Изучение духовного наследия Алихана Бокейханова на уроках истории является главным ключом к пониманию хода исторического процесса формирования независимого казахского государства.
С обретением независимости в Казахстане ведется поиск национальной идеи, которая должна стать основополагающим стержнем государственной политики формирования духовного единства казахстанского народа. Именно знание государственной истории и формирование глубокого уважения к великим историческим личностям поможет увлечь детей в изучение истории, культуры родного края, воспитать патриотизм, любовь к родине.
Алихан – образец настоящего патриота, который всей душой, всем сердцем до последнего вздоха переживал за судьбу своего народа. Одной из проблем, которую Алихан поднимал в своих статьях является вопрос об образовании казахской молодежи в дореволюционном Казахстане.
В конце XIX - начале ХХ веков шел процесс становление казахстанского образования, важную роль в которой сыграла национальная научная интеллигенция. Наиболее известный представитель казахской интеллигенции Алихан Бокейханов с честью служил народу. Это был наиболее просвещенный человек своего времени. В нем сочетались образованность, культура, свободомыслие, патриотизм, талант и дух исследователя. Примером вклада представителя национальной интеллигенции в образование и науку являются его труды: Алихан Бокейханов написал научные статьи для «Нового энциклопедического словаря» и сборника «Формы национального движения в современных государствах». Но богатейшим источником его роли и участия в становлении казахстанского образования являются его статьи в периодической печати. Через газету «Казах» Алихан как в рупор поднимал вопросы и проблемы казахстанских школьников и студентов, предлагал пути их решения, делился богатым зарубежным опытом в сфере образования.
Очень интересные и важные статистические данные по уровню и качеству образования в мире Алихан Бокейханов привел в статье «На страже духовной культуры», опубликованной в газете «Казах» № 118, за 1915 год. Как правильно отметил Алихан, одним из отличительных признаков духовной культуры общества является уровень развития такого качества, как чтение. Путь к науке лежит через чтение газет, журналов и книг, признавая этот фактор, мы подтверждаем стремление к овладению тем, что было достигнуто человечеством на всем протяжении развития науки и техники, все научные открытие и достижения, давшие человечеству столько пользы и облегчения. Удивительно красноречиво высокое качество знаний подтверждает соотношение учителей на душу населения. Если разделить население государства на количество учителей начальной школы, то в Америке на одного учителя приходилось 184 человека, в Англии – 221, во Франции – 250, в Германии – 485 человек, в Италии - 610 человек, в Австрии - 710 человек, но хуже всего дело обстояло в России, где на одного учителя приходилось 819 человек.
Если это сравнение применить к казахскому населению, то, например, в Северной Америке один учитель приезжал в 37 домов, а в Российской империи, за исключением Финляндии, в 164 дома. Другими словами, в Северной Америке приходилось 3 учителя на одну деревню, а в России один учитель на три деревни. В России работали 210 тысяч учителей начальных классов, в Америке – 500 тысяч, 70% из них - женщины. По мнению европейских ученых, женщина лучше учит ребенка, чем мужчина. Если учительницей работает женщина, то в начальной школе будет хорошее образование.
Опираясь на свой опыт, Алиха Бокейханов отметил, что доля мальчиков и девочек, вставших на путь науки, в начальной школе составляет 17-18%. Это 17-18% и встанут на страже науки. Этого будет достаточно для развития образования и науки, если считать, что в 20 казахских домах будет проживать сто человек. Они будут знать, каким путем идти казахам к знаниям.
Сравнивая соотношение учителей образования у разных народов, исследователь показал количество учеников начальной школы на 100 человек: научные кадры в школе должны составлять 17-18%:
21% в Америке,
18% в Англии,
17% в Германии,
16% в Австрии,
4% в России.
В эти 4% не входит Финляндия. Это уровень высокого национального образования. Если посмотреть на наивысший балл, можно увидеть, что Северная Америка прошла научный отбор в академическом конкурсе. Англия и Германия находятся под контролем науки. Австрия не достигла этого.
Как известно, в армию солдат берут из крупных народных популяций. Грамотный солдат помогал тем, кто был невежествен, и наставлял на путь знаний. Сколько составляла грамотность на сотню солдат в разных государствах?
