Кундызай ЕРИМБЕТОВА
Институт истории государства КН МОН РК, Астана, Казахстан
В 1990-е годы все страны Центрально-Азиатского региона пережили период глубоких структурных изменений, что отразилось на развитии их экономического потенциала. Во всех государствах в начале 90-х XX века наблюдался спад экономики, и лишь с 1996 года отмечается тенденция стабилизации и экономического роста. Проведенный анализ структуры экономики государств позволил сделать вывод, что более 20% объема ВВП в этих странах приходится на промышленность [1]. В частности, для Узбекистана и Казахстана приоритетными отраслями экономики являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, атомная промышленность, для Кыргызстана – гидроэнергетика. В странах Центральной Азии имелись все условия для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности национальных экономик, формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг и успешного вхождения в мировое сообщество. Мировое сообщество проявляло особый интерес к Центрально-Азиатскому региону, расположенному в центре Евразийского пространства и представляющему большие возможности с точки зрения транзитного потенциала, насыщенности энергоресурсами, а также емкости и перспективности рынка. Именно в эти годы все государства региона избрали различные модели развития.Перед Республикой Казахстан встала необходимость поиска ресурсов, способных поддержать переход от плановой централизованной экономики к рыночной [2, с. 270]. Необходимо было определить и создать совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, влияющих на привлекательность инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска, т.е. благоприятный инвестиционный климат.
Одной из самых важных экономических идей Президента Казахстана, нацеленных на экономический прорыв страны, является Стратегия «Казахстан-2030». В этом документе он определил и научно обосновал ключевые направления государственной политики в области последовательного проведения реформ во всех сферах экономической, социальной и общественной жизни, укрепления государственности Казахстана и общеполитического единства народа. Стратегия стала масштабным проектом дальнейшего пути развития страны в долгосрочной перспективе и выдержала вызов времени [3, с. 7]. Мировой экономический кризис выявил острейшую необходимость диверсификации национальных экономик. Необходимым условием для развития экономики, успешного осуществления структурных преобразований, формирования производственного потенциала на новой научно-технической основе, укрепления конкурентных позиций на мировом рынке является высокая инвестиционная активность. «Мы вошли в глобальный мировой кризис всем миром, и повернуть этот глобальный Ключ от кризиса мы сможем также только всем миром» [4].Только сообща можно обеспечить устойчивое экономическое развитие государств, и именно этот принцип партнёрства стран и цивилизаций должен быть заложен в основу стратегии радикального экономического обновления.
В первое время вопрос привлечения иностранных инвестиций осложнялся тем,что деловой мир Запада не имел представления о перспективности и надежности Казахстана как экономического партнёра. Приход в Казахстан в 1993 г. корпорации «Шеврон» и заключение с ней Соглашения по уникальному Тенгизскому месторождению послужили своеобразным сигналом для других транснациональных корпораций. Начался активный приход инвесторов в нефтегазовую отрасль республики: «Эксон Мобил», «Шелл», «Эни», «Шеврон Тексако», «Тоталь», «Бритш петролеум», «Лукойл», Китайская национальная нефтяная корпорация. Второй этап в процессе инвестирования национальных экономики Казахстана начинается с 1998 года и охватывает период, включая 2007 год (период активного роста с 2000 года по 2007 год). Инвестиционная деятельность предприятий в Казахстане стала регулироваться Законами:
- «О государственной поддержке прямых инвестиций».
- «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РК», имеющий силу Закона.
- «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
«О рынке ценных бумаг».
- «О внешнем заимствовании и управлении внешним долгом».
- «Об инвестиционных фондах в РК» и рядом других принятых нормативных актов. Третий этап в развитии иностранного инвестирования в Казахстане берёт начало с периода начала стагнации и заметного снижения темпов роста, а затем вступления в период антикризисного регулирования [5, с. 95].Казахстан первым из стран бывшего СССР получил страновой рейтинг инвестиционного уровня по обязательствам в иностранной валюте в 2002 г. (Moody’sInvestorServices) и по обязательствам в национальной валюте в 2003 г. (Standard&Poor’s) [6, с. 21].
