Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Борьба трудящихся Казахстана в условиях нового революционного подъема и первой мировой войны

3759
Борьба трудящихся Казахстана в условиях нового революционного подъема и первой мировой войны - e-history.kz
Выступление рабочих края оказало влияние на рост крестьянских наступлений против царизма, развитие национально-освободительного движения.

После поражения первой российской революции в стране насту­пил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинкая, Верненская, Перовская и другие социал-демократические орга­низации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выбо­ров, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочи­ми и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовс-ка, Акмолинска, Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и др. уволь­няли с работы «неблагонадежных рабочих, вносили в «черные спис­ки» активистов, организаторов выступлений, волнений масс». На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжитель­ность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации «Союза русского народа», «Со­юза Михаила Архангела» и др. устраивали погромы, разжигали наци­ональную вражду.

Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей. Так, в апреле 1909 г. по телеграфному запросу из Перми в Кустанай была направлена сотня казаков для подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики царизма.

Обострение аграрного вопроса в центре России царское прави­тельство пыталось разрешить путем колонизации своих окраин, в том числе Казахстана, переселением крестьян. Колонизация земель со­провождалась массовым изъятием у казахского населения пол видом «излишков» лучших плодородных земель, в том числе обжитых и освоенных. Только в 1906—1912 гг. было изъято свыше 17 млн. десяти нземли.

По закону от 9 июня 1909 г. землеустройство производилось по двум нормам: переселенческой — по 15 и кочевой — по 12 дес. Представители аграрно-демократического направления, выступая по аграрному вопросу, пропагандировали переход казахов на осед­лость. Так как царское правительство стремилось как можно больше изъять земель у казахского населения, переход на оседлую форму хозяйствования позволял им сохранить удобные земли, тем более казахским шаруа предлагалось получить землю по переселенческой норме с «правом постоянного неотъемлемого владения землей»18.

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социаль­но-экономическую жизнь края привели к росту национального само­сознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная ин­теллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Мос­квы, Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной ин­теллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах».

Журнал «Айкап», выходивцшй в 1911—1915 гг. (издатель и редак­тор — Мухамеджан Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась коло­низаторская политика царизма. Главным вопросом в журнале «Ай­кап» был аграрный вопрос, т. е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры, изменения форм хозяй­ствования и др.

Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общена­ционального движения казахского народа, ученый-экономист. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном юпросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета фодажи земли. Вобласти развития общественно-политической жизни срая либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал «Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.

В 1910—1911 гг. в связи с новым экономическим подъемом в Казахстане оживилось забастовочное движение. В мае 1911 г. бастовали рабочие-железнодорожники мастерских станции Перовск и Туркестан, горняки на рудниках акционерного общества «Атбасарские медные руды». В забастовке участвовали около 300 человек, которые требовали увеличения заработной платы.

28 апреля 1912 г. в Оренбурге и по линии распространялись фокламации городского комитета РСДРП, которые призывали к гразднованию Первого мая, а также содержали требования 8-часового рабочего дня, политических свобод, роспуска армии и замены ее народной милицией.

Летом 1912 г. на ташкентском участке Оренбургско-Ташкентской келезной дороги происходили также волнения 300 рабочих подрядчика Карахнова, доведенных до полного отчаяния шестимесячным ожиданием расчета19.

12 мая 1912 г. из-за низкой заработной платы, тяжелых условий руда забастовали рабочие Спасского медеплавильного завода. В ноне 1913 г. забастовали рабочие-строители Оренбургско-Орской келезной дороги, нефтяники Доссора, в сентябре произошли волнения рабочих на Чокпаркульских угольных копях в Тургайском уезде. В своих выступлениях рабочие требовали улучшения экономического положения, решения социальных вопросов, выдвигали политические требования, которые имели важное значение для развития политического сознания и решимости бороться за свои права.

Выступление рабочих края оказало влияние на рост крестьянских наступлений против царизма, развитие национально-освободительного движения.

Крестьяне-переселенцы отказывались от раскладки налогов и юдатей, осуществляли самовольную порубку лесов, многие из них оказались без выделенных земель: безвыходность положения, обнищание массы крестьян-переселенцев, усиление социально-классовой расслоенности переселенческой деревни стали причиной открытых вступлений крестьян.

Против аграрной и колониальной политики самодержавия выступали и казахские трудящиеся. Феодально-байская верхушка, владея большой частью поголовья скота, пастбища, все больше эксплуати­ровала бедняков. Широко распространялись взяточничество, вымо­гательство, подкупы и др. Казахские шаруа жгли зимовки баев, отказывались от уплаты налогов, нападали на воинские команды.

Вступление России в мировую империалистическую войну тяже­ло отразилось на положении трудящихся Казахстана: увеличились размеры налогов. На казахское население были возложены «добро­вольные сборы», принудительная подписка на государственный заем и военный налог, всего около 10 различных видов сборов и пошлин.

