Современный музей – это не только
научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию,
хранение и экспозицию историко-культурных ценностей. Сегодня музей – это
сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди
которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга,
интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции.
Современный музей, жизнь которого насыщена множеством форм практической деятельности и массой теоретических разработок, а история исчисляется веками, в настоящее время имеет особые возможности для дальнейшего развития [12].
Динамичный образ жизни общества и новые связи между архитектурным и культурным пространством привели как к изменениям в самой структуре музея, как института Культуры, так и установлению качественно нового диалога «Музей – посетитель» на интеллектуальном и духовном уровнях. Происходит углубление ряда смысловых моментов в экспозиции за счет проведения временных выставок, которые стимулируют интерес публики к Музею и постоянное развитие его концепции [1].
Использование аудио-визуальных средств коммуникации в экспозиции и внедрение новых компьютерных технологий в процесс обработки документации и работы с коллекциями, – все это привело к рождению новой эпохи в экспо-дизайне, когда звук, свет и цвет становятся, своего рода, музейными экспонатами в виртуальном пространстве. В свою очередь, появление компьютерных баз данных, электронной почты и электронной публикации облегчает и ускоряет поиск информации о «музейных ресурсах», повышает качество исследовательской работы и расширяет возможности появления рабочих контактов с различными учреждениями на высоком уровне [8].
Музей будущего формируется среди разнообразия и изменчивости мировых явлений, окруженный многоликой общечеловеческой культурой. В современных условиях, когда роль отдельной личности, значимости ее участия в происходящих процессах возрастает, музей, как думается, должен явится реализацией идеи встречи Культуры и Цивилизации через мир предметов и идей, запечатленных в них, а значит, стать верным помощником современному человеку в деле познания себя, своего места в Культуре, познания и признания мира во всем его многообразии [16].
Формирование привлекательного образа музея, расширение его аудитории за счет использования художественно-выразительных информационных средств, учет объективных потребностей людей в свое свободное время сочетать познание с развлечением заставляет современные музеи использовать зрелищно-игровые и иные методики организации поведения и деятельности своих посетителей.
Уникальность проектов современного музея в том, что выставочные залы не заполняются множеством документов и фотографий, как это бывает в обычных музеях. Всю необходимую информацию можно получить в сенсорных киосках — экранах мониторов [6].
Современные и технологичные, они вызывают большой интерес у молодежи, для которой экранная культура и электронные источники информации гораздо привычней книжных. При этом подлинные экспонаты, памятники истории и культуры остаются неизменной основой любой музейной экспозиции.
Современного посетителя музея можно назвать «новым культурным потребителем», ориентированным не столько на получение констатирующей информации просветительного характера, сколько на получение удовольствия [8].
Можно заметить, что в сегодняшней практике рациональная составляющая музейной информации в существенной степени включается в информационные центры, киоски, порталы и т.д., как бы освобождая пространство для бытования культурно-символических смыслов историко-культурного наследия. Данное замечание корреспондируется с пониманием современной модели музейной коммуникации, которая подразумевает множественность способов освоения реальности, включая нерациональные – интуицию, воображение, ассоциации, эмпатию [1].
В современном мире происходят глобальные изменения в социальной, культурной среде. Все мы – свидетели этого процесса, выразителем которого становится город – исторический пример реализации культурного синтеза через постоянное взаимодействие множества людей. Здесь, где более динамичный образ жизни и архитектурная форма, динамично и общественное сознание. Музей как детище городской культуры воспринял эти новые тенденции: новый образ и темп жизни, новые связи между архитектурным и культурным пространством [2].
