Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Н.А. Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия

984
Н.А. Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия - e-history.kz
Казахстан сможет сделать инновационный прорыв и войти в число успешно развивающихся государств, только сохраняя и последовательно совершенствуя свою модель национального единства.

Современный мир столкнулся с ситуацией, когда казалось бы уже устоявшиеся отношения, как между государствами, так и внутри них, подверглись кардинальному пересмотру, что привело к возросшей нестабильности и достаточно выраженной неопределенности будущности мира в целом. Ничего не совершается без серьезных причин, особенно то, что происходит в глобальных масштабах. И если сегодня стали предельно актуальными проблемы национального развития, вопросы межэтнических отношений, религиозная проблематика, то это говорит о том, что человечеству постоянно, на каждом следующем этапе своего развития, приходится заново решать когда-то уже решенные проблемы.

С одной стороны, в этом нет ничего удивительного: новый международный контекст, новые вызовы и угрозы или новая региональная конфигурация – все это требует нового подхода. Но, с другой стороны, поступательный ход истории должен был бы некоторые проблемы решить с достаточной определенностью, и при возникновении новых задач можно было бы прибегнуть к историческому опыту. Прошлый опыт ценен и актуален, но сфера его применения невелика, так как нынешние реалии отличаются комплексностью, глобальностью и глубиной.

Надо отметить, что это полностью относится к проблемам, имеющимся в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Причем, можно говорить и о международном уровне этих проблем, и о внутристрановом. Глобализация имеет много измерений, в том числе невиданные ранее объемы миграции, одновременное сближение и неприятие друг другом цивилизаций, расширение ареала религии и снижение ее общественного статуса и т.п. В феноменах современности присутствуют, а иной раз и доминируют отношения между этносами и религиями.

Государства вне зависимости от типа их отношений с религиозными объединениями – от светского до теократического – вынуждены выстраивать государственно-конфессиональные отношения, и здесь государственные органы зачастую испытывают сложности, восходящие к надгосударственному характеру религий. Религии действуют поверх государственных границ, превращаясь в заметный фактор международной жизни. Аналогичное положение и в отношении этнического многообразия и межэтнических отношений. Этнос, доминирующий в одной стране, в другой может быть этническим меньшинством. Для полиэтнических государств нередко серьезной проблемой является поддержание состояния межэтнического согласия.

Исследователи отмечают, что в основе почти всех конфликтов современности лежат или национальные, или религиозные факторы. Религиозные свободы завоевали приоритет среди прав и свобод современного мира и в настоящее время стали если не определяющими, то очень значимыми. С их возрастающей ролью сталкиваются как развивающиеся государства, так и страны с развитой экономикой и устоявшимися демократическими политическими системами и институтами.

Мировое сообщество, эксперты и аналитики внимательно отслеживают формы и способы решения проблем в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений, к которым прибегают главы и правительства различных государств, аккумулируют опыт общественных структур и гражданских обществ в целом. Поэтому самое пристальное внимание уделяется позитивному опыту и новаторским находкам в выстраивании межрелигиозных и межэтнических отношений.

Республика Казахстан продемонстрировала всему миру, что страна может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межэтническое согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глобализации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз. Конечно, в мире имеются и иные положительные примеры решения этих проблем, но, имея в виду многоэтнический и поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополитическое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан демонстрирует выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства.

Это прекрасно видят лидеры государств, международные чиновники, эксперты и просто люди разных стран. Именно поэтому так активно откликаются и те, и другие на инициативы проведения Казахстаном крупных форумов, подобных Съездам лидеров мировых и традиционных религий (2003, 2006, 2009 гг.) или международного форума «Общий мир: прогресс через разнообразие» на уровне министров иностранных дел (2008 г.). По инициативе Республики Казахстан в ходе 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН принята резолюция о провозглашении 2010 года «Международным годом сближения культур». Также известно, какую большую роль играет Казахстан в деятельности СВМДА, ШОС, ЕврАзЭС, Организации Исламская Конференция.

Успехи Казахстана в поддержании и развитии межконфессионального и межэтнического согласия, в обеспечении внутренней стабильности и выдвижении действенных инициатив на международной арене привели к тому, что ему было предложено мировым сообществом занять пост председателя ОБСЕ в 2010 году и председательствовать в Организации Исламская Конференция в 2011 году.

Успехи страны всегда связаны с деятельностью ее Президента, иногда они практически целиком являются его заслугой. Н.А.Назарбаев завоевал симпатии не только казахстанцев, но и лидеров государств и простых людей самых разных стран современного мира. Его каждодневная работа по руководству страной удивительно плодотворно сочетается с разработкой стратегических идей, концепций и программ развития Казахстана.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев уделяет постоянное внимание задачам сохранения внутриполитической стабильности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межэтнического и межконфессионального мира и согласия. Поэтому задачи сохранения национального единства и религиозного мира в Казахстане являются приоритетными для Президента Казахстана. В своих исследованиях, книгах, Посланиях народу Казахстана, в выступлениях на сессиях Ассамблеи народа Казахстана, на съездах лидеров мировых и традиционных религий, в статьях, интервью Н.А.Назарбаев постоянно возвращается к теме межэтнического и межконфессионального согласия, к актуальным проблемам укрепления духовного согласия, заостряет внимание на необходимости поддерживать эти вопросы в качестве центральных для правительства Республики Казахстан, государственных органов на местах, общественных структур, молодежных организаций.

В предлагаемой вниманию казахстанской и мировой общественности книге составители собрали материалы разного уровня и значения. Объединяет их тема межэтнических и межрелигиозных отношений в Казахстане и личность Президента Казахстана Н.А.Назарбаева - без сомнения, гаранта стабильности и мира в казахстанском обществе и основоположника казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Читать подробнее: 

Н.А. Назарбаев – основоположник казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?