Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Останется в памяти народа…

2153
Каркаралинская земля – это родина многих известных личностей, которые оставили свой след в истории родного края. О многих из них написаны книги, статьи. А некоторые из них незаслуженно забыты. Сегодня я хочу восполнить этот пробел и рассказать об одном из таких людей - фельдшере Аманбае Чигирове

Аманбай Чигиров был человеком с большой буквы, который до конца своей жизни помогал людям, оказывая им медицинскую помощь. К нему, как к волшебнику, приходили люди с последней надеждой и уходили здоровыми. Он проживал свою жизнь вместе с больными. Я долгое время собирал сведения о нем, нашел его родственников. Сегодняшний материал - это результат многолетних моих поисков. Так что же мы знаем об Аманбае Чигирове?

Фельдшер из рода айтимбет

Аманбай Чигиров родился 24 июля 1881 года (на обороте фотографии с его похорон стоит год рождения - 1879)  в урочище Кызылшилик-Караагаш Кентской волости Каркаралинского уезда (сейчас это место находится на территории аула Бахты Каркаралинского района), из рода айтимбет. У предка А. Чигирова - Айтимбета - было пятеро сыновей. Один из них - Дулат, от которого родились Байгулы, Байгозы, Тлеуке. Отец Аманбая, Чигир (Шегир), является сыном Байгозы. Чигир-аксакал умер 13 ноября 1909 года в возрасте 68 лет. У него было трое сыновей - Жаманбай, Ибрай, Аманбай, а также дочь Уримбала (возможно, были и другие дочери, но мне имена их неизвестны).

Как же сложилась судьба героя этого повествования Аманбая Чигирова, как аульный юноша связал свою судьбу с медициной?

Племянник А. Чигирова - Нурпеис Ибрайулы, который после смерти отца воспитывался у дяди, общался с жившим в Семипалатинске выдающимся ученым, основоположником научного абаеведения, писателем, поэтом, драматургом Каюмом Мухамедхановым. Вел переписку. 8 августа 1984 года он написал ученому о судьбе своего дяди. Из воспоминаний племянника можно проследить жизненный путь этого человека. Вот как он описывает момент, когда юноша Аманбай поступил учиться в Томск:

«Он в 1906 году окончил Томский медицинский техникум. В то время волостным правителям давали разнарядки направить двух юношей в вышеупомянутое медицинское учебное заведение. Эти направляемые юноши были выходцами из байских семей или самого волостного управителя. В то время по традиции считали, что если отправить детей на учебу в российские губернии, то они примут православную веру. Чтобы избежать этого, вместо байских детей отправляли детей из бедняцких сословий. Как раз в тот момент по возрасту подошли двое сыновей Чигира (Шегира) - Жаманбай и Аманбай. В одно прекрасное утро волостной управитель Спан Жанаков вызывает к себе моего деда Чигира и говорит: «Мы решили твоих Жаманбая и Аманбая послать на учебу в русский город Томск. Так как ты бедный, мы тем самым хотим тебе помочь. За период учебы твоих детей мы дадим три барана, пару коз, мешок муки высшего сорта и 25 рублей до конца учебы. Больше ничем помочь не можем. Если на такое условие не согласен, то мы без твоего согласия в принудительном порядке обоих твоих сыновей отправим в Томск». Деду деваться было некуда, и он дал согласие. Со слезами он в 1901 году отправил сыновей на учебу в Томск. После окончания в 1906 году оба получили назначения в Каркаралинск».

В добавление к рассказу хотелось бы сказать, что, по архивным документам, в 1901 году Кентскую волость возглавляли Спан Мергенбаев (возможно, Мершимбаев) и Карибай Матаев. Упомянутый в воспоминании Спан Жанаков, вероятно, и есть Спан Мершимбаев из рода жанак (Жанак - сын Айтимбета), который жил в Караагаше.

Из воспоминаний следует, что братья Жаманбай и Аманбай обучались в Томске. Подтвердить архивными документами период обучения братьев там пока никак не удается.

