Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Караханиды

8982
Караханиды - e-history.kz

У карлукского правителя Бильге Кюль-Кадыр-кагана (в 840 году принял титул каган) было два сына Огулчак и Базыр. После смерти отца они оба боролись за верховную власть. В итоге они начали править параллельно. Базыр принял титул Арслан-каган и стал править в городе Баласагуне. Баласагун – это средневековый город, который существовал близ современного города Токмак в Кыргызстане (около границы с современным Казахстаном). Его брат Огулчак принял титул Кадыр-каган и стал править в Таразе (современный город Тараз в Казахстане). После того как Саманиды захватили Тараз в 893 году, Огулчак перебрался в Кашгар и оттуда совершил набег на владения Саманидов в 904 году. Сыном Базыра был Сатук Богра-каган, который имел мусульманское имя Абд ал-Керим и прозвище Карахан, от чего пошло название Караханиды. На самом деле Караханиды – это продолжение государства карлуков с тем же населением и той же правящей династией. В карлукском языке термин Каган редуцировался до произношения Хан, поэтому стоит учитывать, что каган и хан - это один и тот же термин. Ниже касательно Караханидов мы будем использовать термин хан, так как это форма была распространена в данном государстве.

Сатук Богра-хан правил в 942-955 годах над частью карлукских владений. Он принял ислам, на основании этого стал союзником Саманидов и с их помощью смог захватить в 942 году власть в государстве. Он победил своего дядю Огулчака, подчинил себе Тараз, Кашгар и Баласагун, и в 942 году был провозглашен верховным каганом (ханом). Получил прозвище Карахан. Сатук Богра-хан поделил свои владения между сыновьями Мусой и Сулейманом. У Мусы был сын Али, а у Сулеймана сын Хасан (Харун).

Муса правил в 955-970 годах. В 960 году Муса провозгласил ислам государственной религией своего государства. Вместе с ним ислам приняло «200 тысяч шатров» (200 тысяч семей кочевников или около 1 миллиона человек). Столицу Муса перенес в город Кашгар. Сулейман же получил в свое владение город Баласагун. Баласагун известен также как Куз Орду (Осенняя ставка, Осенняя орда)

Наследники Мусы стали правителями Восточной части государства Караханидов. Они носили титул Арслан Кара-каган (Арслан Кара-хан), опираясь на карлукское племя Чигиль. Тотем Арслан (Лев) принадлежал племени Чигиль. Чигиль было карлукским племенем, оказавшимся на данной территории в 746 году.

Наследники Сулеймана стали правителями Западной части государства Караханидов. Они стали носить титул Богра Кара-каган (Богра Кара-хан), опираясь на племя Ягма. Тотем Богра (Верблюд) относился к племени Ягма. Ягма было телесским племенем, оказавшимся на данной территории раньше карлуков, то есть до 746 года.

После смерти Мусы в 970 году его трон унаследовал Хасан (сын его брата Сулеймана), он же Харун Богра-хан (970-993). Во время его правления в 990 году Караханиды завоевали Испиджаб (Сайрам). Чуть позже в 992 году Караханиды смогли завоевать Фергану, Хотан. Развивая свой успех, в 992 году войска Караханидов временно захватили Бухару и Самарканд, но были вынуждены отступить.

После него правил сын Мусы Али I (993-998), не отличившийся на ниве новых завоеваний. После Али I стал править его сын Ахмед Тоган-хан (998-1017/18). В эпоху его правления в 999 году Караханиды завоевали Бухару. В 1005 году Караханиды покорили остатки владений Саманидов, новая южная граница проходила по реке Амударья.

Стоит отметить, что завоевание Караханидами Трансоксианы (междуречье Амударьи и Сырдарьи) связано с Насром, братом Ахмеда Тогана. Наср не носил титул хан, а был лишь илеком (князем). В 994-995 годах он при жизни своего отца Али отвоевал у Саманидов Ходжент и Фергану. Чуть позже в том же 995 году он захватил город Илак. В 996 году войска Караханидов под предводительством Насра пошли на Саманидов. После чего был заключен мирный договор, согласно которому границей между Караханидами и Саманидами стала Катванская степь (северо-восточнее Самарканда).

