых двух. А именно, предлагается интерактивный подход, основанный на оценке долгосрочных тенденций мирового экономического и социального развития, использовании набора интерактивных методов и определении приоритетных направлений отечественной инновационной активности. Данный подход предполагает одновременное использование полного набора инструментов проектного подхода, стимулирование экономического роста, и прогрессивные институциональные преобразования, основанные на усилении роли государства и направленные на преодоление негативных последствий мирового экономического кризиса. Выбранный нами подход к реализации иновационно-прорывного сценария развития экономики и общества предусматривает:

- формирование национальной инновационной системы и инновационной экономики;

-  создание институциональной системы интерактивного управления экономическим ростом и развитием;

- повышение качества институтов, улучшение качества и повышение роли государственного управления, снижение уровня коррупции;

- проведение эффективной социальной, структурно-инвестиционной и промышленной политики;

- обеспечение роста качества человеческого капитала;

- налаженное взаимодействие государства, бизнеса и общества.

Однако мало определить возможный сценарий, условия и пути развития страны в долгосрочной перспективе. Важно установить факторы,  имеющие решающее значение для осуществления оптимистического, инновационно-прорывного сценария, чтобы в итоге обосновать рекомендации по выработке  механизма его реализации, ориентированного на партнерство государства, бизнеса и общества.

Сегодня главным фактором быстрого экономического роста Казахстана являются природные богатства, прежде всего нефть и газ. Однако унаследованные от прошлого структурные, технологические деформации не исправить, если и далее в качестве основного источника экономического развития рассматривать только природные ресурсы. Ведь Казахстан располагает таким стратегическим фактором экономического роста, усиления конкурентоспособности, как значительный научный и образовательный потенциал. Задействовать его в рыночной экономике можно только через инновации. Без инноваций в современной экономике не решить ни одну коренную задачу.

Формирование инновационной экономики является безальтернативным вариантом развития Казахстана в XXI в. Этого требуют национальные интересы страны, об этом говорят основные тенденции мирового развития.

В Казахстане уже многое делается в направлении использования интерактивного подхода реализации инновационно-прорывного сценария развития.  В последнее время государством предпринимаются широкие меры для развития науки и инновационной деятельности. Утверждена и успешно реализуется Программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2014 года, направленная на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации экономики, отход от сырьевой ориентации. Институты развития финансируют 130 инвестиционных проектов, на сумму 2,5 млрд. долл.

Первым среди стран СНГ Казахстан разработал Программу формирования и развития национальной инновационной системы (НИС). Это новое для нас понятие, хотя в развитых странах именно НИС позволяют связать воедино все элементы инновационного процесса – науку, производство и рынок.

Набор элементов, основных звеньев НИС примерно одинаков для любой страны. Но их соотношение, взаимосвязи между ними меняются в зависимости от особенностей страны, масштабов ее экономики, обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, традиций в развитии общественных институтов, социокультурных факторов. Например, на Западе фундаментальная наука традиционно сосредоточена в университетах. В Казахстане же укоренились традиции развития фундаментальных исследований в академических институтах. Ясно, что по своей конфигурации НИС нашей страны будет отличаться от НИС развитых стран.

НИС Казахстана формируется из «осколков» советской  инновационной системы.  Главным ее отличием является, конечно, то, что в ней отсутствовали рыночные механизмы генерирования инноваций. Сама проблема инноваций ставилась как проблема внедрения, по определению, предполагавшая не естественное продвижение инноваций в благоприятной среде, а преодоление некоего сопротивления этой среды. Заинтересованность предприятий в инновациях отсутствовала, внедрение новой техники обусловливалось необходимостью выполнения соответствующих заданий, поступавших сверху.

Связь науки с производством строилась по линейному принципу. Имели место разобщенность участников инновационного цикла, институциональные барьеры между ними. Научные исследования, конструкторские работы, экспериментальные и опытные разработки считались отдельными видами деятельности и проводились изолированного друг от друга. Научный потенциал Казахстана, несмотря на относительно высокий общий уровень развития, был не в состоянии обеспечить инновационные процессы, прежде всего из-за слабости звеньев технологической направленности. Предприятия республики отличались низкой инновационной активностью, при этом инновации носили в основном частичный, а не радикальный характер.

