Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Создание Букеевского губернского отдела народного образования (по архивным материалам)

2116
В дореволюционное время в казахских аулах Астраханской области почти не было общеобразовательных школ.
Сармурзина Н.Н., кандидат исторических наук

г. Атырау 

В дореволюционное время в казахских аулах Астраханской области общеобразовательных школ почти не было. В некоторых селениях существовали мектебы начальной грамоты, точных сведений о количестве таких мектебов у казахов не сохранилось. Казахи жаждали учиться, но школ было очень мало. От населения Букеевской степи поступало много ходатайств об открытии русско-киргизской (казахской) школы, но инспектор народных училищ Букеевской Внутренней Киргизской орды отказывал и отвечал так: «К сожалению, не представляется возможности удовлетворить нужды киргизов в начальном образовании». В результате 98% населения было неграмотным.

8a741bcbbc3b77e4f1b3964afd7c5f48.jpg

Н.Н. Сармурзина

В 1917 году на территории Букеевской губернии была превозглашена Советская власть. В тяжелой обстановке создавались боевые союзы рабочих и крестьян, которые ставили перед собой задачу защиты завоевания социолистической революции и построения новой жизни. При Букеевском губисполкоме были созданы отделы. Отделом губисполкома являлся Букеевский губернский отдел народного образования. Являясь отделом исполкома, он представлял собой местный орган народного комиссариата просвещения, осуществлял все мероприятия, необходимые для полного и всестороннего развития народного образования и губернии и руководил деятельностью всех уездных отделов народного образования.

В 1920 году губОНО имел: школьный подотдел, профбюро, отдел снабжения, внешкольные отделы, органы дества, общие отделы.

У каждого подотдела были свои функции работы. Например, подотдел охраны детства руководил работой дестких домов, яслей. Им было открыто 3 детских дома в г. Урда, в п. Джанибек и во-2ом округе.

Внешкольный подотдел вел работу по ликвидации неграмотности. Была создана черезвычайная комиссия (грамчека) по ликвидации неграмотности среди русского и казахского населения. На комиссию возлагалось: обследование школ, составление списков неграмотного населения, проведение широкой агитации среди необучающихся, снабжение учащихся учебниками, повышение квалификации учителей и т.д. Черезвычайные комиссии работали в каждом округе и уезде.

Структура и штат черезвычайной комиссии были таковы:

Председатель комиссии:

Делопроизводитель I-го разряда, делопроизводитель II-го разряда, регистратор, машинистка, конторщик, зав.хозчастью, истопник.

Подотдел организационно-инструкторский: заведующий, делопроизводитель, инструктор-4.

Подотдел информационно-статистический: заведующий, делопроизводитель, корреспондент, репортер, статист, счетчик-2, агент по поручению.

Подотдел подготовки персонала: заведующий, делопроизводитель инструктора-2.

Подотдел редакционно-методический: заведующий, помощник заведующего по редакционной части, корреспондент, консультант, агент по поручению.

В 1920 году открылось более 72 курсов ликвидации неграмотности, а в 1921-1922 гг. число их возросло до 350. За парты садились не только дети, но и взрослые. Подотдел искусств начал свою деятельность позже всех подотделов губОНО, т.к. не было помещений для постановки спектаклей, специальных артистов, музыкальных инструментов. Только в 1921 году тодотдел смог организовать три любительские группы: киргизскую, татарскую, русскую. Спектакли, поставленные любителями театра, пользовались успехом у местного населения. Деньги, вырученные с концертов и спектаклей, шли в пользу голодающих детей губернии [1].

Работа подотдела профессионально-технического образования велась медленно из-за отсутвия помещения, преподователей. В феврале 1921 году в г. Урда были открыты сельско-хозяйстыенные курсы, на которых обучался 31 человек.

