Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов
Сегодня в истории

История православия в Казахстане

13378
История православия в Казахстане - e-history.kz
Появление православия в нашей стране связано с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России.

Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением.

Появление православия в нашей стране связано  с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные причты  (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия. В 1872 г. на кафедру созданной Верненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанских архиереев – архиепископ Софония (Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.

Строительство церквей в южной части Казахстана началось в 80-е гг. XIX в. Так, в 1901 г. в Сырдарьинской области имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. К началу XX в. в Туркестане (в состав которого входили и многие земли Казахстана) проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 церквей.

Установление советской власти в 1917 г. привело к началу масштабной атеистической кампании, продолжавшейся семь десятилетий. Эта кампания сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства, конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники были расстреляны либо приговорены к длительным срокам заключения.

В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местом ссылки духовенства и мирян Русской православной церкви. Этот период совпал с началом процесса коллективизации, в результате которой был уничтожен кочевой быт казахов, были разорены казахские аулы и крестьянские хозяйства русских переселенцев, что обернулось невиданным за всю историю края голодом, жертвами которого стали миллионы людей.

Определенные послабления в отношении религии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православная церковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы.

Восстановление православной жизни в нашей республике началось с 1945 г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанская епархия, первым правящим архиереем которой был митрополит Николай (Могилевский), ныне причисленный к лику святых.

В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашли приют у местных жителей, в том числе и мусульман. Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар, священноисповедника Николая, в будущем ставшего митрополитом Алматинским и Казахстанским, спас от смерти простой мусульманин-татарин. Осенью 1942 г. он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.

Также и митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 по 1956 гг. в ссылке в Кокшетау, был принят в многодетную мусульманскую казахскую семью, где жил как уважаемый член этой семьи.

Однако государственная политика в целом сохраняла свой атеистический характер. Религиозная деятельность жестко контролировалась властью.

Подлинное возрождение религиозной жизни, в том числе и православной церкви, началось после обретения Казахстаном независимости. О том, что ислам и православие стали важными столпами духовности нашей страны, неоднократно говорил Президент Нурсултан Назарбаев. Так, посещая 7 января 2012 г. Свято-Успенский собор в г. Астане, Глава государства заметил: «Как птица не может летать с одним крылом, так и государство не может двигаться с одним крылом. Оба крыла – ислам и православие – основные религиозные конфессии в нашей стране. Все мы люди, единые на этой земле, но мы разные, по языку, по внешнему виду, по религии. Но великое терпение всегда является основой для мирной жизни».

Признание свободы совести позволило верующим вернуться к полнокровной духовной жизни. Если в 1956 г. в Казахстане функционировало всего 55 приходов Русской православной церкви (РПЦ), то на начало 1999 г. на территории республики действовало 212 приходов и 8 монастырей. За последнее десятилетие отмечен дальнейший рост.

В 2012 г., в соответствии с требованиями Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в республике была осуществлена перерегистрация религиозных объединений. По итогам перерегистрации, по состоянию на 25 октября 2012 г. в Казахстане действовало 271 религиозное объединение православной церкви, включая республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, а также 9 епархий и 261 приход. Наибольшее количество православных общин зарегистрировано в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской и Акмолинской областях.

Также в Казахстане действуют православные монастыри. Практически при всех церквях и молитвенных домах открыты церковно-приходские школы по изучению основ православия, действуют воскресные школы, в которых обучаются как дети, так и взрослые.

В 1995 г. государство передало церкви Вознесенский кафедральный собор в Алматы, построенный в начале ХХ в. и признанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращены храмы и в других городах. В настоящее время проводится большая работа по реставрации старых культовых зданий и строительству новых церквей и молитвенных домов.

Казахстан внес свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным даром нашей страны стало направление гранита с Кордайского месторождения, предназначенного для отделки стен храма.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (возглавлявший РПЦ в 1990-2008 гг.) в июле 1995 г. совершил визит в Казахстан, посетив Алматы и Караганду. В Караганде он освятил Свято-Введенский собор, ставший одним из крупнейших и красивейших в Центральной Азии.

За последние годы построены храм Христа Спасителя в Алматы, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинский храм в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве и многие другие храмы по всему Казахстану. В 2009 г. построен кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколько монастырей.