Переход к рынку, обретение независимости сопровождались некоторыми изменениями в организационной структуре инновационного потенциала. Сформирована ограниченная сеть национальных научных центров, созданных на базе академических и отраслевых научных, конструкторских и технологических организаций, опытных производств, промышленных предприятий, полигонов и других научно-производственных структур, академическим институтам придан статус государственных, появилось малое инновационное предпринимательство. Однако в целом следует признать, что и по количественным параметрам, и по качественным характеристикам инновационный потенциал в переходный период деградировал.

Все изложенное нельзя не учитывать, рассматривая возможности и особенности формирования НИС Казахстана. Ориентируясь на наиболее распространенные в мире модели НИС, с одной стороны, невозможно просто «отбросить» унаследованные элементы инновационной сферы в республике, с другой стороны, необходимо осознавать, что, во-первых, они требуют радикальной реорганизации, а, во-вторых, - только на их основе НИС не создать, требуются совершенно новые структуры и новые институты.

Поэтому, еще в 2002 году, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, выступая в Национальной академии наук РК, поставил задачу создания национальной инновационной системы. Принятая в Казахстане Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы  рассчитана на 2005-2015 годы и будет реализовываться  в несколько этапов. Целью Программы является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного, а также зарубежного научного потенциала и технологий. В ее задачи входит:

·  развитие научного потенциала;

·  формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды;

·  формирование и развитие многоуровневой инновационной инфраструктуры;

·  формирование и развитие элементов и механизмов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов;

·  обеспечение эффективного взаимодействия между элементами национальной инновационной системы;

·  совершенствование нормативной правовой базы.

В основу Программы положены следующие принципы формирования НИС: активная роль государства; партнёрство с частным капиталом; открытый характер системы.

Среди первых наиболее значимых результатов реализации Программы следует отметить, что заложен фундамент венчурной индустрии, запущен казахстанский спутник Kazsat, открыт национальный технопарк Alatau IT city. Ядром созданной системы является Национальный Инновационный фонд (НИФ), который призван содействовать росту инновационной активности, развитию высокотехнологичных и наукоемких производств. Важным направлением деятельности НИФ является финансирование НИОКР. Выбраны пять приоритетных направлений: альтернативная энергетика; IT-технологии; биотехнологии и фармацевтика; технологии для углеводородного сектора; новые материалы и нанотехнологии. По каждому из них могут финансироваться проекты в объеме до 250 тыс. долл. Кроме того, в основные задачи НИФ входит участие в создании инновационной инфраструктуры.

Одним из основных направлений деятельности Национального инновационного фонда является содействие становлению венчурных фондов, участие в формировании механизмов и инфраструктуры венчурного финансирования инновационных проектов, инициирование инновационных проектов с привлечением других институтов развития в качестве финансовых источников. Сегодня венчурный капитал представлен 12 фондами, созданными совместно с НИФ: 6 отечественными фондами и 6 зарубежными. АО «Национальный инновационный фонд» принял участие в создании и капитализации 6 отечественных венчурных фондов: ТОО «Венчурный фонд «Адвант», АО «Almatyventurecapital», АО «АИФРИ «Вечурный фонд «DeltaTechnologyFund», АО «Фонд высоких технологий «Арекет», АО «Венчурный фонд Сентрас», АО «Logycomperspectiveinnovations». Этими фондами рассматривается 251 проект, имеющий перспективный потенциал коммерциализации. Уже начаты финансирование развития центров, способных предоставить весь спектр услуг в области цифровых технологий, разработка и создание опытно-промышленных образцов вихревого теплогенератора, строительство нового завода ферросиликоалюминия, производство теплоизоляционных материалов из базальтового волокна.

Объем капитализации 6 отечественных венчурных фондов по размеру сопоставим с расходами выделенными на НИОКР из республиканского бюджета в 2006 г. – 13721 млн. тенге (114 млн.долл.). Сейчас идет активная работа по организации Ассоциации венчурного инвестирования в Казахстане, поскольку венчурные фонды нуждаются в консолидации для лоббирования интересов, к примеру, в области законотворчества.