Были открыты лесная школа и курсы по счетоводству и делопроизводству. Последствия империалистической и гражданской войны, ужасов голода, вспышки эпидемии, ожесточенная борьба с бандитизмом не могли не сказаться на развитии школьной сети. Так в 1920-1921 гг. было 240 школ, в 1922-1923 гг. 81 школа, в 1923-1925 гг. для казахов имелось 60 школ.

В 1921-1922 гг. губернский отдел народного образования был переведен на местные средства, поэтому сократилась не только сеть школ, но и штата до 58 человек.

Но несмотря на трудности в работе, губернский отдел народного образования активно работала по созданию национальных кадров. В 1920 году в г. Урда открылись 10 месячные курсы по подготовке мугалимов, на которых обучалось 150 человек. Выпускники направлялись в школы и мектебы губернии. Особое внимание уделялось учебы среди женщин-казашек. Молодых женщин и девушек посылали на учебу. Впоследствии они работали педагогами, инженерами, руководящими партийными, хозяйственными и советскими работниками. Например, в свое время окончившая Астраханский педагогический институт, кандидат педагогических наук, работавшая в Казахском педагогическом университете им. Абая, дочь колхозника Озира Аленова. Она впоследствии работала первым секретарем Балыкшинского райкома партии Гуревской (Атырауской) области [2].

В 1921 году внешкольный подотдел вошел в губполитпросвет. Образовались уездные губполитпросветы (калмыцкий, торизинский, таловский, камышсамарский, нарынский). Губполитпросвет был в ведении губернского отдела народного образования.

Первоначальный штат губполитпросвета по документам не обнаружен. В марте 1922 г. штат губполитпросвета сократился до 5 человек, в уездах до трех человек.

В 1923 году на базе учительской семинарии губоно открылся педагогический техникум. В штате было 19 человек (заведующий, 12 преподавателей, заведущий вспомогательных учреждений, заведующий библиотекой, завхоз, истопник, уборщица, сторож). Техникум готовил преподавателей для русских и казахских школ. При губернском отделе народного образования работало несколько комиссий по охране жизни несовершеннолетних детей, инструкторские школы и т.д. Больщую помощь в их работе оказывали общественные организации. В 1925 году в губернии создалось тяжелое финансовое положение, поэтому возникла необходимость присоединения Букеевской губернии к Уральской. В письме от 2 апреля 1925  г. заведующий губернским отделом народного образования пишет, что в связи с присоединением Букеевской губернии к Уральской, Букеевский губоно прекращает свое существование и реорганизовывается в уездное отделение при общем отделе уисполкома со штатом: заведующий отделением, разъездной инспектор, секретарь (он же статист), счетовод.

Однако, учитывая разбросанность кочевого киргизского (казахского) населения, в отделении народного образования установлен штат: заведующий, инструктор соцпрофобра, инструктор политпросвета, секретарь, статистик-информатор, разъездной инспектор, заведующий хозяйственно-финансовой частью, счетовод.

В 1924-1925 учебном году на Букеевской земле работали 22 казахские школы и 5 русских, которые посещали более 1200 учащихся. В районном центре Ганюшкино открылась школа-коммуна для остронуждающихся бедных семей и детей-сирот [3]. К сожалению, качественная сторона отстает от количественной. Поднятие качественной стороны, улучшение образовательно-воспитательной работы школы встречает ряд препятствий, заключающиеся в отсутсвии в селах пригодных для школ зданий, в отсутсвии оборудования; учащимся приходилось сидеть буквально на полу. Уровень образованности был низок. В казахской школе почти не было учебников на родном языке и художественной литературы. Инспекторы, в объязанности которых входило оказание помощи низкоквалифицированным учителям, были недостаточно подготовлены.

Список использованных источников:

1. Государственный архив Западно-Казахстанской области Фонда №310 оп. 1 дело 29 лист 36 об 38-42. 

2. Астраханский Государственный областной архив. Фонд №1351 опись 2 ед. хр. 30 21 листов. 

3. Государственный архив Западно-Казахстанской области Фонда №310 оп. 1 дело 29 лист 36 об 38-42. 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?