В связи с появлением индо-европейской проблемы, вопрос дефиницирования термина «традиция погребения» вызвал особый интерес. Арии во втором тысячелетии до нашей эры расположились на необъятной земле, территория которой занимала, начиная от полуострова Балкан до Енисея, на севере – начиная от лесной зоны, и на юге – до северной территории Китая. В связи с изменением климата, в начале второго двухтысячелетия до нашей эры, с целью найти удобное место для дальнейшей жизни, арии начали переезжать на новые места. Если некоторые расположились в Европе, то остальная часть народа переехала на территорию Индии и Ирана. Племена ариев во втором двухтысячилетии до нашей эры особо выделялись в Восточной Европе, в Западной Сибири и в Казахстане, относились к историческо-культурной группе , создавшей андроновскую культуру [1., 110 с.].
В вопросе определения понятия «Традиции погребения», у исследователей не было единого мнения. Одна группа исследователей считала, что традиция погребения – это порядок расположения могилы, скелета костей и вещей, а остальная часть, например, исследователь В.Я. Петрухин считал, что традиции погребения – это когда близкие умершего, во время похорон, около могилы выполняют определенные действия. Возможно, мнение последних является более правильным, но в этом случае исследовать начало и конец традиции погребения невозможно [2., 47-49 с.].
Погребение в древности было двух видов: ингумация умершего в полеолите и кремация умерших в бронзовом веке. Это настолько разные традиции погребения, что привести их в одну систему будет очень трудно. Если археологические материалы не дают полное отображение этим традициям, то этнографический материал очень богат на примеры сопровождения в последний путь умершего человека.
Французский этнограф Жорж Монтандон впервые постарался сделать классификацию древним способам погребения . Он разделил основные способы на восемь групп: 1) оставление или выбрасывание, 2) водяное погребение, 3) похоронить в безлюдном месте, 4) похоронить труп в земле или пещерное захоронение, 5) кремировать, 6) мумицировать, 7) расчленить, 8) каннибализм.Трудно объяснить полное значение определенного исторического процесса. Например, почему некоторые племена хоронили умерших в растянутом виде, а другие в согнутом виде, почему можно встретить труп в сидячем и стоячем положении.
Все погребенные, встречающиеся в андроновских захоронениях, головой направлены на запад и на юго-восток. Это связанно с целью объединиться на том свете. Андроновцы верили, что у четырех сторон каждого горизонта есть свой бог, также они верили, что бог запада – это бог мрака и темноты. Андроновцы считали, что делая ограду на могиле, они создают «дом умерших», ограждение могилы со всех сторон означало очаг этого «дома». После истечения нескольких дней, после ингумациии и кремации, делали ограду из камня, таким образом они разделяли мир мертвых от живых. Кладбище, огражденное каменной оградой иногда были в виде четырехугольника, а иногда в виде круга.
Ограждения на могилах могут иметь большой смысл. Такие картины в основном встречаются в традиции погребения бронзового века. В первом случае, воинов, в целях «защиты» могилы главного господина (или слуги в целях «службы» своему господину), хоронили вокруг могилы господина, во втором случае, хоронили личные вещи вождя около его могилы или около места жертвоприношения. Могилы мужчин, женщин и детей расположены в определенном месте. Если смотреть на захоронения, расположенные в одном могильнике, можно понять что они из одного племени. Если могилы расположены в одном порядке, можно так же, определить что они из одного племени. Иногда захоронения в могиле сравнивают с планированием сельских племен.
Так как в таких могильниках есть люди, захороненные в разное время и в своеобразных вертикальных положениях, то их хронология имеет важное значение для стратиграфического контроля . Тут важна не только постройка кладбища, но и также важно, какие строительные материалы использовались. В качестве примера таких раскопок, можно привести археологические раскопки Н.Я.Мерперта, которые проводились возле села Ягодное.
В.Я. Пертрухин предоставил интересные примеры открытия семантики древних идеологических признаков, которые описал Ибн-Фадлан, сравнивая русские способы погребения и действия которые там совершались. Самое главное, что заинтересовало исследователя, так это действия, которые воспроизводились над могилой. Такое наблюдение Петрухина может стать одним из важнейших исследований. Наряду с этим, традиции погребения кочевников, которые исследовал Г. А. Федоров-Давыдов, является одним из важных дел. Хоть вещи кочевников были и похожи, через анализ можно была различить традиции погребения печенегов, турков и половцов.[2.,б 47-49.]
М.К. Кадырбаев, через материалы о ограждениях каменных могил, сделал логические выводы. Он пришел к тому, что смотря на выброшенные остатки уздечек, найденных возле коней, можно сказать о том, что ограбление совершилось спустя некоторое время после погребения. Кадырбаев отметил, что пропажа всего золота из кладбища, говорит о том что, в то время развивалось не только деления имущества, но и наряду с этим развивалась собственность .
Б.А.Калиев, М.М.Малибаев
(СКГУ им. М.Козыбаева)