Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Хозяйство кыпчаков

6720
Богатство кыпчаков измерялось не только территорией, но и стадами.

Богатство кыпчаков измерялось не только территорией, но и стадами.

В условиях кочевого быта ценнейшим животным считалась лошадь. Подвижность и выносливость этого животного служила на войне и в облавной охоте. Из молока кобылиц изготовляли целебный напиток – кумыс, конина пользовалась большой популярностью среди кочевников благодаря хорошим мясо-сальным качествам. Ее кыпчаки предпочитали говядине и баранине.

На кыпчакских скакунов был высокий спрос не только в сопредельных, но и в отдаленных странах. Так, лошади, вывозимые из Дешт-и Кыпчака в Индию, стоили не менее «ста динаров серебром» за рядового коня, и от 500 и выше – за хорошего скакуна [1]. В зависимости от принадлежности к одной из многочисленных племенных единиц, лошади отличались своей оригинальной мастью. Подчас по масти лошади определялись названия тех или иных племен (к примеру, племя «буланолошадников» (кулабаоглы) входило в состав западнокыпчакского объединения).

Уместно также привести в качестве примера факт дарения в 1223 году монгольским полководцем Джучи своему отцу Чингисхану 20 тысяч белых кыпчакских конеq, пригнанных из Дешт-и Кыпчака [2].

Кроме лошадей, кочевники того времени разводили овец, коров, быков и верблюдов. За счет овцеводства не только быстро восполнялись запасы мяса и жира, но и шилась теплая одежда из шерсти и овчины как для воинов, так и для населения.

Более бедные слои населения, у которых отсутствовал скот, выращивали зерновые и бобовые культуры, преимущественно просо. Исследователь XIIвека Петахья после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо» [3]. 

Одним из источников существования кыпчаков служили рыбалка, а также охота с использованием соколов, ястребов, беркутов и гончих собак. Наряду с индивидуальной охотой практиковалась и облавная, которая являлась своеобразной тренировкой военных навыков.

Пушнина соболей, лисиц, куниц и горностаев (которая по Махмуду Кашгари у тюрков называлась «иджук», а по арабским источникам, «курс») была ценнейшим товаром, который вывозился в другие страны.

Несмотря на постоянные войны, торговые пути между странами Восточной Европы, Кавказом, Волжской Булгарией, Византией, Средней Азией и Китаем имели особое значение для кыпчакских ханов. В древнерусских летописях зафиксирован эпизод, когда в самый разгар боевых действий купцы беспрепятственно перемещались по кыпчакским кочевьям. Другие источники также свидетельствуют о больших масштабах международной торговли и стабильном транзите через Дешт-и Кыпшак в XI-XII веках.

Кыпчаки, кочевавшие летом на берегах Волги, Урала, Тобола, Иртыша, зимовали на берегах Сырдарьи, Аральского и Каспийского морей. Эти стабильные маршруты способствовали порождению самых разнообразных внутренних связей среди кочевников Дешт-и Кыпчака, способствуя единству языка, традиций, политической идеологии, духовного мировоззрения, хозяйственных отношений. Как единодушно признают ученые всего мира, казахский народ стал одним из прямых потомков кыпчаков.


1.  Ибн Баттута. Тухфатан-нуззар фи гараиб ал-амсар. //СК ИЗО, т. 1, с. 287.
2.  Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. I, с. 522.

3.  Марголин П.В. Три еврейских путешественника XI-XII вв. Ч. III, СПб, 1881. – С. 4.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?