Трудно представить себе отношения людей в условиях невыполнения законов среды общественного существования. Когда в обществе нарушаются правила поведения людей и законы, то это, безусловно, способствует дестабилизации мирного сосуществования и ведет к общественному кризису.
Общеизвестно, что всестороннее развитие общественной жизни, реализация передовых планов дают результаты только при использовании мирных и цивилизованных методов. В советский период в Казахстане вследствие насильственного изменения государственного устройства общество пришло к хаосу, кровавой гражданской войне, к разделению на белых и красных и т.д. Все это повлияло на возникновение общественного кризиса, привело к деградации общечеловеческих ценностей в целом.
Октябрьский переворот, ставивший своей целью установление цивилизованного общества, в итоге привел к тоталитарному режиму. Именно поэтому просвещенная точка зрения политологов, занимающихся вопросами развития общественной жизни, имеет главную роль в данном вопросе.
Еще две с половиной тысячи лет назад древний мыслитель Сократ сказал: «Я никогда не противоречил законам, только стремился рассмотреть все с точки зрения закона». Именно поэтому он всегда призывал не противоречить закону, не строить против него баррикад, не выражать нетерпимости, не очернять кого-либо, не попирать законы, а совершенствовать и улучшать сознание человека, его гуманизм для совершенствования и развития общества.
В этой связи приходят на ум и слова восточного поэта суфия седьмого века Амира Хосрова Дехлеви: «…в руках политологов должен быть не кинжал, разрушающий и уничтожающий, а слово и дело, способствующие обновлению и улучшению общественной жизни» [1]. В истории Казахстана при проведении переселенческой и колонизационной политики царской России, а также в период планомерного проведения миграционной и переселенческой политики советским государством, можно выявить действия, которые не только мешали национальному мышлению и социально-психологической адаптации общественной среды, отбору духовного наследия, но и привели к идее критического отношения к ним. «Наш вождь Ленин» определил одним из способов индустриализации страны заселение малонаселенных районов для комплексного использования всего природного богатства. Решение этой великой задачи он связывал только с переселением населения из России, Белоруссии и Украины.
Основные правила переселенческой политики советского государства, отмеченные В.И.Лениным в Декрете о земле, получили освещение на II общероссийском съезде Советов: «В случае нехватки необходимых ресурсов земли всему местному населению одна часть населения будет переселена. Ответственность за организацию переселения, расходы, обеспечение необходимыми вещами и т.п. должно взять на себя государство» [2].
Уже в первых документах Советского правительства были указаны социалистические принципы переселения населения. Несмотря на разруху в хозяйстве, финансовой системе, советское государство взяло в свои руки материальные и финансовые расходы переселения народа.
27 января 1918 г. на III Общероссийском съезде Советов был принят «Основной закон о социализации земли», который отражал основные решения вопроса миграции, а также были усовершенствованы методы политики переселения. На втором (II) общероссийском заседании рабочих органов о земле 2-8 марта 1924 г. была принята специальная резолюция «О переселении». В ней говорилось, во-первых, о «плановом переселении на неосвоенные земли, во-вторых, о необходимости в процессе движения объединение в кооперативы, коллективы сельскохозяйственных рабочих» [3]. Таким образом, через плановое переселение должны были полностью решиться не только политические, но и экономические проблемы.
Решение первого областного съезда Тургайских крестьян, киргизов, солдат и рабочих депутатов от 19 марта 1918 г. о признании всей сельскохозяйственной земли в качестве общенародного земного ресурса и «…подлежащей справедливому распределению между трудовым киргизским и русским населением» [4] нашло свое продолжение во всех местных съездах советов Казахстана. В этой связи ясно видна не только политика миграции, но и откровенная политика советов, указавших в документе государственный статус казахов как «киргизов» без учета этнического происхождения нашей нации. Это указывает на очевидное обособление русской нации в использовании земли. 13 февраля 1929 г. бюро Казахского Краевого Комитета, рассмотрев вопрос миграции и вопрос организации Управления миграции в Казахстане, приняло решение об утверждении плана мероприятий по миграции в республике [5].
