Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

Аль-Фараби и его научное наследие

12875
Аль-Фараби и его научное наследие - e-history.kz
Окунуться в атмосферу средневекового восточного города сможет любой желающий, посетив музей истории казахстанской науки РГП «Ғылым ордасы».

Он функционирует относительно недолгое время, но имеет большое будущее, так как это уникальный и единственный в своем роде музей в республике. Именно здесь посетитель может познакомиться с историей становления и развития научной мысли в Казахстане, начиная с древних времен и заканчивая современным состоянием науки Казахстана.

Особое место в музейной экспозиции отведено великому ученому, философу, математику, теоретику музыки, выходцу из Казахстана – Абу Насыр аль-Фараби.

С жизнью и творчеством аль-Фараби человек знакомится еще в школьные годы при изучении истории. Всем известно, что интересы ученого были разносторонние, его привлекали и астрономия, и логика, и теория музыки, и математика, и социология, и этика, и медицина, и психология, а также философия и право. Ведь недаром ему был присвоен титул «Муаллим ассана» – Второй учитель.

В музейной витрине выставлен портрет аль-Фараби. Именно таким его образ дошел до наших дней. Он умер в Дамаске в возрасте 80 лет и был похоронен за так называемыми Малыми воротами. В музее хранятся фотографии могилы ученого в Дамаске, а также запечатлен момент посещения могилы аль-Фараби Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым и Верховным муфтием Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали.

Аль-Фараби был поистине человеком мирового уровня, он соединил в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской культуры. Влияние последней особенно явственно заметно в его знаменитой «Китаб аль-музык аль-кабир» («Большой книге музыки»). Поэтому в музейной экспозиции представлены страницы из «Большой книги музыки»: это изображение музыкального инструмента и ноты.

Аль-Фараби был не просто ученым-гуманитарием, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившийся систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в его трактате «Слово о классификации наук». В этом трактате аль-Фараби в строгом порядке перечислил науки того времени, определив предмет исследования каждой. Ученый разделил науку на 5 видов, выделив науку о языке, логику, математические науки, физику и метафизику, гражданскую науку и юриспруденцию. Основные его научные произведения, посвященные этим наукам, представлены в витрине: «Философские трактаты», «Логические трактаты», «О разуме и науке», «Математические трактаты», «Трактаты о музыке и поэзии», «Әлеуметтік этикалық трактаттар», «Комментарии к «Альмагесту» Птолемея».

Кроме того, именно аль-Фараби приписывается заслуга в создании Отрарской библиотеки. Поэтому и созданная в музее диарама приводит нас именно в эту самую библиотеку. Когда смотришь на ученого, беседующего со своим учеником, то создается впечатление, что ты слышишь его тихий голос, рассуждающий о философии или математике, а может о музыке. Недаром сидящий за их спинами мудрец читает трактат аль-Фараби «Большая книга музыки». Между тем, за окнами библиотеки шумит восточный базар, идет бойкая торговля, рядом лежат верблюды, привезшие на своем горбу в караване тюки с товаром.

Великий мыслитель говорил, что человек стал человеком благодаря разуму, поэтому «тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ».

Под этими словами мыслителя можно подписаться и сегодня, поскольку они звучат актуально на современном этапе. Получение знаний, стремление к высоким научным достижениям, новым открытиям – вот, что нужно для молодежи, чтобы быть конкурентоспособным в наше время.

Анар Борсукбаева,

научный сотрудник

музея истории казахстанской науки

РГП «Ғылым ордасы»

www.gylymordasy.kz/rus/

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?