После учебы начинается активная трудовая деятельность братьев. О Жаманбае мы поговорим чуть позже, а пока речь пойдет о герое нашего повествования Аманбае. Чтобы проследить всю трудовую деятельность Аманбая Чигирова, опять вернемся к воспоминаниям его племянника. Он пишет, что после окончания учебы в Томске с 1906 года Аманбай заведовал Каркаралинской больницей и одновременно был заведующим горздравом. Проработал он на этих должностях до 1917 года.

«С 1917-го до 1922 года он заведовал Каркаралинским горздравом, - пишет племянник. - С декабря 1922-го до 1927 года снова заведовал Каркаралинской городской больницей. А с августа 1927-го по август 1930 года работал управляющим аптекой города Каркаралинска».

Из родного Каркаралинска семья Аманбая Чигирова уехала осенью 1930 года в Алма-Ату. Что послужило причиной отъезда, пока неизвестно. Начиная с октября 1930 года он уже работает в Алма-Ате врачом в городской больнице. А с июля 1934 года  переходит на работу в Минздрав заведующим дошкольным отделом и детскими домами.

После Алма-Аты судьба перебрасывает нашего земляка в Кызылорду, где он с ноября 1936-го до 1942 года работает заведующим Домом малютки. А последние годы жизни и деятельности Аманбая Чигирова прошли в Семипалатинске. Переехав из Кызылорды в Семипалатинск, он в ноябре 1942 года устраивается на работу в Дом инвалидов Жана Семея (работал там по май 1946 года). Кроме того, он по разрешению партийных советских органов города Семипалатинска принимает больных на дому. Вот как пишет о медицинской деятельности своего дяди Нурпеис Ибрайулы: «…Многие тяжелобольные вылечивались, поэтому к нему приезжали даже больные, которые жили за пределами нашей республики. Диагнозы он ставил не путем опроса больных, а определял сам по пульсу, соответственно к этому выписывал рецепты. Почти 99% из тех, кто обращался к нашему дяде Аманбаю, вылечивались. Пациенты были довольны… Начиная с 1906 года и до конца своей жизни он пропагандировал новшества в здравоохранении. Он не считался со временем - шел на вызов при любых погодных условиях, хоть в лютый мороз, хоть в буран. Он никогда не отказывал людям…»

Общественный деятель

Как исследователь истории Каркаралинска я больше внимания уделял каркаралинскому периоду жизни Аманбая Чигирова. Что же мне удалось выяснить?

В газете «Семипалатинские областные ведомости» за 1910 год (№ 39) я нашел список присяжных заседателей по Каркаралинскому уезду на 1911 г. В списке значится Чигиров Аманбай Чигирович.

Также его имя я обнаружил в списке жителей Каркаралинска, которые имели собственные дома. В списке за 1908 год идет: «Чигиров Аманбай, медицинский фельдшер».

В 1917 году был образован Каркаралинский уездный киргизский (казахский. - Е.М.) комитет. Из членов комитета был образован совет, а из членов совета - президиум. Председателем совета стал Жакып Акбаев, вице-председателями - Нарманбет Орманбетов и Рахимбай Сапаков, секретарем совета - Смаил Байтенев, помощником секретаря - Ахмет Бектыбаев. Не буду перечислять имена всех членов президиума, упомяну, что в списке значится и герой моего повествования - Аманбай Чигиров. Первый протокол заседания членов президиума Каркаралинского уездного киргизского комитета подписал Жакып Акбаев. Так что с уверенностью можно говорить о связи Чигирова и государственного и общественного деятеля, члена правительства Алаш-Орды, магистра права Жакыпа Акбаева.

20 июля 1917 года по стране, согласно постановлению Временного правительства, вводилось земское управление. В Каркаралах был создан оргкомитет, в который вошли представители разных общественных групп и организаций. Председателем назначен прибывший из Омска податной инспектор И.Г. Курочкин (Курочко). Среди рядовых членов комитета числятся фельдшеры Аманбай Чигиров, Мухамедья Оспанов, Толеубай Чонтин.

