Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Взаимодействие государства, науки и бизнеса – важное условие развития инноваций в Казахстане

2509
Взаимодействие государства, науки и бизнеса – важное условие развития инноваций в Казахстане - e-history.kz
Днишев Ф.М. , д.э.н., проф., Альжанова Ф.Г., д.э.н., Институт экономики МОН РК

Днишев Ф.М. , д.э.н., проф.,

Альжанова Ф.Г., д.э.н.,

Институт экономики МОН РК

Взаимодействие государства, науки и бизнеса – важное условие развития инноваций в Казахстане

aaccd5f04f0a63d86b6b994367c078e2.jpg

Основными субъектами развития инноваций, как известно, выступают наука, бизнес и государство. При этом на разных этапах развития роль их в инновационном процессе не остается неизменной.

В Казахстане имеется определенный прогресс в разработке и применении инструментов регулирования в научно-инновационной сфере. Принято патентное законодательство, созданы венчурные фонды, технопарки, налажена система статистики науки и инноваций, приближенная к международным стандартам.

Сравнение перечней видов регулирования и реальных мер отечественной инновационной политики показывает, что она охватывает многие направления выработанных мировой практикой рекомендаций в этой области

Однако большинство предпринимаемых мер не дает отдачи, поскольку не удается вовлечь частный бизнес в инновационную деятельность. Самое сложное здесь – подвести национальный бизнес к осознанию необходимости активизации участия в инновациях, проведении и поддержке НИОКР.

В целом, несмотря на приоритетность инновационной политики в Казахстане здесь пока остается много нерешенных проблем:

-  в инновационной системе отсутствуют многие важные элементы, связанные с практической реализацией инноваций, а существующие слабо интегрируются в единую стратегию развития;

-  прямая бюджетная поддержка слабо дополняется стимулирующими мерами;

-  выбираемые приоритеты не сопровождаются конкретными мерами;

-  небольшой удельный вес таких мер общего характера, как налоговое регулирование, конкурентная и антимонопольная политика;

-  инновационная политика пока не имеет системного характера, она не объединяет мероприятия в области науки и технологий, образования, промышленности, а также региональные инициативы.

Выступая на форуме «Инновационный Казахстан-2020», Президент РК Н.Назарбаев отметил, что нам необходима долгосрочная и целостная стратегия инновационного развития. Такая постановка вопроса согласуется с мировым опытом, который показывает, что, хотя рынок и играет важную роль в стимулировании инновационной активности, он не способен обеспечить динамичное развитие инноваций. Все возрастающее значение приобретает регулирующая роль государства, формирующего, с одной стороны, долгосрочную стратегию развития инновационной деятельности во взаимоувязке с концепциями социально-экономического развития, а с другой стороны, реализующего конкретные мероприятия по поддержке и стимулированию инновационной деятельности.

Воздействие государства на инновационную активность может осуществляться по нескольким направлениям:

- государство инициирует предложения научно-технических идей и формирование инновационной инфраструктуры, т.е. Создание инновационных ресурсов;

- государство разрабатывает специальные процедуры, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

- государство формирует общехозяйственную среду, благоприятную для инноваций;

- государство выступает как элемент структуры спроса на нововведения.

Первое направление может быть реализовано посредством государственной инновационной политики, в рамках которой должны быть решены задачи подготовки специалистов, укрепление инновационного потенциала, установления эффективных связей между фундаментальной наукой и промышленностью, формирование инновационной инфраструктуры.

Второе направление предусматривает разработку мер специального характера, направленных на стимулирование инновационной активности, например, разработку программ поддержки нововведений в малых фирмах, предоставление рискового капитала из государственных средств, создание центров нововведений, предоставление льгот новаторам и т.п.

Формирование экономических условий для предпринимательской деятельности, которые стимулируют инновационную активность, составляет третье направление и предусматривает косвенные меры регулирования (льготное налогообложение, ускоренная амортизация, регулирование отдельных рынков, отраслей).

 Роль государства в структуре спроса на инновации, как четвертое направление, может быть определена тем, что оно составляет значительный сегмент в структуре совокупного спроса, следовательно, значительный спрос на инновации может быть предъявлен с его стороны, в том числе в форме госзаказа.

В целях повышения эффективности госуправления следует изменить подход к формированию госпрограмм в области инноваций. Необходимо формировать портфель инновационных проектов и программ, по которым имеется научный и изобретательский задел мирового уровня, подлежащих первоочередному освоению. Наиболее перспективные проекты должны объединяться в национальную инновационную программу, которая должна быть увязана с приоритетами государственной промышленной, структурной и инвестиционной политики. Такая программа должна входить составной частью в ГПФИИР и содержать скоординированный по ресурсам, срокам и исполнителям комплекс конкретных мероприятий.

