Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Современные культурные процессы

3111
Современные культурные процессы - e-history.kz
Чрезвычайную актуальность приобрела проблема возрождения казахского языка. Согласно закону о языках и Конституции Респуб­лики Казахстан казахский язык объявлен государственным языком.

Современный культурный процесс характеризуется противоречи­выми тенденциями. Народное образование, наука и культура получи­ли широкое пространство для саморазвития, свободы от идеологи­ческих догм и стереотипов. Это позволило преодолеть схематизм и однообразие во всех структурных элементах и звеньях духовной жиз­ни. Так, вместо единой трудовой школы утверждается плюрализм школьного образования. Открыты и начали функционировать гим­назии, лицеи, колледжи, частные и авторские школы. Издаются новые учебники по истории, зоологии и другим школьным предме­там.

Ведущие высшие учебные заведения — Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Алматинский государственный уни­верситет им. Абая, Казахский политехнический институт и другие — открыли новые факультеты, необходимые для подготовки кадров специалистов, способных взять на себя ответственную задачу по осуществлению независимой внутренней и внешней политики Рес­публики Казахстан. Приняли первых студентов Международный ка­захско-турецкий университет им. X. А. Яссави в Туркестане, Инсти­тут культуры в Уральске и другие высшие учебные заведения.

Расширились международные связи системы народного образова­ния. В 1991г. свыше 1000 казахстанских учеников, студентов и аспи­рантов продолжили обучение за рубежом34.

Приводится в соответствие с новыми требованиями структура и тематика научных поисков Национальной академии наук Республи­ки Казахстан. Организованы новые научно-исследовательские ин­ституты, как Институт археологии им. А.X. Маргулана, институты космических исследований, механики и машиноведения, проблем информатики и управления, физико-технический и др.

Расширяется сеть отраслевых академий наук. Начали работать Инженерная и Сельскохозяйственная академии РК. Для присужде­ния ученых степеней и присвоения ученых званий, контроля качества диссертационных работ создана Высшая аттестационная комиссия республики.

Полным ходом идет реабилитация репрессированных ученых, писателей и специалистов. Увидели свет книги А. Байтурсынова, III. Кудайбердиева, М. Жумабаева, X. Досмухамедова, М. Дулатова, Ж. Аймаутова и Др.

Чрезвычайную актуальность приобрела проблема возрождения казахского языка. Согласно закону о языках и Конституции Респуб­лики Казахстан казахский язык объявлен государственным языком. Намечен и осуществляется комплекс мер по переводу делопроизвод­ства на казахский язык. За два года открыты 654 казахских детских дошкольных учреждений и 292 общеобразовательные казахские шко­лы35. Повышается роль государственного языка в работе средств массовой информации.

Крупным событием в культурной жизни республики стал Всемир­ный конгресс казахов, впервые собравший со всех концов планеты известных писателей и поэтов, художников и политологов, ученых и бизнесменов и других соотечественников.

Вместе с тем современная культура Казахстана испытывает немалые трудности. Перевод плановой экономики на рельсы рыночных отношений, сопровождающийся падением объема производства, выз­вал серьезные издержки в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений культуры, народного образования и науки. Гуманитарная интеллигенция и специалисты непроизводственной сферы оказались социально незащищенными, что стало причиной забастовок учителей и медиков Казахстана в 1992 г. Наблюдается тенденция коммерциализации культуры. Под предлогом демократи­зации общества в духовную сферу проникли низкопробные изо- и кинопродукты, пропагандирующие порнографию, насилие, жесто­кость.

Современные культурные процессы в Казахстане отражают, с одной стороны, крах тоталитарной системы, трудности рождения нового независимого государства, отказ от прежних узкоклассовых принципов, а с другой стороны, первые шаги утверждающего плюра­лизма, разных форм собственности, общественно-политических структур и мнений.

1. Великая Октябрьская социалистическая революция в Казахстане: Летопись событий (27 февраля 1917 г. - 30 июля 1918 г.). Алма-Ата. 1967. С. 225.

2. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. М.. 1971. С. 22.

3. ЦГА РК. ф. 1876, оп. 1, д. 13, л. 77—81.

4. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. С. 22.

