Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Эпоха бронзы (XXVI–VIII вв. до н.э.)

15910
Эпоха бронзы (XXVI–VIII вв. до н.э.) - e-history.kz
Формирование памятников донгальского типа было связано с изменениями в системе хозяйственной деятельности — переходом к подвижному кочевому скотоводству.

  Ранний период (середина – конец 3-го тысячелетия до н.э.).

В начале этого времени на территорию Казахстана с запада проникают представители так называемой ямной культурно-исторической общности. Продвижение их было, по-видимому, в историческом смысле очень быстрым, о чем свидетельствуют единицы обнаруженных к настоящему времени памятников в Казахстане.  Хозяйство ямников было по преимуществу пастушеским, они изготовляли четырехколесные деревянные повозки, пользовались медными орудиями. Позднее, потомки ямников создали афанасьевскую культуру, в ареал которой, кроме Южной Сибири, вошел и Восточный Казахстан.

Уникальными, самыми восточными «ямными» памятниками, являются курган №2 могильника Карагаш (200 км к ЮВ от г. Караганды) и погребение, обнаруженное в могильнике Григорьевка-2 (35 км к С от г. Павлодар).

Средний период (XX–XIII вв. до н.э.).

Часть Западного и Северного Казахстана входила в ареал синташтинской культуры (XX–XVIII вв. до н.э.), к которой относится широко известное укрепленное поселение Аркаим (Челябинская обл. России). В Костанайской области находится поселение Камысты (Первомайское), подобное по своей архитектуре Аркаиму. Синташтинскими могильниками являются Танаберген IIи Жаман-Каргала I в Актобинской области.

Однако в целом данный период характеризуют памятники андроновской культурно-исторической общности (XVIII–XIIIвв. до н.э.), простиравшейся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от тайги до гор Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Территория Казахстана была основной зоной  обитания андроновских племен, о чем свидетельствуют материалы многочисленных и ярких памятников, в том числе поселения, имеющие значительную площадь и могильники с большим количеством погребальных сооружений.

Ведущая роль племен казахстанского региона, особенно района Центрального Казахстана, была обусловлена богатейшими залежами медной руды и крупномасштабным металлургическим производством.

В андроновскую общность входил три археологические культуры: петровская, алакульская и федоровская.

Петровская культура (XVIII-XVI вв. до н.э.). В Северном Казахстане известны ее поселения — Петровка II (давшее название всей культуре), Амангельды I, Кеноткель V, Семиозерное II, Новоникольское I, Боголюбово I. Характерной чертой петровских поселений является наличие оборонительных рвов. Петровские погребальные памятники представлены обособленными детскими кладбищами, подкурганными захоронениями взрослых мужчин-воинов (изредка женщин). В курганах могильников Кенес, Улубай, Берлик, Новоникольское (Северный Казахстан), позднепетровского могильника Сатан (Центральный Казахстан)были найдены остатки двухколесных боевых повозок или колесниц (в заполнении могил фиксируются отпечатки колес со спицами).

Кости домашних животных, развитие домашних промыслов, таких как гончарство, ткачество, косторезное дело, изготовление украшений, оружия и орудий труда из бронзы, изготовление колесниц — всё это свидетельство утверждения производящей экономики. Сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, основу которого составляло пастушеское скотоводство.

Алакульская культура датируется XV–XIII вв. до н.э. Территориально она распространилась по всему Казахстану, за исключением его восточных областей. Материальная культура алакульцев выросла на базе культуры петровских племен, что проявилось в керамике, вещевом инвентаре, архитектуре, погребальном обряде. Наиболее известные поселения — Алексеевское, Перелески II, Явленка I, Петровка I (Северный Казахстан), Атасу I (Центральный Казахстан). Могильные ямы в некрополях Северного Казахстана (могильники Перелески, Алексеевский, Конезавод, Амангельды I и др.) находятся под курганными насыпями из земли, с каменными кольцами по основанию. В Центральном Казахстане (могильники Майтан, Копа, Нуркен Бозинген и др.) курганные насыпи встречаются единично — фиксируются ограды в виде колец из поставленных на ребро плит, вкопанных в канавки. Умершего, помещали в ящик из каменных плит, преимущественно на левый или правый бок, в скорченном положении с кистями рук перед лицом. Такая поза погребенного придавала сходство с позой младенца в утробе матери, в данном случае утробе матери-земли. Перед некоторыми могилами, в которых погребали представителей привилегированной группы воинов-колесничих, помещали пару коней в позе галопа, что символизировало колесничную запряжку. В одной из могил раннеалакульского могильника Ащису (Карагандинская область) был найден уникальный для территории степной Евразии медный сосуд, свидетельствующий о чрезвычайно высоком уровне металлообработки алакульцев.

Алакульская культура, основой для которой была материальная культура петровцев, знаменует собой время стабильного развития андроновского общества. Получает дальнейшее развитие скотоводческо-земледельческая направленность хозяйства, развиваются бронзолитейное производство, ткачество, гончарство и другие домашние промыслы.

Федоровская культурасуществовала одновременно (XV–XIII вв. до н.э.) и совместно с алакульской. Территория ее распространения помимо Казахстана захватывала Южный Урал и Западную Сибирь, причем в каждом регионе памятники отличаются определенным своеобразием.

Центральноказахстанский вариант федоровской культуры был назван в свое время нуринским. Федоровские сосуды в отличие от алакульских имеют плавный профиль и более сложный геометрический орнамент.