Деятельность венчурных фондов находится на начальном этапе развития. В рамках развития венчурной и инновационной инфраструктуры в Казахстане должны быть созданы механизмы стимулирования инвестиций на самых ранних стадиях инвестиционных проектов - посева и становления. Эти стадии являются наиболее рискованными (в среднем только 10 процентов венчурных проектов получают ожидаемое развитие), и большинство предпринимателей не могут найти поддержки у банкиров и бизнесменов.

Наряду со стимулированием развития венчурной индустрии НИФ финансирует инновационные проекты. Основными приоритетами финансирования НИФ являются четыре сектора: технологии для нефтегазового сектора, пищевой промышленности, информационные технологии, а также биотехнологии и фармацевтика. На эти направления выделено 70% финансирования, остальные средства осваиваются в секторах альтернативной энергетики, нанотехнологий, космических технологий.

НИФ осуществляет финансирование прикладных НИОКР через предоставление следующих видов грантов:

  - предпроектные гранты до 5 тыс. долларов США;

  - малые гранты до 55 тыс. долларов США;

  - большие гранты до 250 тыс. долларов США;

  -гранты для патентования за рубежом до 50 тыс. долларов США.

Фондом приняты обязательства по финансированию 55 инновационных проектов. Среди крупных можно отметить проект «Автоматизированные вертикальные ветроэнергетические агрегаты мощностью 1-5 кВт», цель которого разработка, создание, испытание опытных образцов и подготовка к промышленному производству автоматизированных ветроэнергетических агрегатов (ВЭА) мощностью 1-5 кВт. Другим  примером является «Исследование по применению упругих элементов  из медно-бериллиевых сплавов в узлах оборудования, работающего в условиях слабоагрессивных сред нефтегазовой промышленности».

В области фармацевтики в пример можно привести создание фармацевтического комплекса по производству противоопухолевого препарата «Арглабин» и разработку оригинального препарата «Normogen». Фонд также участвует в реализации проекта по организации и внедрению в производство современных универсальных каротажных регистраторов «Геоскан» неограниченной вычислительной мощности для регистрации данных каротажа и их последующей экспресс-обработки. 

Фонд инициировал совместную научно-исследовательскую программу с известным американским Фондом гражданских исследований и разработок (CRDF). С ним было заключено Соглашение о кооперации, согласно которому будет осуществляться сотрудничество в области экспертизы проектов, проведении совместных научно-исследовательских программ, а также конференций и семинаров. В 2006 году АО НИФ впервые запустил международный конкурс инновационных грантов совместно с Программой Европейского Союза INTAS. Конкурс с общим бюджетом в 500 тысяч евро с равной долей от АО «НИФ» и INTAS собрал свыше 10 проектов, каждый из которых претендовал на финансирование в размере до 50 тысяч евро. Продолжительность проектов была от года до двух лет. После независимой научно-технической экспертизы поданных проектов общее число отобранных на финансирование проектов составило три. Данный конкурс демонстрирует важность и своевременность нового механизма, разработанного АО «НИФ» с целью установления и укрепления международного сотрудничества в области инноваций.

На сегодняшний день Фондом заключены Меморандумы о сотрудничестве с известными зарубежными технологическими компаниями Cisco Systems, CIFAL. Также ведется работа по установлению взаимовыгодного сотрудничества. Речь идет в данном случае о работе с германской сетью прикладных центров Fraunhofer, а также с Московским Государственным Университетом им М.В.Ломоносова. Партнерство окажет самое позитивное влияние на инновационное развитие страны в целом. В соответствие с запланированными совместными действиями, Fraunhofer и МГУ им М.В. Ломоносова будут оказывать свою профессиональную экспертизу опытно-конструкторским и изыскательным работам казахстанских инноваторов и ученых, а также совместно с АО «НИФ» будут разрабатывать новые высокотехнологические проекты с четким акцентированием на получение в результате прибавочной стоимости.

Одним из важных направлений развития международного сотрудничества Фонда является разработка совместной большой программы по созданию общего пространства ЕС - Казахстан в области науки и инноваций. В связи с чем ведется на постоянной основе работа с Представительством Европейской Комиссией в Казахстане.

