Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Государственная система обеспечения экономической безопасности

2337
Государственная система обеспечения экономической  безопасности - e-history.kz
Важная особенность мер и средств по обеспечению экономической безопасности заключается в том, что в совокупности они должны представлять единую целенаправленную систему.

Совокупность реально существующих социальных, технологических, финансовых, управленческих, продовольственных, энергетических, внешнеэкономических угроз в отношении стабильного функционирования и устойчивого развития национальной экономики в посткризисный период предопределяет необходимость разработки мер по обеспечению экономической безопасности страны. Важная особенность мер и средств по обеспечению экономической безопасности заключается в том, что в совокупности они должны представлять единую целенаправленную систему. Чтобы обладать необходимой целенаправленностью, система обеспечения экономической безопасности должна иметь четко очерченные элементы, механизм их работы и схему взаимодействия (рисунок 1).

Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, что каждый из ее элементов существует и развивается не изолированно, а вместе с другими, и поэтому каждый элемент является причастным к получению конечного результата.

Под государственной системой обеспечения экономической безопасности следует понимать специально созданную совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной системы объектов экономической безопасности.

Основными функциями государственной системы обеспечения экономической безопасности являются:

-  выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

-  мониторинг и оценка угроз по различным критериям и показателям;

-  формирование экономической политики и выработка эффективных механизмов по предотвращению угроз;

-  выбор оптимального управленческого решения по обеспечению экономической безопасности;

-  целенаправленное организованное обеспечение защиты экономической безопасности.


Основа представленной государственной системы  –цели и задачи обеспечения экономической безопасности, которые должны реализовываться с определенными принципами 

целенаправленность – подразумевает наличие единой стратегической цели обеспечения экономической безопасности на всех уровнях хозяйственной деятельности;

вертикальная подчиненность – система должна выстраиваться в соответствии с иерархическими уровнями подчинения;

взаимодействие субъектов экономической безопасности, то есть не должно быть резко очерченных границ экономической безопасности различных уровней;

информационная обеспеченность, доступность и защищенность – позволяет своевременно предпринять необходимые меры именно на том уровне, который в них наиболее всего нуждается, но не допускающий информации для снижения уровня экономической безопасности;

научное обоснование обеспечения экономической безопасности. Данный принцип предполагает профессиональный, научно обоснованный подход к реализации экономической политики на любом уровне власти;

непрерывность действий – работа системы по обеспечению экономической безопасности постоянна во времени и в пространстве;

организованность и согласованность. Соблюдение данного принципа позволит каждому частнику процесса обеспечения экономической безопасности действовать целенаправленно, последовательно и согласованно с другими участниками процесса;

законность – обеспечение экономической безопасности должно осуществляться в рамках действующего законодательства;

обратная связь. Данный принцип предполагает, что не только субъект экономической безопасности решает вопросы ее обеспечения, но и объект экономической безопасности имеет возможность влиять на принимаемые в данной сфере решения.

Целью обеспечения  экономической безопасности является достижение и сохранение такого состояния безопасности национальной экономики, при котором она, противодействуя внутренним и внешним угрозам, может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться.

Важным составным элементом системы является механизм обеспечения экономической безопасности, который представляет собой совокупность организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

-  мониторинг и прогнозирование факторов и рисков, определяющих угрозы экономической безопасности;

-  выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей;

-  деятельность государства по выявлению внутренних и внешних угроз безопасности экономики;

-  меры и инструменты обеспечения экономической безопасности.

Мониторинг экономической безопасности – это организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в системе, связанных с реализацией ее целей и задач. Он рассматривается в качестве начального звена в системе: мониторинг – анализ и диагностика - корректировка политики – достижение  искомого состояния безопасности. Задачей мониторинга является не только на наблюдение, но и накопление фактов, статистического материла как этапа развития теории экономической безопасности [2, c.61].

Мониторинг имеет большое значение для оценки состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций, неоптимальной структуры экономики, подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

В механизме обеспечения экономической безопасности первостепенная роль принадлежит выбору оценочных подходов к анализу экономической деятельности, позволяющих прогнозировать возможные тенденции развития или снижения уровня экономического роста. Показатели экономической безопасности – это показатели, характеризующие состояние национальной экономики, ее воспроизводственный потенциал и возможность быстрой структурной переориентации, а также угрозы экономической безопасности.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

-  экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

-  характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

-  характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

-  качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и   наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Обеспечение экономической безопасности страны требует создания соответствующей инфраструктуры, пронизывающей все сферы деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, в рамках исполнительной власти она создается по сферам распределения ответственности за национальную и экономическую безопасность в целом (Совет безопасности и координируемые им структуры) и по функциональным направлениям экономической безопасности (Правительство РК и входящие в него структуры с выделением соответствующих направлений). Иерархия власти властных структур определяет и производную инфраструктуру системы экономической безопасности Республики Казахстан.

В связи с широким спектром вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности страны,  необходима система кон­трольных органов, так как вряд ли эту проблему эффективно сможет разре­шить одна служба. Так, в Казахстане необходимо разработать организационный механизм по регулированию специальными государственными органами мировых финансо­вых потоков, воздействующих на республику, в соответствии с ее нацио­нальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы иностран­ных займов, или по предотвращению возникновения каких-либо финансо­вых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).

Основной составляющей этого механизма должна стать экономическая разведка. Экономическая разведка – это сис­тема информационных сетей, способных проводить поиск, обработку и рас­пространение информации, полезной для национальной экономики и ее субъектов. Например, в США это отдел Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ) под на­званием StrategicandBusinessGroup, в Японии – DepartmentofResearchandPlanning, в Швеции – DefenseResearchEstablishment, а также SАРО (служба национальной безопасности). Видами разведывательной деятельности выступают [3, с.63]:

-  противодействие  незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям; нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов; враждебным приобретениям «стратегических» предприятий; дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;

-  мониторинг зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться  на конкурентоспособности  отдельных отраслей  национальной экономики; международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;

-  наблюдение за рынками слияний и поглощений; за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением; за поведением крупных транснациональных корпораций.

Основа организации и функционирования государственной системы обеспечения экономической безопасности состоит в анализе концепции угрозы; оценке характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз,  кризисных ситуаций, неблагоприятных факторов, представляющих опасность для экономики и препятствующих достижению поставленных национальных целей. Формирующийся на современном этапе  спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности Казахстана объективно требует адекватных и системных действий по их преодолению. В первую очередь необходимо разработать Государственную стратегию экономической безопасности Республики Казахстан на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 г.) периоды. На ее основе различные отраслевые программы должны увязываться между собой, а их осуществление – опираться на механизмы стратегического планирования.

Использованная литература:

1.  Цуканов В.Х., Касьяненко Н.С. Методика формирования системы обеспечения  экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2009. – №1. – с. 54-62.

2.  Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. – Ростов н/Д: Феникс. – 2007. – 445 с.

3.  Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России /  Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 1. – С. 63

Резюме

В представленной статье рассмотрены основные элементы государственной системы обеспечения экономической безопасности. Даны предложения по совершенствованию производной инфраструктуры системы экономической безопасности Республики Казахстан.

Панзабекова А.Ж., зав. отделом теории национальной экономики и развития экономических отношений, к.э.н., доцент



Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?