Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Формирование и судьбы национальной интеллигенции

10258
Формирование и судьбы национальной интеллигенции - e-history.kz
Потребовалось более полувека после Октябрь­ской революции 1917 г., чтобы в Казахстане сложилась многочислен­ная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования.

Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г. Ее численность и структура, уровень образовани я и подготовки определялись общественным стро­ем и условиями жизни. По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника.

Малочисленность и нехватка кадров специалистов еще более обострилась в результате гражданской войны и иностранной интер­венции. Так, к 1919 г. на всей территории Казахстана осталось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров.

Нелегким и длительным был процесс использования старой ин­теллигенции, переход ее на позиции социализма. 4 апреля 1919 г. ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда». Возвращению старой интеллигенции к работе по специальности благоприятствовали также наступлениение долгождан­ного мира, введение нэпа, успешное преодоление последствий двух войн.

Тактичное, деловое отношение к старым специалистам, работни­кам умственного труда вообще стало нарушаться с приходом Ф.И. Голощекина в 1925 г. к руководству краевой партийной организа­цией. На III пленуме Казкрайкома ВКП(б) 1926 г. резкой критике подверглись А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Менде-шев, Ж. Аймаутов, С. Ходжанов и др. Вскоре критика переросла в открытые гонения и репрессии против интеллигенции.

В 20-30-е гг. высшая школа хотя и росла количественно, не оказала решающего влияния на пополнение рядов специалистов и формирование кадров интеллигенции. Ибо, во-первых, казахстанс­кие вузы и техникумы были еше слабы, во-вторых, потребности в специалистах опережали рост их выпуска. Поэтому на должности специалистов выдвигались рабочие и крестьяне. Для них открыва­лись многочисленные краткосрочные курсы.

Массовое перемещение рабочих и крестьян в сферу умственного труда вызвало количественный рост интеллигенции. За 1926—1939 гг. численность занятых умственным трудом в Казахстане выросла в 7,9 раза — с 54 тыс. до 429,8 тыс. человек-'?. Однако это не означало, что в республике сложилась собственная интеллигенция. Значительная часть их не имела соответствующего образования. Удельный вес казахов-специалистов оставался низким. В 1939 г. среди казахов численность интеллигенции составляла 8%30. Нехватка кадров спе­циалистов особенно ощущалась в аульно-сельской местности. В со­ставе работников умственного труда слабо были представлены жен­щины. Пагубно отразились на процессе формирования интеллиген­ции репрессии 1937-1938 гг.

В послевоенные годы решающий вклад в дело подготовки кадров специалистов внесли высшие и средние специальные учебные заве­дения. Только за 1945-1957 гг. вузы Казахстана подготовили 43,5 тыс, специалистов, в том числе 16,5 тыс. казахов31. Большое количество их приобрело специальность в учебных заведениях союзных республик. С 1960 по 1977 г. численность казахов-специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, возросла почти в 5 раз (с 65,3 до 315,7 тыс.), русских – примерно в 3 раза (с 202,2 до 601,9 тыс.), украинцев — в 2 с лишним раза (с 33,2 до 82 тыс.), татар – в 3 раза (с 8,3 до 23,8 тыс.), узбеков – в 5 раз (с 2,9 до 14,7 тыс.)32.

На рубеже 60-70 гг. завершился процесс формирования казахс­кой национальной интеллигенции. К этому периоду в социальной структуре казахского населения интеллигенция представляла круп­ную социальную общность (в 1959 г. – 16%, в 1970 г. – 25,1%). В 70-х гг. доля казахов в составе работников умственного труда республики выроста до 30%33.

Таким образом, потребовалось более полувека после Октябрь­ской революции 1917 г., чтобы в Казахстане сложилась многочислен­ная и стабильная национальная интеллигенция с высоким уровнем образования и основными социально-профессиональными отряда­ми.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?