После поражения первой российской революции
в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания,
разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинкая, Верненская,
Перовская и другие социал-демократические организации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край,
лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных
предприятий Перовс-ка, Акмолинска,
Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и др. увольняли с работы «неблагонадежных рабочих, вносили в «черные списки» активистов, организаторов выступлений,
волнений масс». На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий
размах получили штрафы.
Черносотенные организации «Союза русского народа», «Союза Михаила Архангела» и др. устраивали погромы,
разжигали национальную вражду.
Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей. Так, в апреле 1909 г. по телеграфному запросу из Перми в Кустанай была направлена сотня казаков для подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики царизма.
Обострение аграрного вопроса в центре России царское правительство пыталось разрешить путем колонизации своих окраин, в том числе Казахстана, переселением крестьян. Колонизация земель сопровождалась массовым изъятием у казахского населения пол видом «излишков» лучших плодородных земель, в том числе обжитых и освоенных. Только в 1906—1912 гг. было изъято свыше 17 млн. десяти нземли.
По закону от 9 июня 1909 г. землеустройство производилось по двум нормам: переселенческой — по 15 и кочевой — по 12 дес. Представители аграрно-демократического направления, выступая по аграрному вопросу, пропагандировали переход казахов на оседлость. Так как царское правительство стремилось как можно больше изъять земель у казахского населения, переход на оседлую форму хозяйствования позволял им сохранить удобные земли, тем более казахским шаруа предлагалось получить землю по переселенческой норме с «правом постоянного неотъемлемого владения землей»18.
Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах».
Журнал «Айкап», выходивцшй в 1911—1915 гг. (издатель и редактор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Айкап» был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяйствования и др.
Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном юпросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета фодажи земли. Вобласти развития общественно-политической жизни срая либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.
В 1910—1911 гг. в связи с новым экономическим подъемом в Казахстане оживилось забастовочное движение. В мае 1911 г. бастовали рабочие-железнодорожники мастерских станции Перовск и Туркестан, горняки на рудниках акционерного общества «Атбасарские медные руды». В забастовке участвовали около 300 человек, которые требовали увеличения заработной платы.
28 апреля 1912 г. в Оренбурге и по линии распространялись фокламации городского комитета РСДРП, которые призывали к гразднованию Первого мая, а также содержали требования 8-часового рабочего дня, политических свобод, роспуска армии и замены ее народной милицией.
Летом 1912 г. на ташкентском участке Оренбургско-Ташкентской келезной дороги происходили также волнения 300 рабочих подрядчика Карахнова, доведенных до полного отчаяния шестимесячным ожиданием расчета19.
12 мая 1912 г. из-за низкой заработной платы, тяжелых условий руда забастовали рабочие Спасского медеплавильного завода. В ноне 1913 г. забастовали рабочие-строители Оренбургско-Орской келезной дороги, нефтяники Доссора, в сентябре произошли волнения рабочих на Чокпаркульских угольных копях в Тургайском уезде. В своих выступлениях рабочие требовали улучшения экономического положения, решения социальных вопросов, выдвигали политические требования, которые имели важное значение для развития политического сознания и решимости бороться за свои права.
Выступление рабочих края оказало влияние на рост крестьянских наступлений против царизма, развитие национально-освободительного движения.
Крестьяне-переселенцы отказывались от раскладки налогов и юдатей, осуществляли самовольную порубку лесов, многие из них оказались без выделенных земель: безвыходность положения, обнищание массы крестьян-переселенцев, усиление социально-классовой расслоенности переселенческой деревни стали причиной открытых вступлений крестьян.
Против аграрной и колониальной политики самодержавия выступали и казахские трудящиеся. Феодально-байская верхушка, владея большой частью поголовья скота, пастбища, все больше эксплуатировала бедняков. Широко распространялись взяточничество, вымогательство, подкупы и др. Казахские шаруа жгли зимовки баев, отказывались от уплаты налогов, нападали на воинские команды.
Вступление России в мировую империалистическую войну тяжело отразилось на положении трудящихся Казахстана: увеличились размеры налогов. На казахское население были возложены «добровольные сборы», принудительная подписка на государственный заем и военный налог, всего около 10 различных видов сборов и пошлин.