В настоящее время, когда создается новый музей или выставка, устроители, как правило, обращаются за помощью к архитекторам и дизайнерам. Поскольку внедрение новых технологий (электрического освещения, систем кондиционирования и телекоммуникаций и т.п.) делают здания все более комфортабельными, «художники, скульпторы, фотографы и кинорежиссёры принимают участие в мероприятиях, связанных с этим событием, в качестве иллюстраторов, аниматоров и оформителей…»
Обозначим ряд новых тенденций в деле музейного экспонирования:
Архитектура. Формирование новой музейной архитектуры было связано с развитием современного искусства, которое в начале 1960-х годов уверенно завоевывает выставочные площадки и музеи мира. Специфика материалов и форм новых течений в культурной жизни Европы обусловила выработку иных стандартов «идеального Музея»: высокие потолки помещений, где выставлены коллекции, обязательное верхнее освещение, нейтральный интерьер. Теперь главный акцент сделан на сохранение свободного пространства [3].
Экспозиция. Вначале при создании научно-технических выставок, а затем в ряде музеев истории искусства и культуры начал использоваться новый принцип представления экспонатов – «подойди и потрогай». Целью таких экспозиций является превращение посетителей в действующих лиц. Традиционный и новый тип экспонирования имеют существенные различия: так, традиционный обращен, скорее, к эмпирическому переживанию (жизненному опыту посетителя), в то время как новый оказывает воздействие на эмоциональное восприятие (т.е. вызывает непосредственную реакцию). Их пространственная организация также различна: в традиционном музее вещи помещены в витринах, на стенах и стеллажах, что отделяет посетителя от мира экспонатов; в экспозиции нового типа – напротив, все музейное пространство «населено» в равной степени как экспонатами, так и публикой.
значит, что новый тип экспонирования ориентирован на достижение гармонии между предметом и его окружением, на легкость восприятия информации. Однако множество современных музеев выбирают, скорее, синтез обоих типов: в одном экспозиционном пространстве присутствуют как «закрытые» (в витринах), так и «свободно контактирующие» с публикой предметы [5].
Освещение и цвет. Для создания максимальной выразительности (и достижения все того же «погружения» в мир предмета) современные музейные специалисты должны учитывать не только преимущества пространства, но и не забывать об эмоциональном воздействии цвета и света в экспозиции.
Как показывают многочисленные исследования музейной аудитории, посетитель в собственном восприятии, как правило, отходит от авторской концепции и создает собственный «сценарий». В этой работе ему помогает особое экспозиционное освещение, выявляющее форму предмета, фактуру и цвет материала, и наконец, создающее определенное настроение на индивидуальном уровне восприятия [4].
Звук и восприятие. Идея использования звука в экспозиции все больше привлекает внимание музеологов и дизайнеров. Поскольку звук несет дополнительную информацию, то, несомненно, повышается познавательная и эмоциональная ценность экспозиции, углубляется восприятие Идеи. Поэтому многие исследователи склонны рассматривать звук как «предмет» материальной культуры, или приравнивать по ценности к таковому [11].
Существует множество форм звукового оформления и видов его использования в контексте конкретной экспозиции: он «оживляет» предметы, создавая обстановку прошлого, дает дополнительную информацию к видеоряду и т.п. Для выставочных залов имеет большую важность создание так называемых «акустических зон», где звук превращается в неотъемлемую часть музейной коллекции. Все чаще звук становится полноправным элементом экспо-дизайна [6].
Экспозиция наглядно показывает насколько «состоялся» тот или иной музей, насколько актуальна его идея (концепция создания), поскольку в течение долгого времени экспонирование представляло собой завершающий этап, конечную цель собирания предметов и рассматривалось с точки зрения пространства, которое занимает коллекция, взаимосвязей, возникающих между экспонатами. Таким образом, методика организации выставки находилась в прямой зависимости от методики коллекционирования [7].
Теперь же, как видно из вышесказанного, когда закладываются основы современного музееведения на базе научных открытий, достижений в области искусствознания, психологии и архитектуры, музейное экспонирование (с 1970-х годов) начинает рассматриваться как особая область художественного творчества.
В то время, как в «недрах» Музея ведется постоянная работа по собиранию, изучению и интерпретации музейного предмета, посетитель видит перед собой некий «образ» – мир экспонатов, которые обладают символическим значением, поскольку призваны реализовать концепцию Музея [10].