Национальный Инновационный Фонд уже второй год проводит конкурс бизнес-планов с призовым фондом в 50 тысяч долларов США за лучшее инновационное решение. В 2007 году, кроме традиционного приза, учреждена дополнительная номинация «За лучший экологический проект» и приз в размере 25 тысяч долларов США от спонсора конкурса - компании Shell. А также выделены два гранта на обучение в магистратуре и докторантуре Нефтяного университета Саудовской Аравии.

Одним из ведущих направлений становления НИС является формирование инновационной инфраструктуры. Полноценная инновационная деятельность возможна только в новых хозяйственно-территориальных  образованиях - технопарках, бизнес-инкубаторах. В Казахстане  действуют 15 технопарков и 16 бизнес-инкубаторов.

Статус национальных технопарков имеют Парк информационных технологий, Парк биотехнологий, Нефтехимический парк, Парк ядерных технологий, Парк космических технологий, Парк новых материалов. Региональные технопарки созданы в городах Астана, Алматы, Караганда, Уральск, Петропавловск, Шымкент, Усть-Каменогорск. Технологические бизнес-инкубаторы созданы  на территории технопарков и при технических вузах в ряде регионов республики.

Самым крупным является созданный с участием НИФ национальный технопарк вблизи Алматы – Alatau IT City, который является специальной экономической зоной с льготным налоговым и  таможенным режимом для всех компаний, работающих на территории парка, в сфере информационных технологий и электроники.

Его деятельность нацелена на создание и развитие IT-индустрии Казахстана в рамках государственных приоритетов по диверсификации экономики, импортозамещения, развития высоких технологий и создания рабочих мест для высококвалифицированных кадров. Alatau IT City- это первый объект high- tech индустрии в Казахстане, предназначенный стать центром высоких технологий в Центральной Азии.

В работе Alatau IT City принимают участие ведущие мировые компании в области информационных технологий и коммуникаций, подписаны Меморандумы о сотрудничестве с Microsoft, Hewlett Packard, Siemens, Cisco Systems, Тhales International, LG, Sun Microsystems, Samsung и другими мировыми лидерами.

На территории технопарка расположены бизнес-инкубатор, образовательный центр, логистический центр, дата-центр, сертификационный центр, выставочные центры.

В числе реализуемых проектов в Alatau IT сity — завод по производству жидкокристаллических панелей, являющийся совместным предприятием АО «НИФ», фирмы «Глотур» и компании «DS Multimedia» (Сингапур). Здесь же, в технопарке, Thales Communications намеревается производить радиосистемы и сопутствующие аксессуары, а также программное обеспечение в рамках организации Thales Communications Kazakhstan.

Национальный инновационный фонд может обеспечивать взаимодействие между предпринимательским и научным секторами и привлекать в процесс финансирования инноваций внутренние и иностранные инвестиции, в виде частного венчурного капитала.

Развитие инновационной деятельности – это прерогатива бизнеса. Вместе с тем, повышения инновационной активности, особенно на начальных этапах, не добиться без сильной государственной поддержки. В Казахстане уделяется большое внимание созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности со стороны государства. В 2006 г. принят специальный Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;

2) определение приоритетов инновационного развития;

3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

4) участие государства в создании и внедрении инноваций;

5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;

6) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих основных формах: участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;  создание, координация деятельности и дальнейшее развитие существующих государственных институтов развития; реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств; предоставление инновационных грантов; организация кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Новый этап развития  НИС Казахстана связан с реализацией задач, поставленных в последних Посланиях Президента Н.Назарбаева народу Казахстана. Одной из важнейших задач является проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций.

Для этого требуется активно осуществлять трансферт технологий, исходя из национальных конкурентных преимуществ. Следует содействовать созданию сети конструкторских бюро и проектных организаций, которые будут осуществлять как импорт готовых технологий и их доработку, так и внедрение отечественных научных разработок в производство. Предстоит создать новые структуры по поддержке финансирования проектов в сфере высоких технологий, в том числе, на основе  венчурного финансирования.

