Внешняя
политика СССР в 70-е — начале 80-х годов была наполнена противоречиями. На партийных съездах оценка политики носила положительный характер, создавая видимость
полного успех» страны на
международной арене. В определении приоритетов внеш ней политики руководство страны исходило как и в
годы сталинизм из антагонистического
противопоставления двух мировых систем классовых
принципов, полагая, что в мире происходит переход от капитализма
к социализму, что соотношение сил неуклонно меняется в пользу мировой
системы социализма.и необходимо поддерживать все те силы, которые ориентируются на
эту систему. Эта поддержка носила как моральный, так и материальный характер.
Такая политика
правящих кругов наносила ущерб стране и нарушала основные международные
законы о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Надо сказать,
чтото же самое делалось и правительством США. США и ее союзники рассматривались как
главная
агрессивная сила, стоящая на пути революционных преобразований,
происходящих в мире.
В начале 70-х гг. советское руководство сделало ставку на политику разрядки международной напряженности. Нормализовались отношения с США, исходя из общих интересов этих двух государств.
Событием большой важности стало Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки (Финляндия). Принятый на нем Заключительный акт явился своеобразным сводом новых принципов межгосударственных отношений, отвечающих требованиям политики мирного сосуществования. Во второй половине 70-х годов процесс разрядки замедлился, а в начале 80-х СССР, США и другие страны втянулись в новый виток «холодной войны» и в беспрецедентную гонку-вооружений.
В декабре 1979 г. СССР ввел свои войска в Афганистан. Решение об этом было принято узким кругом советского руководства во главе с Брежневым без обсуждения в правительстве, Верховном Совете. Не были поставлены в известность руководители среднеазиатских республик, граничащих с Афганистаном. Афганская авантюра подорвала доверие международной общественности к внешнеполитическому курсу СССР, спровоцировала новый виток напряженности. Советский народ, воспитанный в беспрекословном подчинении партии и государству, в очередной раз поверил официальному объяснению необходимости ввода войск в Афганистан, хотя многие понимали, что это губительная авантюра. Но лишь отдельные лица открыто и решительно осудили ее. Среди них был академик А. Д. Сахаров.
Казахстан сполна ощущал на себе противоречивый характер внешней политики СССР. В конце 60—70-е гг. расширились международные, культурные, экономические и научные связи республики. В1977 г. число стран, с которыми поддерживались такие связи, достигло 96. Росла доля Казахстана во внешней торговле СССР. Продукция казахстанских предприятий поставлялась почти в 80 стран мира.
Однако экспорт товаров был представлен в основном энергоносителями и сырьем и лишь в небольшом объеме продукцией машиностроения — экскаваторы, бульдозеры, волочильные станы, медицинская аппаратура, сельхозмашины и т. д. Республика же получала технологические линии, станки, дорожно-строительное оборудование, дизель-электростанции, электровозы, мебель, одежду, обувь, медикаменты, электротовары, продукты питания и т. д. Экономические связи Казахстана с зарубежными странами были не прямыми, а через союзные ведомства, которые планировали экспорт и импорт и значительная доля средств от экспорта «оседала» в этих ведомствах. Республике не разрешалось даже частично тратить на свои нуждывалютные средства, которые причитались ей за экспортируемую продукцию в довольно большом количестве.
Казахстан оказывал научно-техническое содействие и медицинскую помощь ряду государств Азии и Африки. Казахстанские специалисты работали на сооружении промышленных объектов в Индии, Ираке, МНР, НДРИ, Алжире, Турции, Нигерии, на Кубе, участвовали в строительстве ирригационных сооружений во Вьетнаме, Болгарии, Кубе. Казахская ССР являлась участником международных выставок и ярмарок. Заметным явлением в культурной и научной жизни Казахстана стали проведенные в 70-е годы в Алма-Ате международные конференции и симпозиумы по линии СЭВ и ООН, в частности международная конференция Всемирной организации здравоохранения, V Конференция писателей стран Азии и Африки, III музыкальная трибуна стран Азии, международные семинары по народному образованию, библиотечному делу, проблемам безопасности движения и др.
Широкими были научные контакты казахстанских ученых с зарубежными коллегами. Академия наук республики участвовала в исследовании 31 проблемы и темы с научными учреждениями стран СЭВа. Углубились культурные контакты. Признание за рубежом поручили творческие коллективы Казахского государственного оркестра народных инструментов им. Курмангазы, Казахского государственного ансамбля классического танца, ансамбля «Отрар сазы», народные артисты СССР Е. Серкебаев, Б..Тулегенова, А. Днишев, а также Р. Рымбаева, Ж. Аубакирова, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбеко-ва и др. Свои произведения, исполнительское мастерство демонстрировали в странах Европы, Азии, Африки и Америки казахские писатели, художники, музыканты, мастера оперы и балета.
