Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мир ценностей Независимого Казахстана

3701
Мир ценностей Независимого Казахстана - e-history.kz
В предлагаемой работе анализируются ценности современного казахстанского общества, среди которых независимость автором рассматривается как главная ценность.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОМИТЕТ НАУКИ

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

А. Нысанбаев

МИР ЦЕННОСТЕЙ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

В Республике Казахстан происходят системные преобразования, возникли первые демократические институты гражданского общества и социального государства. При этом в процессе становления гражданского общества особое внимание было обращено на критическое освоение социокультурных ценностей, духовного наследия прошлого, на сложный и противоречивый процесс переоценки ценностей в стране.

Переход на путь коренного преобразования всей политической системы общества, основанной на рыночной экономике, потребовал преодоления тотального отчуждения человека, развития тех форм его жизнедеятельности, которые позволили бы преодолеть тотальное давление государства, т.е. формирования институтов гражданского общества.

Преодоление тотального отчуждения в период осуществления рыночных преобразований в экономике, демократических – в политической системе, плюралистических – в идеологической сфере вызвало к жизни необходимость утверждения ценностей либерализма – ценностей свободного труда, раскрывающего творческие способности человека, а, следовательно, развитие чувства хозяина, собственника, созидающего своим трудом материальное благополучие как основу жизнедеятельности человека, на основе которой единственно и возможно создавать интеллектуальный и духовный потенциал общества.

Осуществление системных коренных преобразований казахстанского западного опыта трансформации, а на основе учета конкретно-исторических условий развития Казахстана в эпоху глобализации. Поэтому для становления гражданского общества в Казахстане, раскрывающего творческие способности личности, важно использовать положительный в этом смысле потенциал нашего прошлого, как советского, так и традиционного, сформированные им ценности, на основе которых возможен консенсус и дальнейшее формирование институтов гражданского общества.

Создавать условия для частнособственнического интереса, введения института частной собственности на землю, развития индивидуализма, воспитывать чувство хозяина и собственника – все эти задачи осложняются тем, что в рамках традиционного общества таких условий еще не было, а идеология советского общества на протяжении своей истории искореняла из практики и общественного сознания эти необходимые для становления демократического Казахстана ценности. Задача исследователей – возродить социокультурные ценности прошлого, способные отвечать этим запросам современности.

Для того, чтобы современное казахстанское общество успешно осуществляло выбранный курс общественно-политического развития, необходимо, на мой взгляд, активизировать и усилить идеолого-пропагандистское обеспечение осуществляемых преобразований с целью закрепления тех ценностей нашего прошлого, которые возрождаются в свете становления институтов гражданского общества и социального правового государства.

Понятие «мы» в традиционном казахском обществе всегда было сильнее «я». Такими же были и отношения собственности, с сильнейшим акцентом на коллективистские начала. Вместе с тем при всей сложности механизма землепользования собственность на землю четко регламентировалась. Три основные формы собственности (частная, общинно-групповая и общественная) были свойственны Казахстану и ранее. Для гармонизации интересов коллектива и личности должны быть объективные условия. Для становления гражданского общества важно создание многоукладной экономики. Равноправные и разнообразные формы собственности, регулируемые рыночными механизмами, реализуют право свободного выбора формы и способы экономической деятельности, экономическую свободу. Надо восстановить подлинную коллективность и объективным основанием этого процесса явится развитие коллективной формы собственности (кооперативная, акционерная, арендная).

Главной ценностью для формирующегося в Казахстане гражданского общества является независимость, а свобода – единство, согласия, толерантность, процветание являются базовыми ценностями; именно свобода, дает каждому индивиду возможность творческой самореализации. Номаду изначально был присущ свободолюбивый дух. Чувство свободы рождало особое отношение к окружающему его пространству, формировало открытость мировоззрения всему новому, рождало глубокий интерес к миру.

Гражданское общество представляет собою разного рода культурные, национальные, трудовые, территориальные и иные объединения, ассоциации и общности, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Из истории известно, что в казахском ауле в свое время имел место своеобразный институт самоуправления, который сосуществовал наряду с традиционной властью и формировался в результате выборов членами общины своего «аксакала», решавшего разные вопросы совместной жизни соплеменников. Надо отметить, что в этой форме самоуправления современные исследователи видят рациональное зерно и возможность ее применения в современном обществе.

Процесс становления демократических институтов гражданского общества невозможен без формирования общеказахстанского патриотизма, на основе консолидирующей общенациональной идеи, который имеет глубокие корни в культуре, психологии, историческом прошлом всех казахстанцев. В традиционном казахском обществе также были сильны такие ценности, как любовь к родной земле, поклонение ей и бережное отношение, уважение старших.

Среди объединительных ценностей, доставшихся нам из прошлого, особое значение имеют ценности межэтнического и межконфессионального согласия и социально-политической стабильности. Они представляют тот ценностный базис полиэтнического казахстанского общества, в сопряжении с которым возможно углубление демократических ценностей в Казахстане, и на их основе должны формироваться институты гражданского общества.

Религиозная веротерпимость, отсутствие фанатизма и религиозной агрессии в исторической традиции казахского народа, уважительное отношение к духовной свободе других народов – благо и важнейшая ценность, которую важно принять на вооружение для развития продуктивного диалога между конфессиями и признания религии в качестве важнейшего элемента гражданского общества.

Таким образом, возрождение утраченной в период тоталитаризма культуры и духовности казахского и других народов, развитие казахской философии в связи с универсалиями традиционной культуры в условиях социально-политической трансформации иг-рают важную роль в обеспечении духовной свободы и независимости Казахстана в контексте мирового развития; они важны для роста национального самосознания, консолидации народа, национальной и культурной идентичности народа.

В этой книге, написанной на основе переработанных отдельных статей, интервью и других материалов на казахском и русском языках, говорится о необходимости критического освоения духовного и культурного наследия казахского народа в процессе системного реформирования Казахстана в эпоху глобализации, переоценки ценностей нашей страны с позиции построения казахстанской модели гражданского общества и социального государства. Диалог с ценностями прошлого есть важнейшее средство укрепления духовной и культурной безопасности посткризисного Казахстана в системе глобальных отношений. 

В ней дается обоснование и формирование новой системы ценностей в процессе становления и развития независимого Казахстана. При этом особое внимание уделяется концептуальному анализу независимости как главной ценности нашего государства, духовных ценностей ислама и православного христианства в процессе модернизации и трансформации современного казахстанского общества.

В этой работе не ставится задача полного охвата всех материальных и духовных ценностей независимого Казахстана. Само название книги говорит о необходимости обоснования и формирования новой системы отдельных ценностей в процессе строительства нового государства, нового интегрального мировоззрения и новой евразийской интегральной философии взаимопонимания.

В заключение хочется выразить искреннюю признательность докторам философских наук, профессорам Е.Е.Буровой, С.Е.Нурмуратову, Г.Г.Соловьевой и научному сотруднику А. Мейрманову. Кроме того, выражаю огромную благодарность руководителю Компьютерно-издательского центра нашего института Г.Нусиповой за квалифицированную подготовку рукописи настоящей книги.

Читать подробнее: Мир ценностей Независимого Казахстана
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?