Большая работа предстоит по развитию системы стимулирования инновационной активности казахстанского бизнеса. Частный сектор должен значительно повысить свою роль в научно-исследовательской и конструкторской деятельности, постепенно замещая государство. Государственный заказ на исследовательские работы должен быть более системным и охватывать только реально востребованные экономикой направления.

Важнейшей тенденцией развития инновационной деятельности является ее глобализация. Казахстан пока на мировых рынках высоких технологий представлен в основном только как их реципиент.  Поэтому важной задачей является выход на эти рынки и занятие своей ниши. Географическое положение страны позволяет развивать высокотехнологичное производство, ориентированное на региональный рынок, где Казахстан в перспективе должен стать сервисно-технологическим центром региона.  Президентом страны поставлена задача по участию в международном бизнесе высоких технологий. Казахстан планирует стать акционером ряда ведущих мировых высокотехнологичных компаний.

Принципиальная характеристика НИС – центральная роль предприятий в инновационном процессе. Наука может продуцировать знания и даже стимулировать спрос на них, предлагая новые, ранее неизвестные технологии, овладение которыми обеспечивает усиление конкурентных позиций предприятий, но именно последние осуществляю практическую реализацию инноваций, их продвижение к потребителям и формирование обратных связей. Особая роль принадлежит крупным технологическим корпорациям. В Казахстане таких корпораций единицы.

В Казахстане состоялась презентация Индустриального парка в г.Астане, где будут разрабатываться новые технологии. Начинается реализация четырех проектов: строительство завода по производству автомобильных шин, который займет выгодную нишу на автомобильном рынке Казахстана и приграничных стран; проект по строительству локомотивного завода должен обеспечить железную дорогу отечественными и вагонами высокого качества, будет построен транспортно-логистический центр и завод по производству автомашин «Ниссан». В завод по выпуску шин фирмы-гиганта Nokian планируется вложить 200 млн. долларов инвестиций, в год предприятие сможет выпускать до 4 млн. шин самых разных моделей. Второй завод будет выпускать локомотивы, изготовленные по технологии компании General Electric. В этот проект будет вложено 78 млн. долларов. И, наконец, в предприятие по сборке автомобилей марки Nissan (джипы, пикапы и мини-вены) будет инвестировано 100 млн долларов, оно сможет выпускать около 30 тысяч автомобилей в год. Предполагается, что цены будут конкурентоспособны. В индустриальном парке будут размещены самые разные производства, которые наладят выпуск строительных материалов, лифтового оборудования, мебели, и многое другое.

Введены в эксплуатацию первый пусковой комплекс электролизного завода в Павлодарской области и первая очередь производства  танталовых конденсаторных порошков в Восточном Казахстане. Заработало сортопрокатное производство в Карагандинской области.

АО «Инвестиционный фонд Казахстана» финансировал инвестиционный проект «Строительство завода по производству поликристаллического кремния в Казахстане», инициированного АО «KUN Renewables» совместно с компанией «Lancaster Industrial Pte. Ltd.». Строительство завода осуществляется по технологии «Сименс» мощностью 2,5 тыс. тонн в год на территории Индустриального парка в г. Астана.  Производство поликристаллического кремния является основным материалом для создания солнечных элементов и преобразования световой энергии в электричество. Завод сдан в эксплуатацию в 2010 году, а выход на полную мощность будет достигнут к началу 2012 года. Таким образом, реализация данного проекта окажет содействие созданию конкурентоспособного, высокотехнологичного производства в не сырьевом секторе и даст возможность Казахстану закрепиться на мировом рынке возобновляемой энергетики.

В Усть-Каменогорске предполагается выпускать титановые сплавы и слитки, а также некий материал, который может выдержать температуру в 100 млн. градусов по Цельсию, а это в два с половиной раза выше, чем на Солнце. Использовать это огнеупорное вещество можно, например, в аэрокосмической отрасли. В Алматы планируется превратить Шымбулак и Медеу в горнолыжный курорт европейского уровня. В Старом Свете подобные курорты приносят доход до 12 млрд долларов год.

В Карагандинской области введен в эксплуатацию завод по производству металлургического кремниястоимостью 110 млн. евро и мощностью до 25 тыс. т металлургического кремния в год. Для его  производства будет использоваться местное сырье – жильный кварц из месторождений Улытауского района Карагандинской области. Продукция Silicium Kazakhstan будет полностью экспортно ориентированной.