А этот документ хранится в архиве города Семея, там мы тоже обнаружили фамилию Аманбая Чигирова.

№ 23

ПИСЬМО КОМИССАРА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО КАРКАРАЛИНСКОМУ УЕЗДУ СЕМИПАЛАТИНСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИССАРИАТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИТЕТА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

г. Каркаралинск                  11 декабря 1917 г.                                          32

 

На предложение от 25 ноября сего года за № 16004 и в дополнение телеграммы моей от 17 ноября сего года за № 829, честь имею сообщить, что в составе членов комитета общественной безопасности в Каркаралинском уезде вошли: председателем - Ульяновский, членами - Якуп-Мурза Акпаев, Ахмет Раимбеков, Рахымбай Сапаков, Аманбай Чегиров, Омар Бекпавов, солдаты - Федор Кукерекин, Андрей Бражников, Мурат Мусин, Зуфахара Якупов, Джамель Бекметев, казаки - Захар Червев, Михаил Корнилов и горожане Павел Чемоданов и Павел Ковалев и что комитет этот организован на основании телеграммы Министра внутренних дел от 8 ноября сего года за № 71346, присланной мне при отношении областного комиссариата от 13 ноября сего года за № 15546. Цель образования комитета – борьба с хулиганством и наблюдение за порядком, так как состав настоящей милиции не вполне отвечает своему назначению.

 

Комиссар                                                        Ульяновский

Исполняющий должность секретаря            Червев

 

(ЦДНИ ВКО, ф.48, оп.1, д.5, л.122. Подлинник)

 

Еще один документ из фонда Семипалатинского архива. В документах Каркаралинского уездного съезда советов, который открылся 1 марта 1926 года, я узнаю, что здравоохранением ведали С. Кропанин, М. Оспанов, А. Чигиров и Райымбеков. В каких же условиях работал герой нашего повествования? Из документа следует, что в Каркаралинске были уездная больница и амбулатория. В Кедейской волости - фельдшерский пункт. Действовали еще три передвижных фельдшерских пункта. Зафиксированы заболевания оспой и туберкулезом. В 1926 году намечалось открыть больницу в Кзыл-Эспе и 2 амбулатории в Кентской волости - для жителей долины Токрау… Штат медработников невелик: заведующий отделом здравоохранения, городской и разъездные врачи, 2 лекпома, одна акушерка, одна сестра, две сиделки, кухарка и сторож. В волостях еще работали 4 лекпома и 6 оспопрививателей.

С 10 марта 1917 года Аманбай Чигиров назначен председателем общества фельдшеров уезда. Членами этого общества были врач М. Оспанов, фельдшер Шипунов, акушерка Чигирова (жена Аманбая Чигирова), фельдшер станицы В. Зотов, А. Сембаев, М. Шантин.

Алашординец

В Каркаралинске сохранился большой деревянный дом Аманбая Чигирова. Несколько лет назад в этом доме жил мой учитель Абдишев Кабдрахман Жармович. Как-то я поинтересовался у него, не слышал ли он о потомках Чигирова. Кабдрахман Жармович ответил, что в 1989 году в Каркаралинск приезжал сын Аманбая Чигирова.

- Приехал он с женой. Гостю было примерно лет 70. Дома он рассказал, где и что раньше располагалось. Рассказал об отце, о себе. Имя гостя не помню. Он сказал: «Мы из рода айтимбет. Отец в Каркаралинске был врачом, а также членом Алаш-Орды. Мы уехали из Каркаралинска между 1929-м и 1930-м годом». После этого этот человек не приезжал…

Как позже удалось выяснить, приезжавшим гостем был вышеупомянутый племянник Аманбая Чигирова - Нурпеис Ибрайулы. Видимо, он назвался сыном потому, что воспитывался у дяди.