Преодолевая рамки «догоняющего» развития, Казахстан поставил амбициозную задачу стать успешным, современным и динамично развивающимся государством, занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве. Для достижения целей республикенужен был стратегический план действий.Основная цель, обозначенная в Стратегии «Казахстан-2030» – обеспечение процветания, безопасности и улучшения благосостояния всех казахстанцев. Но в каких условиях принималась Стратегия, об этом вспоминает Президент Н.А. Назарабаев: «Не успев выйти из общеэкономического и трансформационного кризиса, вызванного болезненным переходом от командной к рыночной экономике, республика попала в его новый виток, спровоцированный финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии и России. Задержки выплаты заработной платы и пенсий, высокий уровень безработицы, замерзающие зимой города и веерные отключения электроэнергии…Нарастание экономических и социальных проблем внутри страны совпало с внешней нестабильностью. Эти проблемы, понятно, давали повод для скептического восприятия Стратегии.
Однако, как бы ни было тяжело, перед государством стояла задача продолжить начатые с момента обретения независимости широкомасштабные экономические, социальные и политические реформы, которые и создали все предпосылки для проявления Стратегии. И она уже была не стратегией «выживания», а стратегией развития, нацеленной на десятилетия» [7, с. 477]. В 1997 г. был определён перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы – Астаны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство. В процессе экономических реформ были сформированы потенциальные внутренние крупные источники инвестиционных ресурсов: система коммерческих банков, накопительная пенсионная система, фондовый рынок, Региональный финансовый центр Алматы. По оценкам специалистов, «бегство» капиталов из страны получило большой размах в период массовой приватизации крупнейших казахстанских предприятий, рудников и месторождений. В этой связи, согласно Закону РК «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996 года, было установлено, что валютные операции, связанные с оттоком валютных ценностей за границу, подлежат обязательному лицензированию Национальным банком РК. Такое жесткое регулирование привело к тому, что в 2001-2002 годах, например, казахстанским Нацбанком было выдано всего 11 лицензий на открытие счетов в зарубежных банках. Между тем уже к 2001 году в Казахстане наметилась тенденция к стабильно высокому уровню притока капитала. Это связано с тем, что, благодаря проведённым преобразованиям внутри страны возникли более благоприятные экономические предпосылки для осуществления инвестиций, нежели за пределами республики. В результате постановлением Правительства №103 от 29 января 2003 года была утверждена Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы. Согласно этому документу, большинство работающих в Казахстане фирм и компаний получили доступ к инвестированию финансовых средств за рубежом. Экспортно-импортный валютный контроль сохранился только за наиболее значимыми, по мнению Правительства, валютными операциями [8, с. 30]. В целях организации эффективного взаимодействия с инвесторами, улучшения инвестиционного климата в июне 1998 года по инициативе Президента РК был создан Совет иностранных инвесторов при Главе государства.
Успех проводимых реформ позволил Казахстану добиться значительного темпа экономического роста. Внешнеторговый оборот в 2001 году увеличился на 7,5% и достиг 17,3 млрд. USD. Прирост промышленного производства достигнут за счет успехов в горнодобывающей и обрабатывающей отраслях, сельскохозяйственном производстве и животноводстве. Экономика страны развивалась за счет высоких инвестиционных темпов, частного сектора и предпринимательского фактора. Казахстан лидирует среди стран СНГ по уровню среднемесячной зарплаты и пенсии. Значительно уменьшено налоговое бремя для частных предпринимателей. Размер налога на добавленную стоимость снижен с 20% до 16% и социального налога с 26% до 21% [9, с. 105]. С целью совершенствования и повышения эффективности государственной инвестиционной деятельности, развития производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействия в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны в 2001 году в Казахстане были созданы специальные финансовые институты – Национальный фонд и Банк развития Казахстана с уставным фондом 200 миллионов долларов. Официальные международные резервы Казахстана достигли 4,5 млрд. USD, в том числе накопления Национального фонда – 1,6 млрд. USD [9, с. 106].Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан за период 1997-2001 годы в целях реализации инвестиционных проектов заключено 345 контрактов на предоставление налоговых льгот и преференций. Из общего числа заключенных контрактов 65,2% контракта было заключено с отечественными инвесторами и 34,8% с иностранными инвесторами.