Под командованием Насра были завоеваны Ходжент, Фергана, Шаш (Ташкент), Илак и Усрушана. Наср начал свой поход против Саманидов в 999 году. Осенью 999 года Наср без военного вооруженного сопротивления занял Бухару, захватил в плен Саманидского правителя Абд ал-Малика. Пленник вместе с остальными Саманидскими принцами был отправлен в Узген, который считался городом-резиденцией Насра. Наср оставил в Бухаре и Самарканде своих наместников и вернулся домой. Наср формально считался третьим лицом в Караханидском каганате (первый верховный каган Ахмед, второй Юсуф, сын Хасана (Харуна), но фактически Наср был наиболее могущественным из всех Караханидов, а его владения стали самыми большими за счет завоеваний Насра. В 1000 году из Узгена бежал Саманидский принц Исмаил ибн Нух. Он принял прозвище ал-Мунтасир (победоносный) и попытался отвоевать Саманидские владения. Сначала он испытал успех и захватил пару населенных пунктов, но в 1000-1001 годах после подхода войск Насра Исмаил ибн Нух бежал в Хорасан, где погиб в 1005 году. В 1004-1005 годах Исфиджаб (Сайрам) окончательно и бесповоротно вошел в состав Караханидского каганата.

В 999 году тюркский гулям (воин) Махмуд Газневи, бывший вассал Саманидов, провозгласил себя правителем Хорасана.

Опасаясь Караханидов, в 1001 году Махмуд Газневи отправил посольство к Насру. Целью посольства было установление общей границы и возможный династический союз. Он был заключен: Махмуд Газневи женился на дочери Насра, помимо этого был заключен договор о границе между Газневидами и Караханидами по реке Амударье.

После смерти последнего Саманидского принца ал-Мунтасира Наср решил нарушить договор и захватить все «Саманидское наследство». В 1007 году он заключил союз с другим караханидом Юсуфом, сыном Хасана (Харуна) и выступил в поход на Газневидов. 4 января 1008 года произошла битва возле Балха, где армия Караханидов потерпела поражение от войск Махмуда Газневи. Поражение привело к тому, что ранее обговоренная граница по Амударье была заново обозначена как граница между двумя государствами. Наср умер в 1012 году. В 1017-1018 годах во владения караханидов вторглись кочевники, которые были разбиты в битве. Спустя некоторое время после битвы Ахмед Тоган-хан (верховный правитель и брат Насра) скончался.  

В 1016 (1018)-1025 годах правил его брат Мансур, принявший титул Арслан-хан. После него власть захватил Мухаммед, сын Хасана (Харуна) с титулом Тоган-хан, правивший с 1025 до 1026 года. Его трон унаследовал младший брат Юсуф, который принял титул Кадыр-хан и правил в 1026-1031 годах. Сын Юсуфа Сулейман принял титул Арслан-хан и правил в 1031-1040 годах как верховный правитель.

Параллельно с ним начал набирать политический вес Ибрагим, сын Насра, который известен был также по имени Бури-тегин. В 1038 году он захватил Самарканд и принял титул Тамгач-хан (Табгач-хан). Ибрагим, даже когда захватил Баласагун, оставил своей столицей Самарканд. Через два года в 1040 году Ибрагим и Сулейман окончательно разделили территории, и единый Караханидский каганат распался на Западно-Караханидский и Восточно-Караханидский каганаты.

В Западно-Караханидском каганате стал править Ибрагим, а в Восточно-Караханидском каганате продолжил правление Сулейман Арслан-хан, сын Юсуфа.

Ибрагим проводил политику централизации, унифицировал денежную систему чеканки монет на территории всего своего государства. 

В восточных летописях Ибрагим предстает идеалом справедливого государя. Он строил бесплатные больницы и разные медресе. В его правление начался расцвет Караханидской культуры.

Ибрагим упразднил многоступенчатую сложную политическую иерархию с большим количеством князей. Также он изменил традиционный порядок престолонаследия. Если у тюрков был лестничный принцип (от старшего брата к младшему), то Ибрагим решил сделать порядок наследия прямым: от отца к сыну, как это было принято в мусульманских государствах. В 1068 году, после смерти Ибрагима, правил его сын по имени Шамс аль Мульк (1068-1080). После Шамс аль Мулька к власти пришел его брат Хызр (1080-1087). После Хызра начал править его сын Ахмед (1087-1089). В его правление в 1089 году Западно-Караханидский каганат стал вассалом огузской династии Сельджуков. В то время как Восточно-Караханидский каганат в 1141 году попал в зависимость от каракитаев, вторгшихся с Востока.  В 1141 году Восточно-Караханидский каганат распался на две части: Кашгарские Караханиды и Узгенские Караханиды. Обе ветви восточных Караханидов зависели от каракитаев.