Расширение международных связей имело фасадную и оборотную сторону. Последнее вытекало из диктата центра и чрезмерной идеологизации политики. Все связи, состав лиц, выезжающих за границу, жестко контролировался партийным и министерским аппаратом и КГБ. Гнет идеологического начальства не допускал каких-либо отклонений от намеченных заранее программ и выступлений, которые призваны были пропагандировать только «успехи и расцвет» культуры и экономики Казахстана. Лица, выпускаемые за рубеж, тщательно просеивались, через фильтр «благонадежности». Руководителями различных делегаций и групп, включая туристические, были, как правило, номенклатурные работники партийных, советских или профсоюзных органов и министерств, имевших тесные связи с КГБ. Свободный выезд за границу был запрещен. Ограничены были контакты обществоведов с иностранными учеными, занимающимися поблемами советологии. Обсуждение каких-либо острых проблем, связанных с трагической историей казахского народа после Октября не рекомендовалось.
Для зарубежной, впрочем как и для советской, общественности неведомой оставалась поэзия Шакарима и М. Жумабаева, проза, публицистика и научные труды Ж. Аймаутова, М. Дулатова, С. Ас-фендиярова, А. Байтурсынова, А. Букейханова и др. При направлении за границу специалистов в аппаратах министерств проявлялись коррупция и взяточничество. Научные статьи и сообщения, направляемые за рубеж, подвергались предварительно жесткой цензуре.Средства массовой информации усиленно создавали «образ врага», мешавший нормальному восприятию реального мира.
Обострение «холодной войны», гонка вооружений тяжелым бременем ложились на экономику республик, включая Казахстан. Республика превратилась в гигантский ядерный полигон оборонного комплекса страны. Помимо того, на ее территории к 1985 г. располагалось 43 крупных предприятия ВПК, охватывающих приоритетные сферы производства25. Они воздвигались союзными министерствамибез какого-либо согласия республики, нередко вопреки ее интересам. Развертывая производство, они как правило завозили сюда специалистов и квалифицированных рабочих из других республик, нисколько не заботясь о подготовке рабочих кадров из коренного населения, пренебрежительно относясь к его нуждам. Многие предприятия ВПК были экологически вредными, нанося ущерб здоровью населения и природе.
Казахстан продолжал занимать видное место в обеспечении военно-стратегического паритета СССР и США, в частности в модернизации ядерного потенциала страны. Действовали Семипалатинский ядерный, Уральский и другие полигоны для испытаний атомного и других видов оружия. В 80-е годы в общей сложности под полигонами, различными военными объектами было занято около 18 млн. га казахстанской земли. Только Семипалатинский ядерный полигон занимал 8372 кв. км26 При этом земля забиралась под эти объекты по решению центральных органов без какого-либо согласования и предварительного уведомления республиканских органов. Безмолвными и безропотными рабами системы оказались в этой ситуации высшие должностные лица республики. Ни один из них не возвышал свой голос против ядерных испытаний, которые нести бедствия и нужду народу.
Всего на Семипалатинском и других полигонах было произведено более 500 взрывов ядерных устройств. Десятилетиями замалчивалось воздействие этих взрывов на здоровье населения и окружающую среду. По данным ученых за годы испытаний на полигоне подверглось хроническому облучению ионизирующей радиацией не менее 500 тыс. жителей Семипалатинского региона27.
Подземные испытания ядерного оружия губительно влияли на состояние обводнительных сооружений в области, нарушали ток подземных вод, снизили дебит водозаборных скважин. Содержание йода, цезия, стронция в кормах и продуктах животноводства в районах вблизи полигона в 30—100 раз выше, чем в отдаленных от полигона районах. Вплоть до 1990 г. министерства обороны и здравоохранения скрывали подлинные данные о воздействии испытаний атомного оружия на здоровье людей. Отсутствовала и какая-либо компенсация людям, подвергшимся облучению. У многих из них, особенно тех, кто проживал на территории, прилегающей к полигону во время атмосферных испытаний в 1949—1963 гг., проявлялись различные заболевания, особенно онкологического характера. Смертность населения от этих заболеваний только в Семипалатинской области за 1975—1985 гг. возросла в 7 раз, наблюдалось снижение деторождаемости, рост психических заболеваний и самоубийств28
Помимо Семипалатинского полигона в разные года на территории республики было произведено 38 ядерных взрывов различной мощности в 27 местах. Наиболее активно в этих целях ипользовалась Атырауская область, где в общей сложности произошло 17 испытаний оружия массового уничтожения. Восемь ядерныхзарядов взорвано на полигонах в Приуралье, остальные—в Актюбинской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях29. Полигоном для испытаний бактериологического оружия был остров Возрождения в Аральском море.
По существу Казахстан за 40 лет испытаний атомного оружия стал местом ядерной катастрофы. Ее масштабы, последствия до сих пор остаются неизвестными. Совершено было преступление против народа, все делалось втайне, скрытно. Для устранения радиоактивного заражения нужны огромные средства и многие десятилетия.
