Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Политическое устройство Кимакского каганата

3977
Могущество кимакского правителя было значительным.

Могущество кимакского правителя было значительным. По мере социального и политического развития кимакского общества от племени до государственного образования наблюдалось постепенное движение по иерархической лестнице от глав низшей ступени (шад-тутук) к высшей (каган). В сравнительном плане для знати древних тюрков была характерна следующая градация: шад, ябгу (улуг шад), кичиг каган, улуг каган. В пределах территории своего государства каган мог назначать правителей (владельцев уделов), выбирая их среди представителей племенной знати.

Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и наблюдался у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимакского кагана передавались по наследству детям этих управителей [1].

Конфедерация кимекских племен не была образованием, основанным на кровно-родственных связях. Она базировалась на принципах территориально-административных отношений. В социальном плане объединение кимаков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества [2].

Патриархально-феодальные отношения в кимекском обществе послужили основой создания крупных племен, что в свою очередь привело к зарождению удельно-племенной системы. Главы крупных племен (которые одновременно являлись управителями и военными вождями) получали от хакана за службу уделы, стремясь к укреплению индивидуальных кочевых хозяйств и упрочению своего политического веса. Удельные владения выставляли кагану определенное количество войск. 

Некоторые управители становились полузависимыми ханами, стремившихся при благоприятном стечении обстоятельств к захвату верховной власти в государстве. Но это было не так-то просто: каган тщательно продумывал как политику удержания власти внутри своего государства, так и во внешней политике. Этим и обусловлены успешные походы на юг, где, завладев землями токузогузов (город Карантия, расположенный на юго-восточном берегу озера Гаган, современный Алаколь), они совершали набеги на город Джамлекес в Восточном Туркестане [3] и на территории енисейских кыргызов.

В качестве резиденции управителей служили города, окруженные стенами. Такие замки-крепости располагались главным образом на возвышенных местах, в которых правители содержали многочисленные войска. В неприступных, тщательно охраняемых горных областях хранились богатство и склады.

Орда кагана располагалась в городе Имекия, окруженном укрепленной стеной с железными воротами [4]. В городе находились войска и казна. Отличий между каганской и государственной властью не было. По мнению персидского исследователя XI века Гардизи, обычный народ «пас табуны для своих господ», «на зиму они (кимеки) заготовляют сушеное мясо, баранье, лошадиное или коровье, каждый по мере своих средств» [5].


1.  Бартольд В. В. Худуд ал-алам, л. 18 б.
2.  История Казахстана: Курс лекций / под ред. К. С. Каражана. – Алматы: Изд-во NURPRESS, 2011. – 432 с. – С. 47
3.  Minorsky V. Hudud al-Alam, p. 306.
4.  Minorsky V. Hudud al-Alam. The Region of the World. A Persian Geography 372 A. h – 982 A.D. London, 1937. P 310; ал-Идриси. Нузхат ач-муштак, л. 68 б.

5.  Бартольд В.В. Извлечение из сочинения Гардизи, с. 84, 107.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?