Достигается эта цель, как правило, при участии различных видов аудио-визуальных средств.
Аудиовизуальная культура: диалог «музей – посетитель»
На основании ряда исследований в области современной музейной практики можно выделить 3 основные категории музеев:
Музеи, ориентированные на работу с коллекциями;
К этой категории относятся музеи, которые, наряду с комплектованием и изучением коллекций, значительное внимание уделяют экспозиционной и просветительной работе;
Сюда входит меньшее число современных музеев, которые основную для себя задачу видят в просветительной деятельности, отводя при этом всем другим функциям роль вспомогательную.
В дальнейшем рассмотрим два основных вопроса в музейной практике, связанные с использованием средств массовых коммуникаций и новых технологий, а именно, – воздействие аудиовизуальных средств на непосредственное восприятие зрителем экспозиции и необходимость разработки и внедрения новых программ по учету (инвентаризации) и изучению музейных фондов [14].
Восприятие и интерпретация. Как известно, экспозиция создается для посетителя. Регулярные исследования музейной публики (анкетирование, наблюдения и проч.), проводящиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что посетитель традиционного музея, (если он, конечно, не является специалистом в данной области) при ознакомлении с новым материалом бывает поставлен перед дилеммой: самостоятельно интерпретировать увиденное или обратиться за помощью к сотруднику и справочному аппарату музея. Поскольку целью большинства посетителей является общее ознакомление с музеем и «поиск интересующих предметов», то экспозиция рассматривается как синтез двух основных факторов: приобретения знания, опыта и получения удовольствия от непосредственного восприятия. Поэтому основная тематическая линия должна быть интерпретирована на доступном уровне и представлена как в физическом, так и пространственном аспектах [15].
В ряде музеев, для того, чтобы по-новому убедительно представить экспонаты, стараются задействовать все имеющиеся в распоряжении музеографические средства. Так, использование видео- и звукозаписи, слайдов и различных интерактивных устройств позволяют посетителям «пережить определенные ощущения, увидеть собственными глазами, лучше познать самих себя, задавая себе определенные вопросы по мере соприкосновения с различными проявлениями жизни…»[9].
Электронные экспонаты в окружении графических изображений, демонстрации с использованием образцов, моделей, новое отношение к звуку, который призван создавать некое «состояние восприятия» – все это дополняет предметные экспонаты, расширяет возможности коммуникации, а значит свидетельствует о внедрении в музейную практику принципа интерактивности. Все эти средства выводят сам Музей на качественно иной уровень работы, диалога с посетителем:
- Во-первых, такие аудиовизуальные средства, как акустические гиды, кино- и видеофильмы, помогают объяснить и наглядно показать некоторые процессы и феномены, что не всегда удается сделать, используя лишь статичные экспонаты. Необходимая доступность информации в условиях постоянно меняющейся аудитории достигается также изменением ритма экспозиции.
- Во-вторых, непосредственное участие посетителей становится эффективным средством коммуникации и все активнее используется во многих музеях. Интерактивные экспонаты поднимают это участие на более высокий уровень, когда посетитель оказывается вовлеченным в управление экспонатом, в общение с ним.
- И, наконец, в-третьих, электронные средства распространения информации и компьютерная технология открывают новые возможности для осуществления диалога между зрителем с музейным предметом через использование игр, викторин и информационно-поисковых систем, а также автоматизированной и видеодисковой технологии [13].
