Наскальные изображения Семиречья.
Петроглифы эпохи бронзы.
Каждый год отряд по изучению петроглифов находит всё новые скопления рисунков в Семиречье. Этот регион является наиболее насыщенным памятниками наскального искусства.
Здесь основную часть составляют петроглифы эпохи бронзы. В этой же группе находятся наиболее информативные и интересные рисунки, связанные с древнейшими языческими верованиями и мифологическими представлениями древнего населения Казахстана. Среди них культовые сюжеты с ряжеными персонажами, изображениями людей в звериных (волчьих) масках, изображения первобытных танцев, солнцеголовых персонажей и колесниц.
Наиболее яркими и ценными для истории являются рисунки в ущелье Тамгалы, в горах Кульжабасы, в горах Ешки-Ольмес и Баянжурек. К наиболее интересным можно отнести рисунки из Тамгалы и в местности Ак-Кайнар с фигурами вымерших диких быков. Некоторые из них имеют размеры более трёх метров. В урочище Ак-Кайнар имеются фигуры мужчин в волчьих масках и изображения волков, стоящих на задних ногах. Там же имеется изображение быка с фигурами людей на рогах этого животного в позе танца.
В горах Ешки-Ольмес выбито на скалах около сотни древних колесниц, сцены с жертвоприношениями животных. Эти петроглифы выбиты ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют архаичные колесницы, типы оружия (топоры, палицы) и расположенные у подножья гор древние поселения эпохи бронзы.
Наиболее ранними из числа обнаруженных археологами являются петроглифы в горах Кульжабасы в 240 км. к западу от г. Алматы, наиболее поздними, в пределах эпохи бронзы — рисунки в горах Ешки-Ольмес конца второго тысячелетия до новой эры.
К относительно ранним можно отнести и рисунки в Западном Казахстане с изображением фаллических знаков, связанные с культом плодородия. Рисунки этой эпохи отличаются многообразием сюжетов: среди них батальные сцены, изображения оружия, эротические сцены.
Наиболее крупные скопления рисунков, как правило, располагаются в обжитых в древности местах в святилищах под открытым небом.
Петроглифы эпохи раннего железа.
Рисунки этой эпохи появились в начале первого тысячелетия до нашей эры. Их намного меньше, чем рисунков эпохи бронзы, но они отличаются большой выразительностью.
Часть этих рисунков выполнена племенами саков-кочевников и расположена среди других более древних рисунков, но некоторые сакские святилища образуют отдельные «храмы» под открытым небом.
Наиболее известны среди них рисунки, выполненные в «зверином» стиле в ущелье Койтас в долине реки Усек. Среди них нет более древних изображений. К их числу можно отнести фигуры семи стилизованных фигур кабанов, выбитых на отдельном крупном камне рядом с небольшими рисунками архаров и козлов. Там же на огромных камнях высотой от 2 — 3 метров до 7 — 10 метров, на валунах древней морены, высечены рисунки оленей, архаров, козлов. Большинство из них выполнено в виде контура. Часть фигур отличается характерным орнаментом — завитками на бёдрах оленей и козлов, декором в форме сетки.
Другие скопления сакских рисунков расположены рядом с древними петроглифами эпохи бронзы. Такие петроглифы известны в горах Ешки-Ольмес. Иногда они продолжают изобразительный ряд более древних рисунков, но чаще размещены на свободных плитах. В Ешки-Ольмесе это рисунки стилизованных орлов, оленей с поджатыми ногами, сцены терзания хищниками козлов или оленей и архаров.
Выразительны сюжеты со сценами терзания волками копытных животных. Значительная часть рисунков позволяет на этом памятнике проследить эволюцию искусства «звериного» стиля.
О возникновении и развитии «звериного» стиля имеется много работ специалистов, но не решён вопрос о месте его возникновения.
Принято считать, что звериный стиль возник в среде кочевников, а не земледельцев, поскольку кочевники лучше знали повадки и могли точнее изобразить диких животных (Кореняко В. А.). Ряд специалистов считает, что это своеобразное искусство развивалось под влиянием переднеазиатских культур.
Наскальное искусство, поскольку в петроглифах этот стиль выражен достаточно полно, способствует изучению истории формирования «звериного» стиля.
Марьяшев А.Н., д.и.н., ГНС института археологии им. А. Х. Маргулана