Последний Восточно-Караханидский каган в Кашгаре Мухаммед IV Богра-хан правил в 1205-1211 годах. Последний Восточно-Караханидский каган в Узгене Махмуд-хан правил в 1210-1212 годах. Последний Западно-Караханидский каган Осман правил в 1201-1212 годах. Он был женат на Хан-Султан, старшей дочери Мухаммеда Хорезмшаха, и был убит по ее просьбе. В дальнейшем Хан-султан вышла замуж за Джучи, сына Чингиз-хана, и родила ему трех детей: Берке, Беркечара и Буда (Бура или Будакур).

Таким образом, 1212 год был годом смерти последних караханидских правителей как Западно-Караханидского, так и Восточно-Караханидского государств.

 

1. Пиков Г.Г. Западные кидани. Новосибирск. 1989.

2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 417.

3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 418.

4. История Казахстана в арабских источниках. Том II. Арабские географы и путешественники IX-XII вв. Алматы: Дайк-Пресс, 2010. с. 35.

5. Извлечение из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар". Приложение к "Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг." // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm

6. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 322.

7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 323.

8. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик. 1993. С. 404

9. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 104-107.

10. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 108.

11. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 29.

12. Minorsky V. Tamim ibn Bahr's journey to the Uyghurs. — BSOAS, 1948, vol. XII. pt 2, p. 300.

13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 107.

14. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 152.

15. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 110.

16. Новое известие о средневековых тюрках // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965.

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Schebangarai/text2.phtml?id=12992

17. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 116.

18. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 110-135.

19. Пилипчук Я.В. Кімаки, кай та куни: тюрки чи протомонголи // Цирендоржиївські читання 2012 (V): Тибетська цивілізація та кочові народи Євразії: кросскультурні контакти. К.: Поліграфіст, 2012. С. 171-182.

20. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 374.

21. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 370.

22. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 140.

23. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 142.

24. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. С. 35.

25. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 157.

26. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 121-122.

27. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 182.

28. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 121.

29. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том II. Москва-Ленинград: 1950. С. 72.

30. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 42.

31. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 192.

32. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 5.

33. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Ленинград. Издательство Ленинградского государственного университета. 1951. С. 122.

34. Сообщение ал-Идриси (XII в.) о странах кимаков и карлуков // Казахстан в эпоху феодализма (Проблемы этнополитической истории). Алма-Ата. Наука. 1981.

http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Idrisi_2/text1.htm

35. Извлечение из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар". Приложение к "Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг." // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm

36. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 109.

37. Думан Л.И. Проблемы внешней политики киданей в VII-X вв. н.э.//Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск: 1986. C. 18.

38. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 60.

39. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 119.

40. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 133.

41. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 184-197.

42. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 185-186.

43. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 193-195.

44. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 212.

45. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

46. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 65-66.

47. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 66.

48. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007.

49. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

50. Ад-Димашки Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр. издательство Мерена. Санкт-Петербург. 1866. http://books.google.ru/books?id=CQ0ZAAAAYAAJ&pg=PT6&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false

51. Навширванов В.Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том 3. Симферополь, 1929. С. 83-84.

52. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Москва. Наука. 1974. С. 172.

53. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С. 263

54. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы, 1996. С. 426-427.

55. Ильясова З.С. Сабитов Ж.М. Сведения Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр ад-Димашки о тюркских племенах Дешт-и Кыпчака//Золотоордынское обозрение. Казань. 2016. № 3.

56. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 120-125.

57. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 208.

58. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 208-209.

59. Пилипчук Я.В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в. //Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана, 2013. С. 76.

60. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 241, 279.

61. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик 1993. С. 168.

62. Храпачевский Р.П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников). Москва: ЦИВОИ. 2013. С. 26.

63. Пилипчук Я.В. Монгольское завоевание кочевий восточных кыпчаков// Тюркологический сборник. 2009-2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Москва: «Восточная литература». 2011. С.

64. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 207

65. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 147.

66. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 224.

67. Иванов А.Н. «К вопросу о причинах принятия ислама золотоордынским ханом Берке»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 106.

68. Сабитов Ж.М. Берке и его правление в Золотой Орде// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164.

69. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 195.

70. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 76.

71. Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники. Москва. ЦИВОИ. 2009. С. 223-224.

72. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 138-144.

73. Расовский Д.А. Половцы, чёрные клобуки: печенеги, торки, берендеи на Руси и Венгрии (работы разных лет). Москва. ЦИВОИ, 2012. С. 213.

74. Катанчиев С. Т. Александр Невский — правнук кыпчакского (половецкого) хана Котяна. Нальчик: Эльбрус, 2008. С. 30-31.

75. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 141.

76. Голден П. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков. //Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 25.

77. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы. Атамура. 2010. С. 454.

 

Жаксылык Сабитов

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?