Седьмой (VII) съезд Советов Казахской АССР (восьмого-пятнадцатого (8-15) апреля 1929 г. принял решение об открытии границ республики для переселенцев с территории Советского Союза, и с этого года началась планомерная миграция в Казахстан.
Общая миграция и работы по переселению управлялись «Центром». Хотя до 1950 г. и проводилась специальная миграция, в этой работе наблюдалась определенная бессистемность. В 1950 г. в республике было организовано Управление по переселению, а в 1956 г. органы, собиравшие рабочих, были объединены в Управление «Оргнабора». Вследствие миграционной и переселенческой политики Советского государства изменились численность, национальный состав и мигро-экономика населения.
По исследованию миграционного процесса в одна тысяча девятьсот шестидесятом – одна тысяча девятьсот восьмидесятом (1960-1980 гг.) годах были сделаны следующие выводы:
1) несоответствие переселения интересам казахского общества;
2) влияние на экономические проблемы развития народного хозяйства Казахстана, не нашедших своевременного решения и оставленных на «потом»;
3) вследствие отсутствия закона, регулирующего переселение населения, само состояние переселения помешало, можно сказать, и усложнило мероприятия по перестройке, по реформированию экономики того времени [6].
По причине не проведения на соответствующем уровне политики миграции в одна тысяча девятьсот шестидесятом – одна тысяча девятьсот девяностом годах (1960-1990 гг.), вследствие несоответствия его с истинно гуманитарными идеями, осложнения межнациональных конфликтов одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом года (1986 г.), притеснений, которые терпела годами казахская нация, привели к определенным недостаткам в национальной политике СССР, а именно:
- искусственное создание (автономная республика, округ, область) национально-территориальных образований (известных только России);
- принижение казахского этноса через попрание национально-культурных особенностей, вмешательство в национальную историю, язык, культуру, насильственная ассимиляция (а точнее, русификация);
- безграничная Централизация в управлении народом, все вопросы СССР решались только в Москве, это на самом деле лишило независимости округи, местное самоуправление, в целом, все население;
- не придавалось никого значения мероприятиям центральных ведомств «на местной территории», объединению и неправильному разделению республиканских национальных ресурсов, однобокому развитию национального хозяйства (например, Казахстан занимался сельским хозяйством, Узбекистан только хлопком и т.д.), «разбазариванию» народной экономики и природного национального богатства, развитию общественных, экологических и культурных областей в округах.
Результат такой политики «великого русского» народа – развал централизованного советского государства. Как показывает мировой опыт, для решения общечеловеческих проблем важно единство различных наций.
В результате миграционной и переселенческой политики советского государства созревала межнациональная напряженность. Следовательно, из уроков политики советского периода выявляются следующие основные моменты этно-социальных проблем Казахстана, так как для каждого казахстанца важным является национальное согласие, национальное развитие, национальное сознание, и, в конечном итоге, мир между нациями. Таким образом, будущий мир связан с этнической дифференциацией и интеграционными тенденциями [7].
Казахстан, встав на путь независимого развития, приступил к формированию самостоятельной геополитики. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев охарактеризовал ее как открытую и многосекторную, выделив в качестве ведущего приоритета развитие геополитического вектора со странами СНГ, прежде всего, Россией и соседями по центрально-азиатскому региону. В своей внешней политике Казахстан стремиться выработать новые правила поведения, адекватные изменившейся мировой геополитической ситуации и отвечающей его собственным национальным интересам. Первостепенное значение в этой связи приобретает последовательная реализация приоритетов социально-культурного развития Казахстана.
В современном мире учитывают уроки истории и важность политики миграции и переселения. Поэтому, выбирая путь - «Гражданский выбор народов Казахстана – историческая грамотность, национальный мир и демографические реформы», Президент РК Н.А. Назарбаев просит критического, осторожного, внимательного отношения к ним, и показывает, что национальное согласие это, в первую очередь, не теоретическая дискуссия, а политика, реализуемая практически, изо дня в день.