Продолжалось изъятие земель у казахского населения, для нужд войны реквизировали одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт для подвозки военных гру­зов (главным образом, хлеба) к железнодорожным станциям. За время войны из Туркестанского края было вывезено 300 тыс. пудов мяса, 70 тыс. голов лошадей, 13 тыс. верблюдов. Только из Семиречья в 1914 г. было вывезено скота и продуктов скотоводства на сумму 34 млн. руб.20. Под видом помощи семьям мобилизованных была введе­на трудовая повинность, т. е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне.

В годы войны сократились посевные площади, количество скота, усилился национально-колониальный гнет. Царская администрация искусственно разжигала межнациональную рознь, выдвигая шови­нистические лозунги, вооружала верхушки переселенческого населе­ния.

Секретное предписание военного губернатора Семиреченской области 9 октября 1914 г. обязывало уездных начальников создавать из «благонадежных христиан», из зажиточных слоев русской деревни вооруженные отряды против мусульманских трудящихся21.

Усилилась борьба за земельные участки между имущими слоями переселенческой деревни и трудящимися массами казахского аула. Казахские шаруа на притеснения кулаков угоняли лошадей, уничто­жали межевые знаки, сжигали сено и сенокосные участки. Казахские шаруа также страдали от своих местных феодально-родовых верху­шек, которые за высокую арендную плату сдавали им земли, принад­лежавшие аулу или сельской общине. Упорно борясь против выселе­ния со своих земель, казахские шаруа не выполняли требований ни царских чиновников, ни своих волостных управителей и аульных старшин, отказываясь от уплаты налогов, податей, от сбора средств на нужды войны.

От словесных и письменных протестов трудящиеся аулов перехо­дят к активным действиям против ставленников царизма. Так, каза­хи Ногай-Нуринской волости Черняевского уезда, напав на управите­ля, старшину, отняв податные документы, уничтожили их, не дали им выполнить служебные обязанности22.

В годы войны усилились выступления крестьян-переселенцев, солдат и женщин против дороговизны, должностных лиц, налогов и повинностей. В марте 1915 г. в Верненском,  Лепсинском и Пржеваль­ском уездах Семиреченской области сельское население протестова­ло против политики цен царского правительства, согласно которой продукты сельского хозяйства крестьяне-переселенцы должны были продавать по таксе, а покупать все необходимые мануфактурные,галантерейные изделия по спекулятивным ценам. В селениях Андре­евском, Осиповском Лепсинского уезда, Верненском уезде женщины разгромили лавки купцов, разобрали товары. Выступление женщин в Зайсане в 1916 г. было прекращено с помощью военной силы, были арестованы 13 человек23.

В воинских частях широко развернулась антивоенная пропаганда, призывники часто уклонялись от воинской повинности, солдаты отказывались ехать на фронт, пока их семьям не выплатят пособие. Так, в 1914 г. 300 солдат в Кокчетаве отказались отправляться на фронт, пока их семьи не обеспечат землей, усадебными участками и пособиями. Выступление солдат было прекращено вооруженной си­лой, а десять активных участников арестованы и осуждены на каторгу на различные сроки24.

Аналогичные выступления произошли в г. Верном, Акмолинской и Семипалатинской областях. В воинских частях резко падала дис­циплина, участились случаи дезертирства.

В 1916 г. усилилось брожение среди солдат местных гарнизонов, возвращавшиеся с фронта солдаты привозили с собой листовки и прокламации, все чаще и чаще открыто высказывалась ненависть к войне и царизму.

В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. В первые же дни царское правительство во всех областях Казахстана ввело «чрезвычайное военное положение», согласно которому были запрещены собрания, стачки, забастовки, уклонение от работы, была введена военная цензура на корреспонденцию и т. д.25. Усилился полицейский надзор. Предприниматели получили право в военное время подвергать рабо­чих аресту, а в случае самовольного ухода возвращать их на работу с помощью полиции. Несмотря на это, в крае росло недовольство во всех слоях населения.

В июне 1915 г. забастовали рабочие-казахи экибастузских и кара­гандинских копей, киргизского горнопромышленного акционерного общества, Спасского завода, выступавшие против низкой заработной платы и тяжелых условий труда.

Иностранные капиталисты и предприниматели, пользуясь бед­ственным положением рабочих, усиливали эксплуатацию. Система­тически снижалась заработная плата, а на товары первой необходи­мости цены постоянно росли.

Летом 1916 г. рабочее движение охватило Риддерские рудники, нефтепромыслы Эмбы, Экибастузские, Байконурские угольные копи, Спасские медные рудники, Оренбургскую, Ташкентскую железные дороги и др. Дальнейшее развитие рабочего, аграрного и в особеннос­ти национально-освободительного движения предопределило вос­стание казахов в 1916 г.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?