Меня заинтересовал тот факт, что племянник назвал Аманбая Чигирова членом Алаш-Орды. Был ли Аманбай Чигиров алашординцем? Ответ я нашел в книге краеведа Ю. Попова «Под каркаралинским шаныраком», изданной в Караганде в 2009 году. Вот что он пишет: «…Часть вышеназванных жителей Каркаралинска вступила в партию «Алаш», официально организованную в июле 1917 года. Мухамедия Оспанов (фельдшер. - Е.М.) был одним из активных членов этой партии вместе с А.Чигировым и С. Байтеневым…»

С кем же еще из представителей Алаш-Орды общался Аманбай Чигиров? Оказывается, он был тесно связан с членом I Госдумы, основателем легендарной партии «Алаш-Орда» и главой первого правительства Казахстана Алиханом Нурмухамедовичем Букейхановым, который был расстрелян 27 сентября 1937 г. О связи Чигирова и Букейханова я узнал благодаря патриоту своей Родины, автору многочисленных книг по истории Казахстана, жителю Алматы  Болатбеку Насенову. В военно-историческом архиве города Москвы Болатбек-ага нашел интересные документы. Среди них имеется письмо Алихана  Букейханова. Как мы знаем из истории, с 10 января по 15 апреля 1906 года Алихан Букейханов находился  в тюрьме города Павлодара. Отсюда он вел обширную переписку, в том числе с членом Государственной Думы А.М. Колюбакиным. Посредником в получении и отправке корреспонденции был Аманбай Чигиров. Привожу начало письма Алихана Букейханова А.М. Колюбакину:

Уважаемый Александр Михайлович!

Сердечно рад, что вы избежали беды от черносотенцев, остроумно их провели.

Из прилагаемой 14 стр. письма, которое прошу напечатать в «Нашей жизни» или в др. такой газете, увидите мои злоключения. Я вместо съезда К.Д. попал в тюрьму. Как кандидат в г. думу мой привет Д. И. Кн. Шах. Жму Вашу руку.

                                                                               А. Букейханов

Письмо корр. посылаю контрабаковью (?. - Е.М.), моя переписка контролируется. Если пожелаете написать письмо, то пишите: Павлодар. Медицинскому фельдшеру Аманбаю Чегирову и внутри Алихану Нурмухамедовичу Букейханову. Встретимся в г. думе.

21.02.1906 г. Павлодар, Семипалатинской области, № 25

 

Из этого письма мы видим, что Алихан Букейханов общался и очень доверял Аманбаю Чигирову, раз адресованные ему письма он просил отправлять Чигирову. И еще один момент, который всплывает из этого письма: это то, что Аманбай Чигиров в 1906 году проживал в Павлодаре. Наверное, он какое-то время жил в этом городе.

Семья Аманбая Чигирова

Теперь поговорим о его семье. Его первая жена  Балчекен (Балышкен) Сарсембайкызы, по словам 86-летней племянницы Аманбая Чигирова Софьи-апай, училась вместе с мужем в Томске, была медиком. Архивные данные это подтверждают. В архиве города Каркаралинска в фонде 86 я нашел дело под названием «Книга приказов райбольницы г. Каркаралинск за 1928-1939 гг.» Там на странице 16 есть приказ № 80 от 4.VIII - 30 г., в котором сказано: «Акушеркой помощи н/д. с 5/VIII - 30 г. назначается Чигирова». В этом же деле на странице 24 читаем:

«Приказ № 110 от 21/II - 31 г.

Акушерку помощи на дому Чигирову Бальчикен, зачисленную с 5/ VIII - 30 г. на работу и проработавшую до 1/I - 31 г., после болезни с 1/I - 31 г. по 20/II - 31 г …считать освобожденной от занимаемой должности по собственному желанию и инвалидности с 25 февраля 1931 года.

Основание: заявление акушерки Чигировой от 10/I - 31 года».