в Германии все 100%,
в Англии 96 %,
в Японии 95%,
во Франции 94%,
в России 38%.
Правильно будет сказать, что в Германии была не совсем 100% грамотность, один из 200 солдат не знал грамоты. Английские и французские солдаты были менее грамотными, чем немецкие солдаты из-за солдат из колоний с низким уровнем начального образования. В Европе эти два народа не менее образованы, чем Германия.
По данным всеобщей переписи 1897 года в России 42% населения было грамотным, из них 29 мужчин и 13 женщин, а остальные 58% были далеки от знаний. В Германии только один из ста человек неграмотен. В Америке и этого нет, все владеют письменностью.
Стоимость обучения в начальной школе из расчета на душу населения:
в Германии 3 руб. 54 коп.
в Англии 3 руб. 80 коп.
в России 44 коп.
Казахи, не ставя даже эти недостижимые цели, встали на путь обучения детей. Но чтобы достичь этого, надо содержать школу за 220 рублей из расчета на сотню сельчан, то есть 2 руб. 20 коп. с каждого дома.
Стоимость обучения на одного ребенка в год в начальной школе:
В Германии 22 рубля 84 копеек,
В Англии 21 рубль 58 копеек
В Канаде 61 рубль 2 копейки
В Оранжевой Республике 64 рубля 82 копейки
В Трансильвании 52 рубля 38 копеек
В России 11 рублей 60 копеек.
Сколько раз политические партии за время существования Государственная Дума поднимали вопрос об увеличении расходов на начальные школы...
Газеты, почтовые письма, телеграммы являются одним из факторов развития духовной культуры населения. Если посмотреть глазами учащихся, то можно увидеть такую картину.
Это расходы на газеты, журналы, письма, телеграммы из расчета на 100 человек:
|
в Германии |
во Франции |
в России |
в газете |
2 тыс. 627 |
3 тыс. 531 |
217 |
в письме, |
8 тыс. 839 |
3 тыс. 179 |
467 |
в телеграмма |
63 |
106 |
13 |
Теперь несколько слов о высшем образовании. Университет происходит от слова «универсальный». Корень слова говорит о том, что наука окружает нас повсюду. А также в это вложено и понятие пути науки. В казахском языке это, вероятно, «сегиз кырлы» или многогранность. В полноценное обучение в университетах должно состоять из четырех факультетов. В России 11 университетов. Но в университетах Томска, Саратова и Петрограда дело обстоит иначе. В Петроградском университете также нет медицинского факультета. Только три из 18 университетов Франции можно назвать полноценными. (Газета «Казах», № 118, 1915 г.)
В статье «К отчету министра образования», опубликованном в номерах 129 и 130 газеты «Казах» за 1915 год, Алихан Бокейханов сделал подробный анализ, несомненно, полезный в рамках исследуемой темы.
В 10 университетах России работают 638 профессоров и 658 доцентов при потребности в 1364 профессора и доцента. Таким образом, 68 должностей преподавателей остаются вакантными.
В 10 вузах обучаются 34538 студентов. Большинство из них, 9390 или 27%, обучается в Москве. А в Петрограде учится 7282 студентов или 21%. В Саратове, по крайней мере, 412 студентов – это менее 1%.
В разрезе специальностей 38,5% студентов учатся на юридическом факультете, на физико-математическом - 25%, на медицинском - 17,4%, на историко-филологическом - 8,3% студента. Остальные студенты учатся на восточном факультете и на религиозном отделении. Восточный факультет – это научный факультет, на котором преподаются языки народов Востока. Учащихся здесь очень мало, всего 37студентов, а на религиозном факультете так же незначительно – 43 человека.
Если рассматривать приведенный выше расчет, видно, что молодые люди стремятся стать юристами, судьями, фармацевтами, чиновниками, а история и религиозные науки их мало привлекают. Никто не стремится учить и читать на языках народов Востока. Большинство людей учатся для изучения современной ситуации в мире.
