Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Завоевание Мавераннахра

4824
Завоевание Мавераннахра  - e-history.kz
Междоусобные войны, социальные противоречия второй половины X века не могли не отразиться на ослаблении некогда могущественной державы саманидов

Междоусобные войны, социальные противоречия второй половины X века не могли не отразиться на ослаблении некогда могущественной державы саманидов. Пик кризиса пришелся на годы правления Нуха ибн Мансуре (977-999 гг.).

Пользуясь тем, что предводители тюркской гвардии (гулями), объединившись с главами мусульманского духовенства и дехканской аристократией, выступали против центральной власти саманидов, в 990 году Хасан (Харун) Богра-хан захватил Испиджаб. В результате ослабления власти саманидских эмиров, караханиды взяли город без сопротивления коренного населения. Напротив, появление войск у стен города было с одобрением встречено местной властью.

Попытки Нуха защитить свое государство не дали положительных результатов. Поднять население против Караханидов под лозунгом джихада было невозможно, так как караханиды исповедовали ислам. Наместник Хорасана Абу Али Симджури заключил тайное соглашение с Хасаном Богра-ханом и не послал хорасанские войска на защиту Мавераннахра. Высланное против Богра-хана войско потерпело поражение вследствие измены начальника войск тюрка Фаика, который присоединился к Богра-хану и двинулся к Бухаре. В результате этой измены караханидские войска, не встретив отпора, без труда захватили столицу Саманидского Эмирата – Бухару. Нух был вынужден бежать в Амуль.

Такая легкая победа сподвигла Хасан Богра-хана на новые действия, направленные на расширение территории своего государства. Поэтому через два года караханиды вторглись на территорию Бухары – столицы саманидов. После одержания караханидами победы ликование Хасан Богра-хана длилось недолго: его вынудили покинуть Бухару и занятый им Самарканд и уйти в Семиречье. Он умер по дороге в Туркестан в 992 году в местности Кочгар-баши [1]. Караханидские войска, захватив богатую добычу, вернулись в Фергану.

Такое отступление историки связывают с угрозой нападения со стороны племен, живших в районе Дженда и помогавших Нуха ибн Мансуру.

Неудача в покорении Мавераннахра не остановила караханидов. В том же 992 году сын Хасана Юсуф Кадырхан завоевал Хотан, а в 996 году сын Али Арслан-хана Наср предпринял новый поход на саманидов.

Явные преимущества были на стороне караханидов. Поэтому Нух ибн Мансур был вынужден прибегнуть к помощи своего газневидского вассала Себук-тегина. Последнему ничего не оставалось, как заключить с караханидами мировое соглашение, по которому во власти последних оказались владения саманидов на территории бассейна Сырдарьи. А области к югу от Амударьи перешли к газневидам. В качестве границы между государствами саманидов и караханидов стала Катванская степь к северу от Самарканда.

На севере граница между караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от Тараза. На северо-востоке владения караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджукидов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи).

На протяжении двух последующих веков территория государства караханидов простиралась от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.

Но этого лидеру караханидов было недостаточно: его по-прежнему интересовала столица саманидов, Бухара, куда спустя три года в 999 году двинулись войска Насра ибн Али (сына Али Арслан-хана). Из-за неугасающих противоречий между народом и саманидскими правителями, судьба которых простым людям была безразлична, караханиды без особого труда одержали победу. Сын Нуха ибн Сансура, Абд ал-Малик и члены его семьи стали узниками Узгенда. Брат последнего саманидского эмира Абд ал-Малика, Абу Ибрахим Исмаил (по прозвищу ал-Мунтасир) продолжил борьбу с караханидами. Как и его отец, он прибегнул к помощи газневидских правителей.

1. Бартольд В.В. Соч., т. I, С. 321.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?