Наиболее привлекательными секторами экономики для иностранных предприятий являлся обрабатывающая промышленность (64,3%) и производственная инфраструктура (26,6%) [9, с. 65].Структура прямых инвестиций по странам-источникам определялась долевым участием иностранных компаний в совместных предприятиях нефтегазовой отрасли – 33% всех инвестиций за 2001 год было вложено инвесторами из США, 17% приходилось на долю Канады, 14% – Великобритании, 11% – Италии, по 5% – Китая и Российской Федерации. В итоге, валовой приток прямых иностранных инвестиций в республику составил свыше 4418 млн. долл., из которых 74% приходиться на добычу сырой нефти и природного газа, 10% – на геологическую и изыскательскую деятельность и 3% – на транспортировку по трубопроводам [9, с. 107]. Анализ структуры иностранных инвестиций по видам показал, что основную долю в общем объёме инвестиций, поступивших из стран Сообщества (ЕврАзЭС) в 2003 году в Белоруссию, составляли прямые инвестиции (58%) и прочие (42%), в Казахстан – прочие (87%), в Россию – прочие (98,8%), в Таджикистан – прямые (100%)[10, с. 175]. В отраслевой структуре инвестиций, поступивших в Республику Казахстан из государств Сообщества в 2003 году, основная доля приходилась на горнодобывающую и обрабатывающую промышленность – 36% и 17% соответственно.24% поступили в сферу торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования. Прирост инвестиций из стран Сообщества в 2003 году по сравнению с предыдущим годом наблюдался во всех отраслях экономики республики, кроме сферы транспорта и связи, где инвестиции сократились на 34,4%. На 55% увеличились инвестиции в сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство [10, с. 176].
Чтобы удвоить валовой внутренний продукт и решить проблему бедности и безработицы начиная с 2004 года, главной задачей в сфере экономики ставится достижение максимальных темпов экономического роста. Это напрямую зависело от быстрого роста инвестиций и повышения нормы накопления в валовом внутреннем продукте [11, с. 374]. В 2006 году Великобритания заняла третье место (после Нидерландов и США) по объёмам вложенных прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана. За 2006 год валовой приток британских инвестиций в экономику РК составил 851,1 млн. долл. США. Товарооборот между двух стран составил более 1650 млн. долл. США. Экспорт представлен минеральными продуктами, феррохромом, сталью, медью, шерстью, кожевенным сырьем, удобрениями, драгоценными и полудрагоценными металлами. Импорт – оборудованием и аппаратурой, транспортными средствами, оптическими приборами, химической, алкогольной и табачной продукцией, текстилем, продукцией пищевой промышленности.Всего в РК зарегистрировано 128 компаний с участием британских инвесторов, из них 57 совместных предприятий и 71 представительство британских компаний [12, с. 19]. Казахстаном заключено 33 межправительственных Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и ратифицирована Конвенция о защите прав инвестора со странами СНГ. Положительный баланс прямых иностранных инвестиций за 2001 год составил 2760 млн. долл. США, более чем вдвое увеличившись по сравнению с 2000 годом [13, с. 56]. Почти половина общереспубликанского объёма инвестиций приходится на предприятия по добыче сырой нефти и природного газа, а в региональном разрезе наибольшую долю занимают Атырауская и Западно-Казахстанская области. Для выравнивания диспропорций в экономике республики инвестиционная политика государства была направлена на стимулирование привлечения прямых инвестиций в менее привлекательные отрасли, которые объявлены приоритетными: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, производственная инфраструктура, объекты социальной сферы, культуры и туризма, объекты города Астаны. За период 1993 г. по 2002 (1 квартал) годы по данным Платежного баланса РК в казахстанскую экономику привлечено 17 716,8 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций, в том числе из Республики Корея – 1 628,3 млн. дол. США, что составляет 9,2% всего объема [9, с. 75].Основными направлениями прямых инвестиций являются отрасли телекоммуникационной инфраструктуры, металлургии и производство электронного оборудования. В этих секторах корейские инвесторы представлены компаниями «LGTelecom», «Samsung», «DaewooElectronics», «LG».
С 1993 по 2004 год Чехия инвестировала в экономику Казахстана более 40 млн. долл. США в качестве прямых капиталовложений. По данным Национального банка Республики Казахстан по состоянию на 31 декабря 2004 года объём инвестиций из Чехии в Республику Казахстан составил 15 млн. долл. США. Соответственно инвестиция из Республики Казахстан в Чехию составили 13,9 млн. долл. США [14, с. 66]. Среди зарегистрированных в Казахстане предприятий с участием китайского капитала, выделяется своею активностью компания ОАО «CNPC Актобемунайгаз» в совместном нефтяном проекте она оказывает положительное влияние на решение социальных проблем региона и способствовала повышению занятости населения. Большой интерес для Казахстана представляет проект развития нефтепроводной инфраструктуры.