Судьбу первой жены и ее родителей я не смог проследить. Вторая жена Аманбая Чигирова - Дильшат Бекметева - была из знатной купеческой семьи татар. Ее отец - Губайдулла хаджи Бекметев - был очень уважаемым, почтенным человеком. Отовсюду больные и немощные стекались к его дому. Губайдулла хаджи знал дороги к святым местам. Приезжавших к нему он водил ночевать на могилы святых и потом толковал сны, которые они видели. Одним из тех людей, заставшим Губайдуллу хаджи живым, был житель Каркаралинска, ныне покойный Кусаин Алимбайулы. Знавший родословную почти всех жителей Каркаралинского района, аксакал родился в 1906 году и умер в 2000 году. До самой его смерти я общался с ним, получил его благословение. О Губайдулле хаджи он рассказывал мне следующее: «Я видел Губайдуллу хаджи. Он был великий, святой, добрый человек, совершивший хадж и побывавший в Мекке и Медине. В Каркаралинске есть места, называемые Жиренсакал аулие, Кыз аулие. Ночевать на их могилах в надежде исцелиться больные приезжали из Шетска, Семипалатинска, Сибкрая. Потерявшие зрение просили о прозрении, бездетные молили о ребенке. Привозили больных с уже запущенной болезнью, психических больных, парализованных. Сначала ночевали на могиле Кыз аулие, затем только можно было идти к Жиренсакал аулие. В противном случае, все усилия были напрасны. Приезжавшие ночевать в святых местах первым делом шли поздороваться с Губайдуллой хаджи: «Я из такого-то аула, из такой-то местности, такой-то волости. Зовут меня так-то, болею тем-то. В угоду Аллаху пришли поздороваться с Вами, расспросить дорогу», затем падали перед ним, обнимали его ноги и плакали. Вот таким святым человеком был Губайдулла хаджи! После чего хаджи сам или кто-то из его людей вели страждущих к святой могиле на ночевку. Утром расспрашивал о том, что они видели во сне, и растолковывал его. И так бездетные становились родителями, слепые становились зрячими...»

Первой женой Губайдуллы хаджи была дочь первого имама мечети Кунанбая хаджи - Магзума Хасан ахун кызы. С Магзумой у него рождались только дочери, поэтому он женился во второй раз на казашке по имени Шабак. Шабак родила ему сына, назвали его Мажитом, а через несколько месяцев его первая жена Магзума тоже родила мальчика - Фатиха. От байбише у Губайдуллы хаджи родились дети: Фатих, Маугиза, Манзума, Махфуза, Шамшинахар, Шамсилбанат, Шамсилхаят, Бадига, а от его токал Шабак - Мажит, Хамит, Абрак, Абдикеш, Дильшат, Нурниса. Упомянутая Дильшат и являлась второй женой Аманбая Чигирова.