Изменения, начавшиеся с весны 1985 г. во внутриполитической жизни страны, сказались и на внешнеполитической деятельности советского государства. На место старых догм абсолютизации классовых ценностей и интересов, конфронтационного подхода, делившего мир на две антагонистические системы, пришло понимание того, что приоритет во внешней политике должен быть отдан общечеловеческим ценностям и характер развития мирового сообщества должен определиться не взаимной конфронтацией и борьбой, а мерой реализации общечеловеческого интереса. Суть последнего — в сохранении земной цивилизации, в совместном разрешении экологических, продовольственных, межнациональных и иных проблем современности, в обуздании гонки вооружений.
Советское руководство предприняло конкретные шаги по выходу из тупика конфронтации между Востоком и Западом. В 1985 г. СССР в одностороннем порядке наложил мораторий на свои ядерные испытания. Год молчали полигоны, но в 1987 г. испытания возобновились. В конце 1988 г. Советский Союз принял решение о значительном одностороннем сокращении своих Вооруженных Сил. Эти акции подняли престиж советской внешней политики и развенчали представление об СССР как об «империи зла».
Одним из наиболее значительных достижений перестройки стало урегулирование афганского конфликта. Действия советских войск в Афганистане обходились стране ежегодно в 5 млрд. руб. Тысячи советских семей потеряли близких и родных в этой войне. Не обошла эта война и Казахстан. В ней участвовало 21979 человек из республики. Из них около 780 погибло, 393 стали инвалидами, 22—пропали без вести30. В 1988 г. СССР начал вывод своих войск из Афганистана, завершив его в феврале 1989 г. Эта акция подняла престиж СССР в мировом сообществе, показала его готовность делами подкреплять свои миротворческие инициативы. Советская внешняя политика обретала динамизм, которого она была лишена в годы застоя. Улучшились советско-китайские отношения, что имело немаловажное значение для Казахстана, соседствующего с КНР.
Несмотря на смягчение международной обстановки СССР по-прежнему содержал крупную армию и гигантский военно-промышленный комплекс. Провозглашенный руководством страны приоритет общечеловеческих ценностей внутри страны не согласовывался скрупными затратами на военные расходы, с продолжающимися испытаниями ядерного оружия и его наращиванием. По-прежнему гремели взрывы на Семипалатинском полигоне.
Изменения, происходившие в стране во внутриполитической жизни, вызвали рост народной инициативы и подъем национального самосознания в Казахстане. Одним из проявлений этого явилось формирование народного антиядерного движения. Демократическая общественность Казахстана впервые в СССР выступила с требованием — прекратить испытания и закрыть Семипалатинский полигон.
В феврале 1989 г. на митинге общественности республики было положено начало первому советскому движению «Невада—Семипалатинск». Возглавил его известный общественный деятель, поэт О. Сулейменов. Движение получило мощную поддержку всего населения Казахстана. Его отделения были созданы во многих городах и регионах страны. За короткое время оно стало одним из наиболее действенных общественных движений. Его поддержала и международная общественность, выступающая за ядерное разоружение. 6 августа 1989 г. на митинге Движения близ с. Караул Семипалатинской области было принято обращение к народам и президентам СССР и США о необходимости совместного моратория. В нем говорилось: «Наша степь содрогается от ядерных взрывов, и мы не можем больше молчать. Это 40 лет испытаний, которые вместили в себя тысячи и тысячи Хиросим. Страхом перед будущим отравлено наше сознание. Мы боимся пить воду, есть пищу, рожать детей. Мы организовали Движение «Невада — Семипалатинск», чтобы бороться за прекращение испытаний ядерного оружия в Казахстане, отстоять наше исконное право на мир и безопасность в собственном доме».
Развернулась отчаянная борьба с ВПК за прекращение ядерных испытаний. После долгих лет молчания и унижения человеческого достоинства народ поднял голову и сказал — «Нет!» — ядерным взрывам. О ядерной опасности заговорили ученые в печати, парламентарии на сессиях, медики открыто обсуждали влияние радиации на здоровье людей и методы их лечения, а главное — впервые был услышан голос жертв ядерных испытаний, тех, кто потерял здоровье в результате облучения. Под мощным напором общественности, поддержанной Верховным Советом республики, союзное правительство вынуждено было пойти на сокращение взрывов на Семипалатинском полигоне. В1989 г. из 18 запланированных взрывов на полигоне остановлено было 11. Впервые был установлен мораторий на взрывы не на основе правительственных соглашений на высшем уровне, а благодаря активным действиям общественности.
По инициативе Движения «Невада — Семипалатинск» в Алма-Ате в мае 1990 г. был проведен международный конгресс «Избиратели мира против ядерного оружия», с целью объединения усилий всех антиядерных движений мира за полное прекращение испытаний оружия во всех ядерных державах.
Решающее значение для прекращения испытаний атомного оружия в Казахстане имело обретение республикой независимости. В Декларации о государственном суверенитете Казахстана заявлялось о полном прекращении разработки, производства и испытания ядерного и других видов оружия массового уничтожения на территории республики. 28 августа 1991 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона. Таким образом народ Казахстана своими решительными действиями первым остановил крупнейший в стране ядерный полигон и этим внес серьезный вклад в процесс всеобщего ядерного разоружения. После остановки Семипалатинского полигона был объявлен мораторий на российском, американском, французском полигонах.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013