В период с 1991 по 2003 год доля промышленности в ВВП снизилось в Белоруссии на 14,6%, России и Кыргызстане в среднем на 10%, а в Казахстане и Таджикистане она выросла на 2,0 и 2,3% соответственно [10, с. 45]. Казахстан и Таджикистан по структуре экономики из аграрных стран перешли в разряд промышленных. Основными отраслями промышленности Казахстана являются топливо-энергетическая (50,8%), металлургическая (18%) и пищевая (18%). В 2003 году в Белоруссии, Казахстане и России инвестиции в основной капитал выросли на 24-36% [15, с. 307]. Наибольший объём инвестиций в основной капитал на душу населения в Казахстане – 594$, наименьший в Таджикистане – 13,8 $ [10, с. 48]. С 1993 года по 2004 год объём поступлений в Казахстан прямых иностранных инвестиций составил более 34 млрд. долларов США [14, с. 64].
Это свидетельствовало о стабильности инвестиционной политики и высоком доверии со стороны инвесторов. Усиление конкуренции на мировом рынке прямых инвестиций, ограниченность бюджетных средств и технологических возможностей государства требуют правильного выбора приоритетов государственной инвестиционной политики. Стабильность, предсказуемость и последовательность государственной политики создаёт наиболее благоприятные условия для разработки и реализации инвестиционных проектов. Действенным механизмом реализации государственной политики в области инвестиций является Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Правительство РК создало климат, направленный на привлечение иностранного капитала путём создания комплекса стимулирующих факторов: транспарентность государственной поддержки инвестиций, стабильность контрактов, обозначение отраслевых приоритетов и прочее.
Совершенствование системы мер государственной поддержки прямых инвестиций и мониторинг за соблюдением условий инвестиционных контрактов тесно связаны с мероприятиями по совершенствованию законодательства в области привлечения прямых инвестиций. Это обусловило подготовку и внесение в Парламент проекта нового Закона «Об инвестициях» и разработку целого ряда подзаконных актов.В 2003 году был принят новый закон «Об инвестициях». Принципиально новыми положениями данного закона стали: обеспечение равенства прав отечественных и иностранных инвесторов, усовершенствование механизмов разрешения инвестиционных споров, был учтён международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций и др.
Правовой основой инвестиционного сотрудничества является заключение соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций и о торгово-экономическом сотрудничестве, которыми на межгосударственном уровне закрепляется предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Разработана «Программа привлечения прямых инвестиций на период 2003-2005 годы». За восемь лет реализации стратегической программы«Казахстан - 2030» можно констатировать правильность и обоснованность выбранных приоритетов. Все средне- и долгосрочные программы развития основывались на её положениях. Для успешного развития государства, выполнения социальных обязательств нужна была, прежде всего, эффективная экономика.
Поэтому основными средствами реализации стратегических целей Казахстана были определены экономический рост, освоение энергетических ресурсов и развитие инфраструктуры. Средний темп роста ВВП за 2000-2005 гг. составил 10,3 процента. ВВП на душу населения в конце 2004 года достиг двух тысяч семисот долларов, увеличившись на 9,3% по сравнению с 2003 годом, что вывело страну на лидирующие позиции в мире по темпам экономического роста. По итогам первого квартала 2005 года объем промышленного производства увеличился на 7,5% и составил более 8 млрд. долларов США. В течение 2003-2005 годов ежегодный прирост производства промышленной продукции в среднем составил 8,0%, объёмы производства сельскохозяйственной продукции за эти годы увеличились на 2,8%. Среднегодовой рост внешнеторгового оборота составил 40,9%. Инвестиции в основной капитал возросли в 1,6 раза [16, с. 108]. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных, в первом квартале 2005 года валовые международные резервы Национального Банка РК составили более 9 млрд. долл. США [1, с. 199].