От двух жен А. Чигиров не имел детей, поэтому он всячески помогал в воспитании детей своих братьев Жаманбая и Ибрая. Многие из них выросли в большом доме Аманбая. Например, сын рано умершего брата Ибрая - Нурпеис - воспитывался у него, а старшую дочку своего брата Жаманбая - Нуржамал - он удочерил, а впоследствии и ее дочку Искраиду, 1925 г.р., записал на свое имя, и она считалась дочерью Аманбая Чигирова. Мне удалось в Алматы найти дочку Искраиды Чигировой - Майю Мирзадинову, которая является внучкой Аманбая Чигирова. Очень добрая и отзывчивая, Майя Балчакановна поделилась со своими воспоминаниями, выслала старые фотографии и записи, которые она бережно хранит в своем домашнем архиве. Послушаем ее рассказ: «Аманбай Чигиров удочерил и воспитал старшую дочь своего брата Жаманбая - Нуржамал. Он дал ей достойное воспитание и юридическое образование. Она вышла замуж за Молдабаева Ташима Бухарбаевича. В то время они жили в Ташкенте, где и родилась моя мама. Аманбай удочеряет мою маму и записывает ее на свое имя - Чигирова Искраида Аманбаевна. Мама моя с успехом окончила юридический факультет КазГУ. В 1947 году вышла замуж за Колчаева Курбана, который работал прокурором в Джалалабадской области. Она уезжает к нему. Там рождаются Батырлан, Светлана и Насиб (из этих детей сейчас жив только Насиб, он полковник в отставке, живет в городе Токмаке Кыргызской Республики.  - Е.М.) Но в 1955 году от болезни умирает муж, и она с детьми возвращается в Казахстан. Жили они с Дильшат. Мама работала судьей в Узунагаче Джамбулского района Алма-Атинской области. В 1961 году она вышла замуж за моего отца, Рсалдина Балчакана Барлыковича, подполковника авиации. В 1965 году умер мой отец. С 1965 года мама с четырьмя детьми и Дильшат живет в Алма-Ате. Бабушка Дильшат помогала ей воспитывать детей. Помню, бабушка была худенькой, невысокого роста. Она была очень хозяйственной, такой домашней, очень вкусно готовила, шила, вязала. Я ей очень благодарна, она многому меня научила. Умерла бабушка 27 мая 1977 года, похоронили ее на кладбище Кенсай в Алма-Ате.

Мама с 1965 года работала членом Алма-Атинского облсуда, с 1970-го по 1985 год работала председателем Каскеленского районного нарсуда (Алма-Атинской области). 3 января 1985 года мамы моей не стало. Похоронена она на кладбище Кенсай.

В детстве я с мамой и бабушкой Дильшат несколько раз была в Семипалатинске, там мы ходили на могилу Аманбая Чигирова. Умер Аманбай Чигиров 1 мая 1947 года».

Родные Аманбая Чигирова

Как я писал выше, у Аманбая Чигирова были братья Жаманбай, Ибрай и сестра Уримбала.

О судьбе Ибрая известно лишь то, что у него от первой жены Дины родился сын Билял, который без вести пропал на войне. После смерти жены Ибрай женился вторично. От второй жены родились Нурпеис, Нургайша, Нургайн, Абдихан и Абдиахан. Ибрай, его вторая жена, все дети от второй жены, кроме Нурпеиса, умерли в голодные 1932-1933 годы.

Нурпеис Ибрайулы учился в Алма-Ате в сельхозинституте, по окончании его забрали на фронт, 5 лет он был связистом, имел много боевых наград. Умер в 1998 году в Туркмении. Сейчас в городе Омске живет дочка Нурпеиса Искра, с которой я переписываюсь.

Что же мы знаем о Жаманбае? Когда он вместе с братом Аманбаем уезжал учиться, то нельзя было, чтобы у них была одинаковая фамилия, и тогда Жаманбай записался на имя брата своего отца Манабая и стал Манабаевым. По ошибке в документах вместо Манабаева записали Мананбаев. Сейчас потомки носят фамилию Мананбаевы.

Два года назад в городе Семее я разыскал дочку Жаманбая - Чигирову Софью-апай. Софья-апай родилась в 1927 году, помнит много исторических событий. Дадим ей слово:

- Я родилась  в 1927 году в ауле № 13 или 14 Каркаралинского уезда, - вспоминает 86-летняя Софья-апай. - Уехала оттуда вместе с родителями в детстве. Отец мой Жаманбай родился в 1877 году в Каркаралинском уезде. В Томске он окончил лесной техникум, получил специальность технолога лесоводства и приехал в Каркаралинск. Работал в Кентском лесничестве технологом.