В отчете министра Алихан Бокейханов обратил внимание на религиозный состав студентов. Если сравнить религиозный состав студентов и населения Российской империи из расчета на 100 человек, то можно увидеть такую картину:
|
православные |
католики |
армяне |
другие христиане |
евреи |
мусульмане |
население |
71% |
9% |
0,8% |
7% |
3% |
9% |
студенты |
74% |
7% |
3% |
6% |
7% |
0,5% |
Из этого расчета А.Бокейханов делает вывод, что поскольку в разрезе населения православными являются 71 из 100 человек, 74 из 100 студентов, то есть они представлены в университете больше.
Католиков 9 из 100, а студентов 7 из 100, значит, они не достаточно представлены в университете.
Армян 8 из тысячи, а студентов 30 из тысячи, они используют университетское образование в четыре раза больше, чем остальные.
Евреев 3 из 100, еврейских студентов 7 из 100, их количество в университете превышает более чем в два раза.
В России мусульман 90 человек на тысячу населения и всего 5 студентов из тысячи! «Можно ли это назвать правом на высшее образование?», задается справедливым вопросом Алихан Бокейханов.
Мусульмане возмущены, почему европейцы, армяне впереди нас? Потому что они сумели дать своим детям высшее образование!
В своих статьях и публикациях в газете «Казах» представитель национальной интеллигенции открыто говорил о проблемах своего народа, в частности, он неоднократно поднимал вопрос о низком уровне образования, которое получают казахские дети. Например, в статье «Сообщество помощи учащимся», опубликованной в газете «Казах» в 1915 году, он дал оценку письму студента Казанского университета Мукыша Боштаева.
Мукыш Боштаев (каз. Мұқыш Боштаев) - юрист, журналист, участник Алашского движения. Мукыш Боштаев окончил юридический факультет Казанского университета в 1917 году. В 1917 году был выдвинут кандидатом в депутаты Учредительного собрания, на что газета «Казах» дала М. Боштаеву следующую характеристику: «выпускник Казанского университета, молодой юрист, уездный комиссар». Будучи студентом Мукыш Боштаев стал активным в общественной жизни, начал публиковать статьи в газетах «Казах» и «Сарыарка». Особо Мукыш Боштаев проявил себя в сотрудничестве с газетой «Казах». В № 111 за 1915 год опубликовал статью, посвященную проблемам образования. Сообщество, помогающее молодым людям в учебе, - это уникальный ресурс, духовный фонд для молодых людей, которые интересуются историей. Мукыш отметил в письме, что все больше молодых людей, которые смотрят на мир с учетом мировых ценностей, европейским взглядом, которые изучали
Греки, сербы и болгары встали на правильный путь цивилизованного образа жизни, учёбы в европейских университетах, демонстрируя нам пример для подражания. Алихан Бокейханов высоко оценил письмо Мукыша, как хорошую надежду на духовный рост молодёжи. Мукыш сумел выразить свои мысли словами, написать, изложить их на бумаге, прошел через множество сложных раздумий. Правильно и грамотно выразить мысли на бумаге совсем не просто. Оседлать лошадь, воспитать орла, заточить нож сможет не каждый мастер. У казахов много сильных джигитов, но мало культурных, поэтому в учебе казахские студенты могли освоить мудрые мысли, глубокие знания, нужные слова, красноречие, письменную грамотность, мастерство, деловую хватку, амбиции.
«Казахским» детям, нуждающимся в учебе, нужны были школы. Об этом простой народ не мог думать, образование оставалось прерогативой байского сословия.
Если мы знаем, что народ обязан помогать молодым людям, находящимся на учебе, мы должны принять все меры, чтобы довести это дело до конца, воплотить в реальность.
Духовно образованные люди проложили короткий путь к образованию, нам тоже надо идти по этому пути. Это также неоспоримо. Абитуриентам надо делать как Мукыш, идти по этому пути. В этом им оказывали помощь многие талантливые люди, проживавшие в крупных городах.
Еще у нас в городах есть люди, которые укажут путь и будут возглавлять это дело. Возможно ли соперничество?
Даже Закон предусматривает, что правление Общества помощи студентам должно находиться в городе. На окраинах мало людей, способных возглавить это дело и управлять им. Ранее не было такого, но, однако, находится какая-то причина, особенно подвергают трудностям.