Внутримузейная работа и аудиовизуальные средства. Основной проблемой работы с музейными фондами и связанной с ними научной информацией в процессе ее накопления, классификации является поиск оптимальных форм доступа, как для ученого-исследователя, так и для посетителя музея. В настоящее время, в музеях мира менее одного процента информации доступно через автоматизированные системы информационного обслуживания и, по-прежнему, требуется значительное время для того, чтобы получить ответ на запрос. Этой теме посвящен ряд исследований, которые затрагивают два основных подхода – метода работы с научным материалом, а именно:
- Развитие движения за инвентаризацию, которая помимо традиционных описания, идентификации и т.д. предусматривает разработку ряда небольших программ с указанием пути создания коллекции (по каким источникам) и поступающей текущей информации, связанной с ней. Эти программы должны быть очень просты в использовании, чтобы не требовалось дополнительных знаний для работы с ними. Особенностью этих программ является «система перекрестных ссылок», что также не требует специальной подготовки.
- Распространенное в музейной практике представление о первостепенной важности деталей приводит к тому, что «замедляется процесс машинной обработки наиболее существенных данных. … огромное количество средств тратится на «создание мощных автоматизированных систем и огромных баз данных, которые требуют сопоставления информации из множества источников, быстро устаревают и порой могут использоваться лишь с ограничениями…».
- Каждая новая разработка в электронной технологии открывает новые возможности для музеев, в том числе микроЭВМ заменяет гроссбухи и каталожные карточки. В области интерактивных информационных систем музейным специалистам отводится важная роль в обеспечении точной и достоверной информации, что, несомненно, улучшает качество работы самого музея, укрепляет его сотрудничество и общение с другими музеями, различными учреждениями и, конечно, с музейной аудиторией [8].
Таким образом, результатом совершенствования аудио-визуальных и электронных средств коммуникации является не только ускорение процесса передачи информации, но и становящиеся все более необходимыми контакты, которые основаны на взаимной заинтересованности в музейных материалах и дают возможность для проведения исследований, содействующих просвещению [16].
В заключение хотелось бы сказать, что музейная экспозиция является завершенной и полноценной только тогда, когда все ее отдельные элементы соединены в экспозиционном пространстве и времени как внешней связью, так и проникнуты внутренним единством смысла. Когда наука, техника и искусство приобщены к своему единству не механической, а осознанной функциональной информативной связью.
Список литературы:
1. Бычкова JI.C. Техника и современное музейное дело / JI.C. Бычкова // Музееведение. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музее: сб. науч. ст.-М., 1985. -№ 139.- С. 25-33.
2. Гнедовский М., Коник М. Нужны новые подходы // Советский музей. 1988. С. 32-33.
3. Глазычев В. О дизайне / В. Глазычев. М.: Искусство, 1970. – 192 с.
4. А.Ермолаев, Т.Шулик. Открытое проектирование. На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997. с.14-15.
5. Клике P.P. Художественное проектирование экспозиций / P.P. Клике. – М.: Высшая школа, 1978. – 368 с.
6. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте искусства, архитектуры, дизайна): автореф. дис. канд. культурологии : 24.00.03 / М.Т. Майстровская ; СПбГУКИ. СПб., 2005. – 56 с.
7. А.И. Михайловская. Организация и техника музейной экспозиции. М. 1951. – с. 6.
8. М.Т. Майстровская. Экспозиционный дизайн музеев на рубеже веков (в неустанных поисках образа). Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков. М 2001.- C. 21-26.
9. Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М. 1997. – 54 с.
10. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования или «Как делать музей?: учеб. пособие. – М. : Рос. Институт культурологии. – 456 с.
11. Е.Розенблюм. Время и пространство в музейной экспозиции. На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов. М. 1997. – 189 с.
12. Российская музейная энциклопедия // Т.2. М.2001.- С.15.
13. Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания. Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. Вып. 104-М., 1999. – С. 254-255.
14. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Н.Ф. Федоров; под общ. ред. A.B. Гулыга. – М.: Мысль, 1982. – 620 с.
15. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика : учеб. пособие / Л.М. Шляхтина. М.: Высшая школа, 2005. – 183 с.
16. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. М.: Русское слово, 2003. – 536 с.
Айнагуль Галлемова
Главный специалист отдела менеджмента музеев и новых технологий
РГП «Ғылым ордасы»