Здесь хотелось бы сделать отступление. В архивных данных за 1909 год Жаманбай Мананбаев значится как объездчик Боктинской лесной дачи (это на территории Каркаралинского района). А в мае 1912 года Жаманбай Мананбаев и лесник Кентской дачи Бектурсын Бекхожин были награждены императором Николаем ІІ серебряными нагрудными медалями «За усердие» на Станиславской ленте. По данным на первое августа 1920 года, лесничим Каркаралинского лесничества значится Яков Петрович Бернацкий. В его подчинении были 43 человека, отвечавших за охрану и эксплуатацию леса. Среди объездчиков значится Жаманбай Мананбаев.

Далее вспоминает Софья Жаманбайкызы:

- У отца было три жены. От первой по имени Шарбан родились Жамал, Шакен, Батима и Дина. Они все умерли. От второй жены, имени не помню, была дочка, которая тоже умерла. Третья жена Рымжан Карибайкызы - это моя мама. От мамы родились Магрипа, Софья, Темирбек, Шарбан, Темирлан. Сейчас в живых я и Шарбан.

…В тяжелые голодные годы наш отец с семьей уехал в Кемерово, так как обстановка с продовольствием была очень тяжелой. В те годы многие уехали из Каркаралинска. Уезжали в разных направлениях. В Кемерово отец работал начальником почты. Потом из Кемерово мы переехали в Хабаровск, т.к. там жизнь была намного лучше. В Хабаровске жили моряки, было много рыбы. Отец работал на хлебозаводе табельщиком. Проработал он на этой должности до конца своей жизни, умер он вдали от родной земли в 1941 году. После смерти отца мы уехали в Семипалатинск к дяде Аманбаю. Мама моя умерла в Семипалатинске в 1980 году. О себе? О себе я могу сказать, что окончила юридический институт в Алматы. Работала в прокуратуре Семипалатинска, потом в городском совете депутатов трудящихся, а потом до выхода на пенсию в 1983 году работала ответсекретарем Кировского райисполкома города Семипалатинска. У меня двое детей: Сауле, 1950 г.р., и Батырлан, 1951 г.р.

Хочу сказать, что отец мой в 1939 году в Хабаровске участвовал в переписи населения. О его участии в переписи писали в газете «Тихоокеанская звезда» за январь 1939 года. Газета эта сохранилась у нас.

Сын Софьи Жаманбайкызы - Батырлан-ага - выслал мне копию вырезки из этой газеты. Статью и фотографию Жаманбая Мананбаева в газете дали под заголовком «Всесоюзная перепись населения». Статья называется «Беседа с начальником Центрального управления народнохозяйственного учета тов. Саутиным». Под фотографией Жаманбая читаем: «Один из лучших счетчиков 1-го переписного отдела Кировского района т. Мананбаев Жаманбай. Он участвовал в переписях 1897-го и 1926 гг.»

У внучки Жаманбая по матери - Сагитовой Зауре Жумагаликызы, которая проживает в городе Семее, сохранились листы с именами на арабском языке умерших родственников. Зауре Жумагаликызы с удовольствием мне их выслала. Из записей я узнал имена многих родственников Чигировых. Хотелось бы добавить, что мама Зауре Жумагаликызы - Магрипа Жаманбайкызы - родилась в 1923-м и умерла в 1993 году.

Что же нам известно о судьбе сестры Аманбая Чигирова - Уримбале? В 2012 году я разыскал в Астане внучку Уримбалы - Нурланову Анел-апа, 1927 г.р. Поговорили по телефону, и вот что она поведала:

- Моя бабушка по отцу - Уримбала Шегиркызы. У нее были братья Аманбай, Жаманбай и Ибрай. Мужа моей бабушки звали Кутпанбай. От них родились Рахым и Нурлан. Мой отец - Нурлан. Когда моему отцу было 5-6 лет, умерла его мама, и он воспитывался у родных с ее стороны - Чигировых. Чигировы дали ему образование в Омске, там он учился на ветеринарного врача. Отец мой был волостным в Абралинской волости. Умер он в 1948 году в возрасте 58 лет в Кайнаре. Так как он рано остался без матери, то нам судьба бабушки неизвестна…

 

Ерлан МУСТАФИН, краевед

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?