Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История образования Кустанайского уезда

2025
История образования Кустанайского уезда - e-history.kz
Всестороннее изучение истории заселения уезда необходимо и значимо, так как после присоединения Казахстана к России его история рассматривалась сквозь призму российского капитализма.

В условиях современного государства довольно часто поднимается вопрос об образовании и заселении Кустанайского уезда. Но вплоть до сегодняшнего дня мы имеем разрозненную информацию как, при каких обстоятельствах были расселены казахи края.

В настоящее время очень важно познать динамику освоения Кустанайско­го уезда, территория которого занимала северную часть современного Казах­стана. Всестороннее изучение истории заселения уезда необходимо и значимо, так как после присоединения Казахстана к России его история рассматривалась сквозь призму российского капитализма. Поэтому сегодня исследование исто­рии освоения Кустанайского уезда Тургайской области на рубеже XIX-XX вв. является актуальным.

Формирование Тургайской области происходило в 60-е годы XIX столе­тия, но окончательное сложение области произошло 21 октября 1868 года (по некоторым сведениям 1869), когда область Оренбургских киргизов разделили на две области - Тургайскую и Уральскую. Границы этой области простирались от Оренбургской губернии на севере к районам Сыр - Дарьи на юге, от Акмо­линска на востоке до Уральской области на западе. Необходимо отметить, что точного определения территориальных границ области нет и по сегодняшний день, что затрудняет изучение пространства области. По мнению Ф.Лобысевича и территория Тургайской области определялась примерно в 420000 квадратных верст. Л.Баллюзек же считает, что территория области не превышала 400000 квадратных верст.

В состав Тургайской области вошли вся средняя и восточная части бывшей области Оренбургских киргизов. При разделении степи Оренбургских киргизов на две области Тургайскую и Уральскую, были определены и центры управле­ния этими областями, одним из которых находился в городе Торгае (Оренбург­ское укрепление).

Согласно работе А.И. Добромыслова «Тургайская область», земли Тургай­ской области были поделены на четыре уезда, в число которых входил и Нико­лаевский (Кустанайский) уезд. В свою очередь каждый из уездов состоял из во­лостей и аулов. Кустанайский же уезд состоял из 8 волостей (Аманкарагайской, Аракарагайской, Дамбарской, Джитыгаринской, Мендыкаринской, Саройской, Суундукской, Чубарской) и 51 аула.

Необходимо отметить, что вследствие различных экономических и поли­тических обстоятельств количество волостей изменялось. В основном наблю­далось увеличение числа волостей. С 1875 по 1894 гг. происходит увеличение волостей. Впоследствии, в 1898 году Кустанайский уезд уже состоял из десяти волостей - а именно Мендыкаринской, Кинь-аральской, Убаганской, Карабалыкской, Ара-карагайской, Аманкарагайской, Дамбарской, Бектюбинской, Джитыгаринской, Кумакской.

В начале 1894 г. уезды были поделены на еще большее количество волос­тей, в том числе и Кустанайский. Он состоял из 14 волостей (существовавшие до 1894 г. волости и еще 4 новообразованные - Джилкуарская, Саройская, Суундукская, Чубарская) и 88 аулов [2].

Изначально население Кустанайского уезда состояло из коренных жителей степи, и проживало на территории восьми волостей, а именно - Аманкарагай­ской, Аракарагайской, Дамбарской, Джитыгаринской, Мендыкаринской, Саройской, Суундукской, Чубарской. Исходя из материалов «Тургайской облас­ти» в 1880 г. произошло образование поселения Кустанай, что привело к потоку переселенцев из различных местностей Европейской России, в частности на территорию Кустанайского уезда. С осуществлением переселенческой полити­ки изменялась численность, национальный состав населения уезда. Такое зна­чительное изменение этнической ситуации во всей области, в частности возрас­тание русско-украинского населения повлекло за собой весьма многочислен­ные и многообразные изменения в хозяйственных занятиях местного населе­ния, социально-экономических отношениях, что способствовало усложнению системы общественных отношений. Это явилось важным условием для разви­тия русско-казахских отношений, установлению взаимопонимания добросо­седства и дружбы двух народов.

Земли, да и климатические условия Кустанайского уезда отличались бла­гоприятными климатическими условиями для земельного хозяйства, что имело определенное значение для переселения сюда русского и украинского населе­ния из губерний России. Все это влекло за собой изменения в структуре населе­ния. В Кустанайском уезде сосредотачивалась основная масса русско-украин­ского населения - 206926 человек, что составляло 45,6% от всего русско-украинского населения. Всего же численность русско - украинского населения в пределах уезда за семнадцать лет (1898-1915 гг.) увеличилось в 6 раз. В уез­дах Тургайской области на рубеже двух столетий проживали представители бо­лее двадцати народностей. Казахи, составляющие абсолютное большинство на­селения, проживали во всех уездах области, включая и Кустанайский. Однако удельный вес казахов в составе населения уезда (области) был неодинаков. Ес­ли в Иргизском и Тургайском уездах казахского населения было 95% всего на­селения, то в Кустанайском уезде его составляло 77,3%.  На сегодняшний день особого внимания заслуживает вопрос о размещении населения. Данная тема изучена совершенно недостаточно, так как по уездным итогам данные о чис­ленности нерусского населения в «Обзорах Тургайской области» за разные го­ды и в работах дореволюционных русских исследователей сильно расходятся, что в свою очередь затрудняет изучение этого важного вопроса.

Литература

1.  Лобысевич Ф.. Тургайская область и ее устройство// Военный сборник. Т.XXVIII. 1871.

2.  Добросмыслов А.И. Тургайская область. Исторический очерк. Т.2. - Тверь, 1902.

3.  Кусаинов К. Тургай: на рубеже двух столетий. - Алма-Ата, 1994.


Нурушева Гульмира Келдыбаевна

Казахстан, Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова, кафедра История Казахстана


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?