В 1992 - 1993 гг. каждого четвертого казахстанца глубоко волновал межнациональный вопрос. В авангарде оказалась идея национального согласия, являющаяся основой политической стабильности. В 1980 гг. некоторая часть жителей Казахстана начали переезжать за границу [8]. «Кто мог предположить, что в 1987 году у ста тысяч немцев появится законная возможность переехать в развитое и стабильное государство – Германскую Федеративную Республику, являющуюся их исторической родиной. Если такое право было бы дано в 1970 - 1980 гг., то возможно переселенческая волна была бы более крупной». Была ли возможность в советское время переехать грекам в Грецию, полякам в Польшу и т.д. без препятствий? Нет, такой возможности не было. В советском государстве был запрет на переезд за границу, либо такой переезд имел политическую подоплеку».
Поэтому следует признать неоспоримую роль правительства Республики Казахстан в изменении направлении политики переселения, разрешившей по своему выбору определять место жительства жителям своей республики на законном основании.
Пиком переселения являются 1992 - 1994 гг. К примеру, к 1996 г. число мигрирующих русских в 3,2 раза стало меньше по отношению к 1994 г. Вместе с тенденцией переселения казахстанцев за границу, появилась обратная тенденция – возврат на историческую родину казахов (оралманов). А также следует отметить тенденцию реэмигрантов: если в 1994 г. их число было 50 тысяч человек, то в 1997 г. уже вернулись: 17 154 русских, 1 410 немцев, 2 349 украинцев, и в стране значительно возросло количество узбеков [9]. Поэтому, закономерна прямая связь миграции с бытовыми условиями населения, то есть, с судьбой наций в целом, что влечет необходимость решения подобных сложных вопросов на высоком государственном уровне.
В Республике Казахстан была образована Ассамблея народов Казахстана, являющаяся уникальным общественным институтом по реализации национальной политики. В его состав вошли 27 республиканских и краевых, более 250 местных национально-культурных центров. На первом в истории казахов Курултае – собрании представителей всемирных казахов в 1992 г., Президент РК Н.А. Назарбаев сказал: «Основная цель Курултая – обдумывание будущего всемирного казахского общества, обсуждение дальнейшего развития судьбы нации в такой особый исторический период» [10].
Уже в 1980 г. в республике проявляется неуважение к национальной культуре, языку, традициям, закрывается около 600 казахских школ. В 1989 г. межнациональная распря между казахами и вахтовиками из Кавказского региона вылилась в кровопролитную резню в нефтедобывающем центре Жанаузень, которая была остановлена усилиями сотрудников внутренних дел и армии [11].
Таким образом, межнациональное осложнение породило срочную необходимость пересмотра национальной политики. Первым шагом в регулировании национальной политики стало принятие в сентябре 1989 года Закона «О языке», который объявил казахский язык – государственным языком, а русский – языком межнационального общения. Это стабилизировало состояние общественной политики республики и этнических конфликтов.
В 1990-1991 гг. годах в республике открылось 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 49 национально-культурных центров. Это свидетельствует о неустанной деятельности главы государства и депутатов парламента, способствующих урегулированию историко-политических событий, порожденных политикой миграции и переселения, проводимой в течение долгого периода советским государством, и реализации условий для этнодемографии и цивилизованного переселения.