В степной части Центрального Казахстана известно не более полутора десятка памятников, в том числе поселения Усть-Кенетай, Икпень I, Майоровка, Энтузиаст II; могильники Бугулы I, Балыкты, Акимбек, Алпымса, Шоиндыколь. Отмечены две тенденции в развитии домостроения: возведение небольших каркасных наземных построек и строительство крупных прямоугольных сооружений полуземляночного типа.

На могильниках обнаружены захоронения в курганах и оградах из плит, положенных плашмя или вкопанных вертикально. Наиболее характерными чертами погребального обряда являются кремация и сооружение цисты — возведение по периметру могилы стенок из плашмя положенных каменных плиток. Погребения всегда сопровождают 1 или 2 сосуда, вещевой инвентарь клали не во все могилы. Малочисленность погребального инвентаря федоровцев объясняется факторами, вероятнее всего, отражающими специфику погребального ритуала.

О развитой социальной структуре федоровцев свидетельствует ряд погребальных памятников, обладающих значительными размерами и сложной конструкцией (могильник Аксу-Аюлы–2 в Карагандинской области). Несомненно, что строительный опыт федоровских мастеров лег в основу архитектуры следующей эпохи.

Поздний период (XII–IX вв. до н.э.).

Саргаринско-алексеевская культура — была названа так по названию двух главных памятников: комплекса Саргары (Акмолинская обл.) и поселения Алексеевское (Костанайская обл.). Памятники этой культуры находятся на территории всего Казахстана, а также степного Алтая в России. Непременным компонентом их инвентаря были глиняные сосуды, украшенные по шейке налепным или формованным валиком. Известно не менее двух сотен поселений (например, Саргары, Алексеевское, Садчиковское, Атасу I, Мыржык, Талдысай, Бугулы II, Копа I) и около 40 могильников (например, Саргары, Каратугай, Актопрак) данной культуры.

На многих поселениях (Атасу I, Талдысай) встречаются признаки собственного бронзолитейного производства — печи для выплавки меди, шлаки, литейные формы. В целом хозяйство населения позднебронзового периода характеризуется как преимущественно скотоводческое, яйлажной направленности.

Погребальные сооружения саргаринско-алексеевской культуры представляли собой неглубокие грунтовые могильные ямы, окруженные каменными кольцами. В Центральном и Восточном Казахстане могильники отличаются каменными конструкциями различных типов.

По наиболее ярким могильникам позднебронзовая культура населения Центрального Казахстана была названа бегазы-дандыбаевской. Оба могильника, давших название культуре, находятся в Карагандинской области (могильник Дандыбай в настоящее время затоплен водохранилищем). На могильнике Бегазы были раскопаны грандиозные для того времени сооружения, названные мавзолеями. Они представляют собой четырехугольные помещения, стены которых сложены из массивных каменных блоков и обставлены огромными каменными плитами, сохранившими к настоящего времени высоту до 2 м. К сожалению, все они разграблены еще в древности, однако остатки инвентаря (бронзовые изделия и весьма тщательно изготовленные керамические сосуды), говорят о том, что в них были погребены люди высокого социального ранга. В настоящее время, спустя более полувека после раскопочных работ, на мавзолеях могильника Бегазы, проведены реставрационные работы.

Каменные бегазы-дандыбаевские мавзолеи исследованы также в могильниках Енбексуйгуш, Айбас-Дарасы, Бугулы-3, Сангыру-1, Сангыру-3, Ортау-2 (все в Карагандинской области).

В настоящее время одной из важных проблемных вопросов археологии позднебронзового века Казахстана является соотношение указанных двух культурных образований. Наряду с признанием их сосуществования, разрабатывается концепция бытования на большей части Казахстана одной бегазы-дандыбаевской культуры, оказавшей влияние на племена многих сопредельных регионов Сибири и Южного Урала. Крупные каменные мавзолеи, согласно этой концепции, являются местами погребения правителей (вождей) местных племенных объединений, обслуживали которых крупные поселения протогородского типа (Кент, Бугулы-1 и др.), а небольшие погребения и поселения принадлежали рядовому населению.

Самым крупным памятником того времени, является поселение с саргаринской керамикой Кент (Карагандинская обл.), занимающее площадь 30 га и претендующее на статус древнего города.

Период перехода от эпохи бронзы к раннему железному веку (VIII в. до н.э.). Опорным памятником является поселение Донгал (Карагандинская обл.), керамика которого была выделена в особый тип (донгальский), сочетающий признаки саргаринско-алексеевской посуды с особенностями, получившими развитие в последующую эпоху раннего железа. Донгальская керамика была выявлена в материалах многих поселений Казахстана и Алтая, а также в погребениях могильника Кызыл (Карагандинская обл.).

Жилища этого времени уменьшаются в размерах и обладают четко выраженными общими архитектурными чертами — стены, сложенные из каменных плит, наличие очага из каменных брусков и выхода в виде «Г»-образного коридора. Формирование памятников донгальского типа было связано с изменениями в системе хозяйственной деятельности — переходом к подвижному кочевому скотоводству, что впоследствии изменило весь облик культуры и на три тысячелетия определило ход исторических процессов в степном поясе Евразии.

В Южном Казахстане по материалам поселения Бургулюк выделана керамика каржантауского типа, во многом схожая с донгальской посудой.


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?