В июне 2005 г. в Астане были проведены торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею со дня открытия и освящения Константино-Еленинского кафедрального собора.

В январе 2010 г. Казахстан посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской православной церкви побывал в Алматы и Астане, встретился с представителями общественности, провел церковные службы в храмах. Главным событием визита стало освящение кафедрального Свято-Успенского собора в столице Казахстана.

В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошел православный праздник Рождества Христова (7 января). Этот день является в республике выходным.

В последние годы осуществляется структурная реформа православия в нашей стране. В мае 2003 г. Священный синод Русской православной церкви принял решение о создании в Республике Казахстан Митрополичьего округа в составе Астанайской, Уральской и Шымкентской епархий. Митрополичий округ – это особая форма объединения епархий, существующая в рамках РПЦ только в Казахстане. Округ был создан в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и другой общественно-значимой деятельности епархий на территории Республики Казахстан. В 2003-2010 гг. округ возглавлял митрополит Мефодий (Немцов). В 2010 г. главой округа назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев).

В июле 2010 г. Священный синод Русской православной церкви принял ряд документов, определяющих статус Казахстанской митрополии как нового канонического подразделения Русской православной церкви, наделенного значительными правами самостоятельности – Митрополичьего округа в Республике Казахстан (Православной Церкви Казахстана). 26 июля 2010 г. Священный синод РПЦ утвердил устав самостоятельной канонической структуры в республике – Митрополичьего округа во главе с митрополитом Александром.

В последние годы происходит реформирование структуры Православной церкви Казахстана. До октября 2010 г. Митрополичий округ включал три епархии с центрами в гг. Астане, Чимкенте и Уральске. В 2010-2011 гг. решением Священного синода РПЦ созданы шесть новых епархий с центрами в гг. Караганде, Костанае, Павлодаре, Кокшетау, Петропавловске и Усть-Каменогорске.

Таким образом, в состав Митрополичьего округа в настоящее время входят девять епархий:

– Астанайская и Алматинская епархия, с центром в г. Астане, включающая приходы городов Астаны, Алматы и Алматинской области;

– Карагандинская, с центром в г. Караганде, включающая приходы Карагандинской области;

– Кокшетауская епархия, с центром в г. Кокшетау, включающая приходы Акмолинской области;

– Костанайская, с центром в г. Костанае, включающая приходы Костанайской области;

– Павлодарская, с центром в г. Павлодаре, включающая приходы Павлодарской области;

– Петропавловско-Булаевская епархия, с центром в г. Петропавловске, включающая приходы Северо-Казахстанской области;

– Уральская епархия, с центром в г. Уральске, включающая приходы Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей;

– Усть-Каменогорская епархия, с центром в г. Усть-Каменогорске, включающая приходы Восточно-Казахстанской области;

– Чимкентская епархия, с центром в г. Чимкенте, включающая приходы Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

29 мая 2012 года в г. Астане было открыто здание Синода Православной Церкви Казахстана и Духовно-культурно-просветительского центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2010 г. была открыта Духовная семинария в г.Алматы – высшее богословское учебное заведение православной церкви (ранее там действовало лишь духовное училище).

Православная церковь сотрудничает с рядом этнокультурных центров, общественных организаций, в том числе с фондом «Светоч», который поддерживает связи с общественными организациями и учебными заведениями России.

Серьезное внимание уделяется работе с подрастающим поколением. Следует отметить, что в настоящее время в каждой православной церкви работают молодежные группы (в дополнение к воскресным школам), и ими занимается специально закрепленный священник-руководитель. В феврале 2012 г. состоялся I Cъезд православной молодежи Республики Казахстан, на котором было принято решение о создании Православного молодежного движения Казахстана.

Православная церковь является постоянным участником диалога религий и цивилизаций. Представители православия активно выступают в ходе форумов, конференций, круглых столов различного уровня. Делегации высокого уровня представляли Русскую православную церковь на всех четырех съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Для участия в работе IV Съезда в 2012 г. в столицу Казахстана прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В своем выступлении он подчеркнул: «Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем общемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют здесь прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиозных общин, но и для большинства народов мира».

С самого начала истории независимого Казахстана Русская православная церковь, в частности, ее митрополичий округ в РК, была и остается по сей день надежным партнером государства в проведении политики укрепления межконфессионального мира и стабильности в обществе.