5. Казахстан за 40 лет: Стат. сб. Алма-Ата. 1960. С. 420.

6. Сембаев Л. Казак, совет мектебшщ тарихы. Алматы. 1967. С. 117. Социалистическое
строительство Казахской ССР. М., Алма-Ата, 1936. С. 280.

7. Культурное строительство в Казахстане: Сб. документов и материалов. Алма-Ата. 1965.
Т. 1. С. 239; Казахстан к IX съезду Советов (1931 — 1934). Алма-Ата. 1935. С. 175.

8. Культурное строительство в Казахстане (1933 — июнь 1941 гг.): Сб. документов и
материалов. Алма-Ата. 1985. Т. 2. С. 92, 99.

9. Казахстан за 40 лет: Стат. сб. С. 420.

10. Коммунистическая партия Казахстана в резолюциях... Алма-Ата, 1981. Т. 2. С. 342.

11. Казахстан за 40 лет. С. 420.

12. ЦГА РК, ф. 1479, оп. 5, д. 477, л. 32; ф. 698, оп. 8, д. 831, л. 65: Культурное строительство
СССР: Стат. сб. М., 1956. С. 186—187; Казахстан в цифрах: Крат. стат. сб. Алма-Ата. 1990. С.
62; Задорожный Г. К. Школы Казахстана (1946—1970 гг.). Алма-Ата. 1975. С. 20; Щербаков А.
Народное образование Казахстана в девятой пятилетке 1971 —1975 гг. Алма-Ата. 1971. С. 12.

13. Среднее специальное образование в СССР. Стат. сб. М.. 1962. С. 62; Народное
образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. С. 157, 166, 167.

 14. ЦГА РК, ф. 1481, оп. 13—2 доп., д. 3, л. 2; Культурное строительство в Казахстане (1918—1932). Т. I. С. 253.

15. Советская степь. 1931. 18 декабря.

16. ЦГА новейшей истории РК, ф. 708. оп. 10, д. 1479, л. 2; Культурное строительство в
Казахстане (1933 - июнь 1941 г.). Т. 2. С. 128.

17. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. С. 157, 166; Культурное
строительство в Казахстане (1933 — июнь 1941 г.) Т. 2. С. 137.

18. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. С. 157.

19. Народное хозяйство Казахстана в 1987 г.: Стат. ежегодн. Алма-Ата, 1988, С. 268.

20. Мечтова И. И. Социально-экономические проблемы перестройки высшего образования.
Алма-Ата. 1990. С. 169.

21. Народное образование и наука в Казахской ССР: Ст. сб. Алма-Ата. 1990. С. 81; Партийная жизнь 22. 22. Казахстана. 1985. № 9. С. 65. 69; Казахстан коммуниси. 1987. № 10. С. 50.

22. Казахстан к IX съезду Советов (1931 -1934). С. 181.188; История Казахской ССР: Эпоха
социализма. Алма-Ата. 1963. С. 402.

23. Сатпаев К. И. Избранные статьи о науке и культуре. Алма-Ата. 1989. С. 100, 124. 125.

24. Наука и техника СССР. 1917-1987 гг. Хроника. М.. 1988. С. 453.

25. XVI съезд Коммунистической партии Казахстана: Стеногр. отчет. С, 263—264.

26. Сакен Сейфуллин. Избранное. Алма-Ата. 1984. С. 80-81.

27. Енбекши казах. 1925. 14 января.

28. Казахстан за 40 лет: Стат. сб. С 474, 483.

29. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Казахская ССР. М., 1962. С. 141, 151.

30. Социально-культурный облик советских наций: По материалам этно-социологического
исследования. М., 1986. С. 48, 50.

31. Культура советского Казахстана: Сб. статей. Алма-Ата. 1957. С. 39.

32. Народное хозяйство Казахстана в 1977 г.: Стат. ежегодник. Алма-Ата. 1978. С. 141.

33. Социально-культурный облик советских наций. С. 50. 55: О некоторых показателях демографического социального развития казахского населения республики по областям и г. Алма-Ата (по данным Всесоюзных переписей населения 1970 и 1979 г.). Алма-Ата , 1987. С. 120

34. Акикат. 1992. № 6. С.82.

35. Там же. С. 82. 

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?