Строительство Астаны стало демонстрацией возможностей молодого казахстанского государства. В республике обеспечена макроэкономическая стабильность, создана экономическая среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых в СНГ признан Европейском союзом и США страной с рыночной экономикой. А ведущими международными рейтинговыми агентствами ему присвоен инвестиционный рейтинг. Республика совершила настоящий инвестиционный прорыв, создан благоприятный инвестиционный климат. Уже 2005 году Казахстан стал лидером по объёму привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди государств СНГ. Из всех иностранных инвестиций в Центрально-Азиатский регион на долю Казахстана приходило почти 80 процентов [7, с. 479]. Но государство через институты развития и само стало активным инициатором инвестиционных процессов. В конечном итоге, совместная работа стала взаимовыгодным проектом для всех сторон и вклад в развитие благосостояния граждан Казахстана.
В республике проведена работа в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции и перехода реального сектора на международные стандарты. В целях повышения роли Казахстана в международном разделении труда и развития обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего, аккумулирующих инновационный и экспортоориентированный потенциал, в 2003 году была принята Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. Её главной целью является достижение устойчивого экономического роста путём диверсификации отраслей экономики, её ориентированности на более высокую производительность и применение современных высокопродуктивных технологий.
В целях реализации Стратегии созданы государственные институты развития, такие как Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центр инжиниринга и трансферта технологии, обеспечивающие финансовое и техническое сопровождение совместных проектов. Была разработана и принята Программа по формированию и развитию национальной системы. Основной целью программы является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала. В целях создания условий для развития конкурентоспособной, высокотехнологичной и экспортоориентированной экономики в Казахстане ведётся работа по созданию целостных систем производств (кластеров), определению пилотных отраслей и подотраслей. Среди них, кластер производства пищевых продуктов, кластер продукции нефтегазового машиностроения, кластер производства металлургической продукции, кластер транспортно-логистических услуг, кластер производства строительных материалов.
В Послании Президента Н. Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации страны определены важнейшие направления внутренней и внешней политики. Особое место среди них занимает проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций. Президент выдвинул требование: «…непросто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ростом» [17]. На первый план выходят требования к качеству инвестиций и проектам, а также альтернативная оценка эффективности как зарубежного, так и внутреннего капитала. Основным инструментом управления ростом является использование всех реальных источников инвестиций.В 2007 году в целях выработки мер государственной поддержки крупных бизнес-проектов, Указом Главы государства был создан Совет национальных инвесторов при Президенте РК. Деятельность данного совещательно-консультативного органа направлена на ускоренную диверсификацию и модернизацию структуры экономики, реализацию прорывных проектов при участии отечественных инвесторов с учётом тенденций развития внешнего и внутреннего рынка.
Основную роль в процессе развития внутреннего инвестиционного потенциала играет ФНБ «Самұрық Қазына». Задачей фонда является осуществление инновационной деятельности в Казахстане, а также продвижение и поддержка казахстанских инвесторов за рубежом. С момента обретения независимости Казахстан всегда был привержен политике открытости для инвестиций. Благоприятный инвестиционный климат в Казахстане позволил многим компаниям не только расширить объёмы своих инвестиций, но и убедил их в выгодности инвестиций в другие смежные отрасли экономики страны. Объём иностранных инвестиций ежегодно увеличивался, например, за 9 месяцев 2008 г. приток в Казахстан прямых иностранных инвестиций составил 12,8 млрд. долл. США, за аналогичный период 2007 г. – 10,6 млрд., в 2006 г., соответственно, 7,5 млрд [18, с. 272].
В период с 1993 г. по июль 2008 г. было привлечено более 76 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. В отраслевой структуре всех инвестиций в Казахстане 2/3 составлял инвестиции в сырьевой сектор экономики [18, с. 273]. Приоритетным вопросом для Казахстана остаётся развитие казахстанского содержания. Так, в первой половине 2009 года компании добывающего сектора подписали меморандумы с казахстанскими производителями на сумму более 330 млрд. тенге и конкретные контракты на сумму свыше 200 млрд. тенге.
По итогам первого квартала 2009 года по трём крупным нефтегазовым проектам с участием иностранных инвесторов казахстанское содержание составило 38%, или 600 млн. долларов США[3,с.75]. Много было сделано, чтобы не допустить роста безработицы. Была подготовлена и реализована программа «Дорожная карта», благодаря которой было создано порядка 400 тысяч рабочих мест по всему Казахстану. Параллельно решены инфраструктурные вопросы многих населённых пунктов. Активы Национального фонда и золотовалютные резервы страны по состоянию на 30 ноября 2009 года составили 52 млрд. долларов США. В целом стабилизировались банковская система, в самых сложных условиях сохранена её дееспособность, обеспечены гарантии безопасности вкладов населения. Не было допущено банкротства ни одного банка.