В Павлодарской области реализуются такие проекты, как: первый казахстанский электролизный завод по выпуску чистого алюминия; завод по производству хлора и каустической соды в АО «Каустик»; предприятие по изготовлению бесшовных труб различного диаметра для нефтегазовой отрасли; металлургический комплекс ТОО «КазЭлектроСталь» по выпуску колесных пар и осей с полным производственным циклом для железной дороги; ввод в эксплуатацию двух энергоблоков на Экибастузской ГРЭС-2.

Электролизный завод как флагман металлургического кластера региона, точнее его пусковой комплекс производительностью 62,5 тысячи тонн первичного алюминия в год уже начал работать с полной нагрузкой.  После ввода в 2011 году второй очереди он выйдет на проектную мощность — ежегодные 250 тысяч тонн продукции. Таким образом, реализация прорывных проектов уже приносит свои плоды -
Казахстан начал выпускать свой алюминий. Для развития
металлургического кластера в области планируется также собственное производство угольных анодов, подающих ток высокого напряжения в электролизеры.

К числу «прорывных» в Жамбылской области относится проект по перепрофилированию завода ТОО «Химпром-2030» в ТОО «.Таразский металлургический завод», производящий ферросплавную продукцию, электрокальцинированный антрацит, катодные блоки и анодную массу

Проект финансируется отечественным инвестором - Центрально-Азиатской инвестиционной консалтинговой компанией, а общий объем вложенных инвестиций составил почти 5 млрд. тенге. Уже в 2007 года здесь начала осваиваться технология по переработке отходов марганцевой руды в виде агломерата и впервые освоено производство окатышей из отходов марганцевой руды на уникальном оборудовании с целью дальнейшего их использования для производства ферросиликомарганца - нового вида экспортоориентированной продукции.

Реализация этого «прорывного» проекта обеспечивает высокий темп роста в металлургической отрасли промышленности региона - в 1,5 раза. Проектная мощность ферросплавного производства - 100 тыс. тонн в год. На заводе за счет расширения, восстановления и строительства новых объектов дополнительно будет создано 324 рабочих места, что очень важно для стабилизации социально-экономической ситуации в регионе в условиях расширения кризисных явлений.

Для успешной реализации инновационно-прорывного сценария приоритет в структурной модернизации следует отдать появлению производств, воплощающих прогрессивные технологические уклады, для сокращения разрыва со странами – научно-техническими лидерами. Пока нельзя ожидать массового появления собственных инноваций, способных сформировать высокотехнологичный сектор. Поэтому необходимо создание предпосылок для опережающего становления движущих производств новейшего технологического уклада (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии): материально-технические предпосылки (современные коммуникации, инфраструктура) и интеллектуальные (образование, развитие науки).
Наряду с развитием отечественного производства необходимо широкое привлечение зарубежных технологий, ТНК несырьевого сектора, высокотехнологичных корпораций.

Нужна система налоговых и других льгот и стимулов, в числе которых положительно зарекомендовали себя в последнее время «точечные» инвестиционные инъекции государства, налоговое стимулирование реальной экономики, централизованная поддержка национальных производителей на внешних рынках. Принятый в настоящее время в Казахстане Налоговый кодекс в состоянии положительно повлиять на развитие инновационно прорывного сценария в стране.

Список использованных источников:

1.  Российское экономическое чудо: сделаем. Прогноз развития экономики России до 2020 года. М.: Деловая литература, 2007г..

2.  Коалиции для будущего. Стратегии развития России. Коллектив экономистов «СИГМА». М.: «Промышленник России», 2007г..

3.  Яковец Ю.В. Прогноз технологического развития мира и России и стратегия инновационного прорыва. – М.: МИСК, 2008г.

4.  Яковец Ю.В. Инновации ХХ1-го века: стратегия инновационного прорыва. – М.: МИСК, 2008г.

5.  Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. М.: экономика, 2007г.

6.  Мау В. Экономическая политика 2007года: успехи и риски.//Вопросы экономики, 2008,№2.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?