Использование научного потенциала в интересах развития инновационной деятельности требует смещения акцента на конечные стадии инновационного цикла. Между тем для инновационной политики в стране характерно поощрение развития науки в государственном секторе и секторе высшего образования, где преимущественно сосредоточена фундаментальная наука. Промышленные исследования и разработки как объект инновационной политики пока остаются на втором плане. Необходимо усилить внимание к промышленным инновациям, государственная инновационная политика должна ориентироваться также на исследования и разработки в частном секторе, где пока занято 1/4 всего кадрового потенциала сферы ИР.

Особое значение имеет развитие такого направления инновационной деятельности, как исследования и разработки непосредственно на предприятиях.Пока это наиболее слабое звено формирующейся в стране инновационной системы. Исследования и разработки проводятся всего на 11 промышленных предприятиях.

Важным аспектом усиления инновационных ориентаций науки является расширение ее финансирования,  том числе путем  усиления вклада частного бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что для этого нужно, чтобы прямая финансовая поддержка государства дополнялась сильными налоговыми стимулами и льготами для инвестиций частного бизнеса в эту сферу. Поэтому требуются налоговые льготы на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрение отечественных технологий.

Большое значение имеет стимулирование спроса на научную продукцию. Импульс к развертыванию научных исследований должен исходить от крупных национальных компаний, иностранных инвесторов, которых в свою очередь, к этому должно побуждать государство, используя косвенные рычаги экономического регулирования (налоги, преференции).

Следует повысить роль иностранных инвесторов в развитии науки Казахстана. За рубежом на долю иностранных источников приходится до 20% общих расходов на науку. В Казахстане доля иностранных инвесторов составляет 1-2%, при том, что иностранные инвестиции занимают достаточно высокий удельный вес в общих инвестициях в основной капитал: от 20 до 30% в последние годы.

Интересам развития науки и инноваций должно способствовать перераспределение природной ренты, получаемой в сырьевом секторе. Этот вопрос давно поднимался. В этом году внесены дополнения в закон о недропользовании, в соответствии с которыми определены обязательства недропользователей отчислять 1% совокупного годового дохода на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По оценкам Министерства индустрии и новых технологий объем финансирования недропользователями НИОКР возрастет до 250 миллионов долларов.

Целесообразно также распространить на науку практику проведения правительственных совещаний по импортозамещению, по результатам которых подписываются договоры по поставкам казахстанской продукции на предприятия с иностранным участием, реализующие крупные инвестиционные проекты. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвесторы заключали аналогичные договоры не только с промышленными и строительными компаниями, но и с научными организациями. Возможно, есть смысл в том, чтобы в заключаемых с иностранными инвесторами контрактах предусматривать их обязательства по приобретению научных услуг у национальных НИИ.

Существенное значение имеет следование принципу системности, заключающемуся в определенной соразмерности инновационной и производственной сфер. В инновационной политике недооценивается то обстоятельство, что при всей важности научной составляющей инновационных процессов именно предприятия являются их главным субъектом.

В Казахстане пока очень незначительна инновационная деятельность малого бизнеса вообще, не говоря уже о том, что число малых инновационных предприятий составляет всего несколько десятков, нет даже специальной статистики. Практически отсутствуют крупные высокотехнологичные корпорации. Между тем в инновационных процессах в рыночной экономике малый и крупный бизнес играют большую роль, причем каждый из них имеет свою "нишу".

В Программе развития инноваций и содействия технологической модернизации предусматривается повышение доли инновационно-активных предприятий до 10% к 2014г, то есть более, чем в 2 раза против уровня последних лет. Однако, кроме того, что до 2015 года в Казахстане будет создано не менее 5 отраслеобразующих совместных предприятий в высокотехнологичных и среднетехнологичных секторах и не менее 15 предприятий МСБ, ориентированных на поставку товаров и услуг для отраслеобразующих проектов, других конкретных мер не предлагается. Поэтому необходимо наряду с этим предусмотреть меры по активизации инновационной деятельности частного бизнеса, особенно малого.

В условиях посткризисного развития приоритет должны иметь такие проекты, которые для конкретного предприятия могут дать хотя бы небольшое, частичное снижение его затрат, повышение качества продукции или обеспечить выход хотя бы на местный, локальный рынок с новой продукцией. Именно здесь большую роль может сыграть малый бизнес, инновационный потенциал которого практически не задействован. А ведь малые предприятий отличаются способностью к риску, поэтому они могут лучше приспособиться к изменившейся ситуации на рынке, отреагировать на его новые потребности. Все это позволит малому бизнесу получить конкретные результаты. Но для этого он должен иметь соответствующую поддержку. Сейчас выделяются для субъектов малого и среднего предпринимательства значительные финансовые ресурсы. Необходимы и другие, стимулирующие меры, например, налоговые каникулыхотя бы для тех малых предприятий, которые заняты производством конкретной продукции, например, в перерабатывающих отраслях. Это может быть не только экспортно-ориентированная, но сравнительно простая, но более дешевая, чем импортная продукция. Можно оказать помощь этим предприятиям и в других формах: аренда помещений, земли и т.д.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?