Совокупность реально существующих социальных, технологических, финансовых, управленческих, продовольственных, энергетических, внешнеэкономических угроз в отношении стабильного функционирования и устойчивого развития национальной экономики в посткризисный период предопределяет необходимость разработки мер по обеспечению экономической безопасности страны. Важная особенность мер и средств по обеспечению экономической безопасности заключается в том, что в совокупности они должны представлять единую целенаправленную систему. Чтобы обладать необходимой целенаправленностью, система обеспечения экономической безопасности должна иметь четко очерченные элементы, механизм их работы и схему взаимодействия (рисунок 1).
Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, что каждый из ее элементов существует и развивается не изолированно, а вместе с другими, и поэтому каждый элемент является причастным к получению конечного результата.
Под государственной системой обеспечения экономической безопасности следует понимать специально созданную совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной системы объектов экономической безопасности.
Основными функциями государственной системы обеспечения экономической безопасности являются:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- мониторинг и оценка угроз по различным критериям и показателям;
- формирование экономической политики и выработка эффективных механизмов по предотвращению угроз;
- выбор оптимального управленческого решения по обеспечению экономической безопасности;
- целенаправленное организованное обеспечение защиты экономической безопасности.
Основа представленной государственной системы –цели и задачи обеспечения экономической безопасности, которые должны реализовываться с определенными принципами
- целенаправленность – подразумевает наличие единой стратегической цели обеспечения экономической безопасности на всех уровнях хозяйственной деятельности;
- вертикальная подчиненность – система должна выстраиваться в соответствии с иерархическими уровнями подчинения;
- взаимодействие субъектов экономической безопасности, то есть не должно быть резко очерченных границ экономической безопасности различных уровней;
- информационная обеспеченность, доступность и защищенность – позволяет своевременно предпринять необходимые меры именно на том уровне, который в них наиболее всего нуждается, но не допускающий информации для снижения уровня экономической безопасности;
- научное обоснование обеспечения экономической безопасности. Данный принцип предполагает профессиональный, научно обоснованный подход к реализации экономической политики на любом уровне власти;
- непрерывность действий – работа системы по обеспечению экономической безопасности постоянна во времени и в пространстве;
- организованность и согласованность. Соблюдение данного принципа позволит каждому частнику процесса обеспечения экономической безопасности действовать целенаправленно, последовательно и согласованно с другими участниками процесса;
- законность – обеспечение экономической безопасности должно осуществляться в рамках действующего законодательства;
- обратная связь. Данный принцип предполагает, что не только субъект экономической безопасности решает вопросы ее обеспечения, но и объект экономической безопасности имеет возможность влиять на принимаемые в данной сфере решения.
Целью обеспечения экономической безопасности является достижение и сохранение такого состояния безопасности национальной экономики, при котором она, противодействуя внутренним и внешним угрозам, может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться.
Важным составным элементом системы является механизм обеспечения экономической безопасности, который представляет собой совокупность организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:
- мониторинг и прогнозирование факторов и рисков, определяющих угрозы экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей;
- деятельность государства по выявлению внутренних и внешних угроз безопасности экономики;
- меры и инструменты обеспечения экономической безопасности.
Мониторинг экономической безопасности – это организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в системе, связанных с реализацией ее целей и задач. Он рассматривается в качестве начального звена в системе: мониторинг – анализ и диагностика - корректировка политики – достижение искомого состояния безопасности. Задачей мониторинга является не только на наблюдение, но и накопление фактов, статистического материла как этапа развития теории экономической безопасности [2, c.61].
Мониторинг имеет большое значение для оценки состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций, неоптимальной структуры экономики, подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.
В механизме обеспечения экономической безопасности первостепенная роль принадлежит выбору оценочных подходов к анализу экономической деятельности, позволяющих прогнозировать возможные тенденции развития или снижения уровня экономического роста. Показатели экономической безопасности – это показатели, характеризующие состояние национальной экономики, ее воспроизводственный потенциал и возможность быстрой структурной переориентации, а также угрозы экономической безопасности.
Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
- экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)
Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.
Обеспечение экономической безопасности страны требует создания соответствующей инфраструктуры, пронизывающей все сферы деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, в рамках исполнительной власти она создается по сферам распределения ответственности за национальную и экономическую безопасность в целом (Совет безопасности и координируемые им структуры) и по функциональным направлениям экономической безопасности (Правительство РК и входящие в него структуры с выделением соответствующих направлений). Иерархия власти властных структур определяет и производную инфраструктуру системы экономической безопасности Республики Казахстан.
В связи с широким спектром вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности страны, необходима система контрольных органов, так как вряд ли эту проблему эффективно сможет разрешить одна служба. Так, в Казахстане необходимо разработать организационный механизм по регулированию специальными государственными органами мировых финансовых потоков, воздействующих на республику, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы иностранных займов, или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).
Основной составляющей этого механизма должна стать экономическая разведка. Экономическая разведка – это система информационных сетей, способных проводить поиск, обработку и распространение информации, полезной для национальной экономики и ее субъектов. Например, в США это отдел Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ) под названием StrategicandBusinessGroup, в Японии – DepartmentofResearchandPlanning, в Швеции – DefenseResearchEstablishment, а также SАРО (служба национальной безопасности). Видами разведывательной деятельности выступают [3, с.63]:
- противодействие незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям; нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов; враждебным приобретениям «стратегических» предприятий; дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;
- мониторинг зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться на конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики; международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;
- наблюдение за рынками слияний и поглощений; за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением; за поведением крупных транснациональных корпораций.
Основа организации и функционирования государственной системы обеспечения экономической безопасности состоит в анализе концепции угрозы; оценке характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций, неблагоприятных факторов, представляющих опасность для экономики и препятствующих достижению поставленных национальных целей. Формирующийся на современном этапе спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности Казахстана объективно требует адекватных и системных действий по их преодолению. В первую очередь необходимо разработать Государственную стратегию экономической безопасности Республики Казахстан на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 г.) периоды. На ее основе различные отраслевые программы должны увязываться между собой, а их осуществление – опираться на механизмы стратегического планирования.
Использованная литература:
1. Цуканов В.Х., Касьяненко Н.С. Методика формирования системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2009. – №1. – с. 54-62.
2. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. – Ростов н/Д: Феникс. – 2007. – 445 с.
3. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России / Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 1. – С. 63
Резюме
В представленной статье рассмотрены основные элементы государственной системы обеспечения экономической безопасности. Даны предложения по совершенствованию производной инфраструктуры системы экономической безопасности Республики Казахстан.
Панзабекова А.Ж., зав. отделом теории национальной экономики и развития экономических отношений, к.э.н., доцент