В 2009 году по республике введено в строй 170 новых промышленных и инфраструктурных объектов стоимостью более 3 млрд. долларов США. Создано 9 тысяч постоянных рабочих мест на этих предприятиях [3, с. 85]. Знаковым является ввод в эксплуатацию таких крупных объектов, как: локомотивосборочный завод в г. Астане совместно «Дженерал Электрик»; газоперерабатывающий завод на месторождении Кумколь; первый в Казахстане автобан мирового уровня «Астана-Щучинск». Эти крупные проекты реализованы совместно с международными финансовыми институтами и иностранными партнёрами Казахстана. В целом в вопросах привлечения инвестиций, международного сотрудничества в 2009 г. был достигнут настоящий прорыв.
Благодаря контактам на высшем уровне с такими странами, как Южная Корея, Китай, Италия, Франция, Турция, Белоруссия, Казахстан достиг соглашения по совместным проектам.
В результате Казахстан достиг значительного прогресса в деле экономической модернизации: сложилась социально ориентированная рыночная экономика, сформировался мощный класс отечественных предпринимателей, успешно развивается малый и средний бизнес. Республика привлекает необходимые инвестиции и развивает несырьевые сектора. В среднесрочной перспективе госкомпании и институты развития должны стать основным каналом привлечения капитала в экономику.
На нынешнем этапе Республика Казахстан ставит задачу по диверсификации инвестиционных потоков, привлекая больше средств в обрабатывающую промышленность, в промышленные и аграрные регионы республики. В перспективе Республика Казахстан будет прилагать усилия для поддержания стабильного инвестиционного климата, режима благоприятствования для иностранных инвестиций, укрепления инвестиционного имиджа страны.
Библиографический список:
1. НА РК. Ф.136, оп. 1, д. 299, л. 45
2. Казахстан сегодня: монография Под общ. ред. Б.К. Султанова.-Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – 416с.
3. Президент Н.А. Назарбаев и современный Казахстан. Том I. Н.А Назарбаев и социально-экономическое развитие Казахстана: сборник документов и материалов в трех томах/Отв.ред. Б.К. Султанов.-Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – 256 с.
4. Назарбаев Н. Ключи от кризиса. «Российская газета», 2 февраля 2009 г.
5. Есембаев Г.Е. Процессы иностранного инвестирования в Казахстане.// Вестник КазНУ. Серия экономическая, №2 (78). 2010. – С. 90-95
6. Стратегия экономических реформ Республики Казахстан. Научное издание/Под общ.ред. Султанова Б.К. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2005. – 220 с.
7. Касымбеков М.Б. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности (01.01.2004-31.12.2005). – Астана: Елорда, 2006. – 544 с.
8. Турсынов С. Казахстан: рывок в будущее: на пути демократического развития. – Калининград: ОАО «Янтарный сказ». – 2005. – 152с.
9. НА РК. Ф.136, оп. 1, д. 7, лл. 52-115
10. НА РК. Ф.136, оп.1, д. 156, л. 175
11. Касымбеков М.Б. Шепель В.Н. Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности (01.01.2002-31.12.2003). – Астана: Елорда, 2004. – 632 с.
12. НА РК. Ф.136, оп. 1, д. 716, л. 19
13. НА РК. Ф.136, оп. 1, д. 6, л. 56
14. НА РК. Ф.136, оп. 1, д. 165, л. 66
15. Еримбетова К.М. Активная инвестиционная политика Республики Казахстан и ее реализации//Сборник трудов международной научной конференции «Человеческий капитал в Казахстане: состояние и перспективы роста». Часть I. 22 февраля 2013г. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2013. – 414 с.
16. НА РК. Ф.136, оп. 1, д. 476, л. 108
17. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире// 28 февраля 2007 г. Казахстанская правда, №33.
18. Казахстан сегодня: монография/Под общ. ред. Б.К. Султанова.-Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – 416 с.
Cтатья опубликована в рамках: «Проблемы и перспективы развития экономики и управления», материалы международной научно-практической конференции 3-4 декабря 2013 года. –Прага : Vědeckovydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – Ч. 2. – 138 с.
Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК
Фото материал: http://bnews.kz/ru/news/post/80467/3.02.2014
Структура и объем ПИИ в РК/
http://kaztrade.ru/kazakhstan_republic/economy/investment/3.02.2014