Одно из самых сложных препятствий – нет мужчин, которые смогут воспитать усердных, трудолюбивых молодых людей.
Издание газет и журналов является духовным фондом, ценным ресурсом. Для издания газет и журналов нужны люди, обладающие специальными навыками, чтобы издавать газеты. С этим знакомы те люди, которые этим занимаются.
Единственным условием для начала работы сообщества помощи учащимся является необходимость четкого мнения и требовательности. По моему мнению, эти качества есть среди казахов. Для руководства газетой нужен преуспевающий человек, хороший писатель. Даже при небольшом издании газета займет свое место, когда будет дело с ремеслом. Сообществу нужны те кандидаты, которые смогут сами находить и доводить дело до конца. Для таких исследований необходимо 4-5 человек. Остальные члены сообщества, так же как и подписчики газет, должны добровольно вносить 50 копеек в год, и 1 рубль на образование подрастающего поколения казахской нации. Не будет ошибкой сказать, что в каждом городе и области найдутся 4-5 казахов, которые смогут поставить это дело на правильный путь.
Теперь давайте посмотрим, какую социальную помощь может оказать сообщество учащейся молодежи? Сообщество должно быть единым для многочисленных казахских студентов. Хотелось бы, чтобы управление сообщества находилось в одном месте, а отделения в разных местах. Было бы хорошо, если бы кандидаты взялись за это дело законным путем. Оказывали бы помощь учащимся, как на мусульманском отделении, так и на русском языках.
В каком городе следует открывать сообщество? Сообщество должно располагаться в центре страны. Центр Казахстана – город Караоткель (Акмола). Но здесь мало мужчин, которые смогли бы возглавить и поставить на ноги это дело. С другой стороны, хоть это и центр страны, она не подходит, надо прислушаться к требованиям других кандидатов. По мнению Алихана Бокейханова, на такую роль могут подойти такие города как Семей, Троицк, Оренбург. Чем ближе к Оренбургу, тем меньше казахов. Все казахи здесь обучающиеся студенты. По закону они не могут наставниками. Найдется ли 4-5 лидера сообщества в Оренбурге? Помимо Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова и одного-двух переводчиков, в Оренбурге нет казахов, кроме студентов. Но, по мнению А.Бокейханова, Ахмет Байтурсынов и Миржакып Дулатов были сильно загружены работой с газетой. Остаются два города – Семей, Троицк. Главное управление сообщества удобно открыть в Семипалатинске. Здесь много казахов и представителей других мусульманских народов, а также образованных лидеров. Семипалатинские джигиты должны попытаться открыть сообщество для помощи учащейся молодежи.
Теперь посмотрим, как это сделать? Манифест от 17 октября 1905 года положил начало праву на открытие сообществ. Газета «Казах» об этом много писала. Закон гласит, что, если не соответствует обстоятельствам, то будет лежать в шкафу, а политика будет делать свое дело. Все знают, что принят закон от 4 марта 1906 года об открытии сообществ. Если в Семипалатинске захотят открыть главное управление организации, этот закон от 4 марта станет препятствием. В Семипалатинске есть сообщество по помощи русским учащимся. О его уставе заботятся, он работает на законных основаниях. По словам бывшего министра образования графа Игнатьева, политическая ситуация напряженная, что затрудняет открытие подобных сообществ для казахских детей.
Галия АХМЕТОВА,
магистр гуманитарных наук,
учитель истории КГУ «Школы-лицея №101»
города Караганды, Казахстан
Использованные источники:
1. Әлихан. Ашық хат (стипендия төлеу туралы). //«Қазақ» газ., № 111, 11.03.1915 ж. Самар.
2. Қыр баласы. Оқушыларға жәрдем қауымы. //«Қазақ» газ., № 114, 28.03.1915 ж. Самар.
3. Қыр баласы. Рухани мәдениет қарауылынан. //«Қазақ», газ., № 118, 12.04.1915 ж. Самар.
4. Қыр баласы. Оқу министрінің есебінен. //«Қазақ», газ., № 129, 28.05.1915 ж. Самар.
5. Қыр баласы. Оқу министрінің есебінен (соңы, басы өткен санда). // «Қазақ» газеті, № 130, 1915 ж. Самар.