Продолжалось изъятие земель у казахского населения, для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных грузов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. За время войны из Туркестанского края было вывезено 300 тыс. пудов мяса, 70 тыс. голов лошадей, 13 тыс. верблюдов. Только из Семиречья в 1914 г. было вывезено скота и продуктов скотоводства на сумму 34 млн. руб.20. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность, т. е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне.
В годы войны сократились посевные площади, количество скота, усилился национально-колониальный гнет. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шовинистические лозунги, вооружала верхушки переселенческого населения.
Секретное предписание военного губернатора Семиреченской области 9 октября 1914 г. обязывало уездных начальников создавать из «благонадежных христиан», из зажиточных слоев русской деревни вооруженные отряды против мусульманских трудящихся21.
Усилилась борьба за земельные участки между имущими слоями переселенческой деревни и трудящимися массами казахского аула. Казахские шаруа на притеснения кулаков угоняли лошадей, уничтожали межевые знаки, сжигали сено и сенокосные участки. Казахские шаруа также страдали от своих местных феодально-родовых верхушек, которые за высокую арендную плату сдавали им земли, принадлежавшие аулу или сельской общине. Упорно борясь против выселения со своих земель, казахские шаруа не выполняли требований ни царских чиновников, ни своих волостных управителей и аульных старшин, отказываясь от уплаты налогов, податей, от сбора средств на нужды войны.
От словесных и письменных протестов трудящиеся аулов переходят к активным действиям против ставленников царизма. Так, казахи Ногай-Нуринской волости Черняевского уезда, напав на управителя, старшину, отняв податные документы, уничтожили их, не дали им выполнить служебные обязанности22.
В годы войны усилились выступления крестьян-переселенцев, солдат и женщин против дороговизны, должностных лиц, налогов и повинностей. В марте 1915 г. в Верненском, Лепсинском и Пржевальском уездах Семиреченской области сельское население протестовало против политики цен царского правительства, согласно которой продукты сельского хозяйства крестьяне-переселенцы должны были продавать по таксе, а покупать все необходимые мануфактурные,галантерейные изделия по спекулятивным ценам. В селениях Андреевском, Осиповском Лепсинского уезда, Верненском уезде женщины разгромили лавки купцов, разобрали товары. Выступление женщин в Зайсане в 1916 г. было прекращено с помощью военной силы, были арестованы 13 человек23.
В воинских частях широко развернулась антивоенная пропаганда, призывники часто уклонялись от воинской повинности, солдаты отказывались ехать на фронт, пока их семьям не выплатят пособие. Так, в 1914 г. 300 солдат в Кокчетаве отказались отправляться на фронт, пока их семьи не обеспечат землей, усадебными участками и пособиями. Выступление солдат было прекращено вооруженной силой, а десять активных участников арестованы и осуждены на каторгу на различные сроки24.
Аналогичные выступления произошли в г. Верном, Акмолинской и Семипалатинской областях. В воинских частях резко падала дисциплина, участились случаи дезертирства.
В 1916 г. усилилось брожение среди солдат местных гарнизонов, возвращавшиеся с фронта солдаты привозили с собой листовки и прокламации, все чаще и чаще открыто высказывалась ненависть к войне и царизму.
В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни царское правительство во всех областях Казахстана ввело «чрезвычайное военное положение», согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, уклонение от работы, была введена военная цензура на корреспонденцию и т. д.25. Усилился полицейский надзор. Предприниматели получили право в военное время подвергать рабочих аресту, а в случае самовольного ухода возвращать их на работу с помощью полиции. Несмотря на это, в крае росло недовольство во всех слоях населения.
В июне 1915 г. забастовали рабочие-казахи экибастузских и карагандинских копей, киргизского горнопромышленного акционерного общества, Спасского завода, выступавшие против низкой заработной платы и тяжелых условий труда.
Иностранные капиталисты и предприниматели, пользуясь бедственным положением рабочих, усиливали эксплуатацию. Систематически снижалась заработная плата, а на товары первой необходимости цены постоянно росли.
Летом 1916 г. рабочее движение охватило Риддерские рудники, нефтепромыслы Эмбы, Экибастузские, Байконурские угольные копи, Спасские медные рудники, Оренбургскую, Ташкентскую железные дороги и др. Дальнейшее развитие рабочего, аграрного и в особенности национально-освободительного движения предопределило восстание казахов в 1916 г.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013