В этой связи исследователь Е.Ю. Садовская особо отметила вопрос о языке в качестве основных причин миграции русских из Казахстана в 1990-х гг., предположив, что статус русского языка как негосударственного согласно Конституции Республики Казахстан и увеличение процента специалистов коренного населения на высоких должностях в органах государственного управления на восемьдесят (80) %, повлияло на повальное переселение из республики русских. Однако, в 2004 г. году, впервые за последнюю сорокалетнюю историю, количество иммигрантов превысило количество эмигрантов Казахстана. Зарубежная миграция населения перешла на новый виток в последние пять лет: сократилось общее число эмигрантов (от 165 тыс. в 1999 г. до 65,5 тыс. в 2004 г.), увеличилось число иммигрантов ( с 41 тыс. 1999 г. до 68,3 тыс.), что влияет на положительное сальдо переселения в республике, из них количество русских эмигрантов с 92 тыс. 1999 г. сократилось до 39 тыс. человек в две тысяча четвертом (2004 г) году [12]. Из чего следует, что вопреки предполагаемым прогнозам, преодолевая разного рода трудности, «каждый казахстанец вне зависимости от веры и нации, может и должен укрепить основы свободного общества, со своей культурой, традицией и верой» [13].
В качестве подтверждения этого был издан Закон «О миграции населения» (13 декабря 1997 г.) для вернувшихся на историческую Родину и с целью создания им условий для повседневной жизни, в нем были отражены основные нормы статуса, льгот переселенцев и их финансирования. [14]. Были образованы Агентства, областные Управления и отделения по миграции и демографии. В 2001 - 2010 гг. была утверждена программа миграционной политики, способствовавшая созданию необходимых демографических и общественных условий, по защите прав мигрантов с целью укрепления государственной безопасности страны [15].
Обострение мировых экологических проблем, состояние общества повлияли на продолжение тенденции миграции внутри республики. На современном этапе не снижается актуальность рождения различных исследований в области общественных, этнодемографических явлений, механизмов регулирования современных тенденций миграции населения. Этой проблемой в Казахстане вплотную занимаются ученые, специалисты, аналитики. Этот процесс контролирует Агентство по миграции и демографии, образованное в 1996 году.
На сегодняшний день, с научной точки зрения, является важным всестороннее исследование исторических источников «Главного управления по переселению и оргнабору рабочих союзных республик» советского периода не столько для раскрытия объективной истины этого явления и выявления темных пятен истории, сколько для развития культурно-исторических традиций наций и национальностей многонационального Казахстана и для выявления научно-обоснованных точек зрения о судьбах народов, подвергшихся притеснениям политики переселения.
Таким образом, проблемы миграционной политики необходимо осмысливать и анализировать на основе историко-социальных, политических, научных и архивных источников.
Литература:
1. Турсынов Б.Ж. Нравственно-духовное просвещение. Алматы: «Фараби-фонд», 1995. 223 с.
2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 35-т. 26-с.
3. Базанова Ф.И. Формирование и развитие структуры населения Казахской ССР. Алматы: Казахстан, 1987. 25 с.
4. Там же. 28-29 сс.
5. Ковальский С. Деятельность партийной организации Казахстана по осуществлению переселенческих мероприятий в 1929-1930 гг. // Вопросы истории КПСС. Казгосуниверситет.1975. Вып. IV. 45 с.
6. Москвин Д.Д. Население СССР. Вопросы миграции (1960-1980-х годов). М., 1991, 99 с.
7. Куликов Л.М. Две тенденции в развитии национальных отношений. М.: Финансы и статистика, 2001. 88 с.
8. Назарбаев Н. Қазақстан халқының азматтық таңдауы – тарихи зерде, ұлттық татулық және демократиялық реформалар (Қазақстан халықтары ассамблеясының IV сессияңдағы баяндама). Ақмола: Қазақстан, 1997. 6 маусым, 33-35-бб.
9. Современный Казахстан: цифры и факты. Алматы, 1998. 43 с.
10.Абдакимулы А. История Казахстана. Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1997. 358-с.
11.Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан. Астана: Фолиант, 2000. 348 с.
12.Казахстан сегодня. Информационно-аналитический сборник. Алматы, 2005. 42 с.
Источник: Еримбетова К.М. Некоторые вопросы миграционной политики в Казахстане: истоки и последствия // «Историческое пространство» - Москва, 2009 г. №1. С.-191-196
Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК
Фото: http://www.qazaquni.kz/