Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

История происхождения зеркал

12880
История происхождения зеркал - e-history.kz
O бронзовых зеркалах сарматского периода из коллекции Музея археологии РГП «Ғылым ордасы». Зеркало являлось не только предметом роскоши, его рассматривали как предмет, обладающий магической силой.

По данным археологических исследований история зеркал насчитывает 8000 тыс. лет. Самые ранние появились в Месопотамии, Египте, Греции. В IV – III тыс. до н. э. зеркала изготавливали из черного мрамора, обсидиана, блестящего пирита. Обладателями первых золотых, серебряных и бронзовых, полированных зеркал, обрамленных в слоновую кость с инкрустацией перламутра и лазурита были Фараоны. В Греции в V – IV вв. до н.э. было изобретено и первое складное – карманное, бронзовое зеркало. Оборотная сторона таких зеркал украшалась драгоценными камнями или рисунком с изображением фигур античных героев.

Музей археологии РГП «Ғылым ордасы» по праву может гордиться небольшой коллекцией бронзовых зеркал, которые были найдены в ходе последних, десятилетних, археологических раскопок древних памятников сакского и сарматского периода на территории Казахстана. Самые древние из коллекции музея датируются IV -  II вв. до н.э. Они были обнаружены в женском погребении могильника Кзыл – Эспе (Семиречье). Зеркала имеют круглую форму, некоторые из них ручку, сквозное отверстие (дужку) или петлевидную ручку с оборотной стороны. Как правило, все они литые из бронзы, обладают высокой твердостью, хорошо принимают полировку и не тускнеют на воздухе. Дисковидные, бронзовые зеркала получили широкое распространение в культуре ранних кочевников. Их часто обнаруживают археологи в древних погребениях на территории Южного, Северного и Центрального Казахстана наряду с различными украшениями из золота и серебра. В колекции Музея археологии имеются редкие бронзовые зеркала периода расцвета Ханьской империи, изготовленные примерно в VI–VII вв. Это круглые зеркала с петлей-шишечкой в центре, и геометрическим орнаментом. Обнаружение находок такого типа при археологических раскопках свидетельствует о существовании торговых путях из Китая через земли Южного Казахстана.

Зеркало являлось не только предметом роскоши, его рассматривали как предмет, обладающий магической силой. Форма почти всегда была круглой, отождествлялась с солнцем – священным символом всех религий. С древности люди старались найти более широкое применение зеркалам. Так, например, в древней Греции бронзовые зеркала устанавливали на маяке для усиления света сигнального огня. У древних племен, населявших территорию Южной Америки, зеркала также применяли как приборы, с помощью которых можно было передавать сигналы. Изготовленные из тщательно отполированного металла – золота, серебра, меди, – они напоминали глубокую тарелку эллипсоидной формы диаметром до полуметра, насаженную ребром на подставку в рост человека. Отражение солнечного света от такого зеркала было видно на расстоянии в нескольких километров.

Бронзовые зеркала получили широкое распространение, их изготовление было не простым занятием. Состав сплава, из которого они отливались на широкой территории от стран Средиземноморья до Индии, Китая, и Японии был различен, но характерной чертой всех их являлось высокое содержание олова, которое придовало высокую прочность и твердость металлу. Бронзовые зеркала давали очень тусклое и неясное изображение, и их поверхность быстро темнела. Для того чтобы смотрящий мог разглядеть в нем свое отражение, диски зеркал постоянно приходилось полировать.

В Китае первые бронзовые зеркала появились не позднее XI в. до н.э. Особой популярностью они пользовались в период Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.) и в эпоху династии Хань (около 200г. до н. э. – 220г. н.э.). При их изготовлении применялась так называемая «белая бронза», секрет которой не разгадан до сих пор. Отлитые из светлой бронзы древние китайские зеркала до блеска полировались и покрывались ртутной амальгамой. Обратную сторону традиционно украшал геометрический орнамент или сложный рисунок, изображающий животных, цветы, листву, что делало зеркала объектами искусства.

В древней Японии же зеркала являлись «носителями» правды, поскольку отражали то, что «видели». Как и во многих мировых культурах, зеркало объединено в Японии с мистикой, и к нему относились с почтением. Бронзовые зеркала появились в Японии благодаря связям с Китаем во времена периода Яёй (300 до н.э. – 300 н.э.). Рисунок, покрывающий поверхность оборотной стороны зеркал, как правило, символизировал удачу и благополучие. Одним из популярных мотивов для украшения зеркал в период Камакура (1185-1333) стало изображение Горы Хорай (Хорайдзан) – Острова Бессмертных, мифического острова даосских святых. По форме японские бронзовые зеркала напоминали панцирь черепахи, они имели ручку, их оборотная сторона украшалась иероглифами, символизирующими удачу.

Бронзовые зеркала достаточно долгое время просуществовали в обиходе многих народов мира. На смену им появились вогнутые, стеклянные зеркала, изобретение которых относят к 1279г. Первыми производителями стеклянных зеркал были Венецианцы, они изобрели сложную технологию их изготовления. В строжайшей тайне зеркальщики хранили способ изготовления, в результате чего стеклянное зеркало три века оставалось невероятно редким и фантастически дорогим товаром.

Во времена правления Людовика XIV во Франции зеркальщики известной фирмы «Сан-Гобен» разгадали секрет венецианского производства. Стеклянные зеркала стали появляться в большом количестве. Их помещали в рамы различной формы и величины, ими украшали стены домов и дворцов.

Процесс производства зеркал оставался неизменным вплоть до 1835 года, когда немецким ученый Юстус фон Либих открыл новый способ приготовления состава для изготовления зеркал с примесью серебра. Этот факт позволил получать гораздо более ясное изображение.

В современном мире зеркало является необходимым предметом, украшающим каждый дом. Между тем, не каждый обладатель знает его историю происхождения.

 

Татьяна Балашова

научный сотрудник Музея археологии РГП «Ғылым ордасы»


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?