Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Материалы Теректы-Аулие

13328
Материалы Теректы-Аулие - e-history.kz
Эта местность расположена в 90 км к востоку от Жезказгана и 20 км к северо-западу от станции Теректы Карагандинской области.

Эта местность расположена в 90 км к востоку от Жезказгана и 20 км к северо-западу от станции Теректы Карагандинской области.

«Теректы-Аулие - это археологический комплекс, компонентами которого являются петроглифы, расположенные на вершинах трех сопок в широтном направлении, а также стоянки неолита, энеолита, поселение эпохи бронзы, курганы раннежелезного века, остатки горизонтальных и вертикальных штолен по добыче полудрагоценных металлов и природные родники», - говорится в проспекте Жезказганского историко-археологического музея.

В репертуаре петроглифов Теректы-Аулие доминирует образ коня, кроме того имеются изображения бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, хищника из семейства кошачьих, а также пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символических знаков, лунки различной величины, чашевидные углубления, которые служили местом жертвоприношений, и геометрические фигуры.

Подробнее об этом уникальном историческом наследии рассказывает историк-археолог Бекзат Балтабеков:

- Петроглифы - наиболее распространенные археологические памятники в мире. Почти на всех материках Земли можно встретить выбитые, процарапанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, оставленные предками многих народов в различные эпохи.

Подобный способ передачи знаний и мыслей был едва ли не ведущим в дописьменный период. Традиция выбивания на камне мифологических и исторических сюжетов и текстов дожила в отдельных странах вплоть до ХХ века. Петроглифы - ценный, хотя и с трудом поддающийся дешифровке источник сведений о социальных процессах, а также о мифологии и искусстве прошлого.

Долгое время петроглифы данной части Азии, по сравнению с памятниками южных регионов, оставались практически неизвестными. Только с середины 40-х годов минувшего столетия Центрально-Казахстанской экспедицией под руководством выдающегося ученого Алькея Маргулана было начато исследование древностей края. Обилие наскальных рисунков в Теректы-Аулие вызвано прежде всего ритуально-магическими действами, особым восприятием местности и ее «духов», а также сооружением погребений, верой в солнце как источник жизни, в огонь, страхом перед стихиями.

Отношения человека и окружающей среды рассматривались, скорее всего, как взаимозависимость, нежели как эксплуатация, и, добывая средства к существованию, люди выработали к обитающим рядом с ними живым существам уважительное отношение. Наносить урон природе считалось табу, оскорблением духа неба - Тенгри. Такой образец поведения нашел свое выражение в религии тюрков и монголов, согласно коей человек должен пребывать в равновесии с миром, поддерживая изначальный баланс как в природе, так и в обществе.

Зооморфные мотивы - такие, как образы бактрианов (двугорбых верблюдов), быков, - даются на рисунках в Улытауском районе в сходной манере, создавая некий изобразительный инвариант, то есть нечто неизменяемое, с некоторыми отличиями в передаче содержательных элементов. А вот петроглифы Теректы-Аулие с быками разнятся стилистическими особенностями очертаний туловища и рогов.

Здесь представлены и изображения 12 козлов, расположенных друг за другом по спирали. Часть начертаний по краям не замечается, так как камень осыпался. Число изображений можно объяснить календарными месяцами или же периодом жизни человека «мушел», равным двенадцати годам.

Два рисунка оленей стилистически резко отличаются от вышеназванных образцов наличием скифских элементов. У животного с укороченными, как бы обрубленными ногами довольно длинная, клювовидная морда с древоподобными рогами. Похожий рисунок оленя обнаружен и на камнях урочища Мугур-Саргол в Республике Тыва.

На сопках Теректы-Аулие есть единственное изображение хищника семейства кошачьих. Вызывает большой интерес подача рисунка. Животное, придуманное древним художником, является своеобразным гибридом коня и хищника из семейства кошачьих. Спирально закрученный тонкий хвост и трехпалые лапы передних ног составляют содержательные элементы образа. Остальные части тела почти полностью совпадают с лошадиными. Фигура трехпалого зверя из Теректы-Аулие имеет аналоги среди изображений на камнях Алтая и Монголии.

На камнях Теректы-Аулие обнаружен загадочный рисунок, который трудно поддается семантике. Это круг, от которого расходятся линии - прямая на север, изогнутая на северо-восток. Получается своеобразная антенна. В центре изображен бактриан, а между линиями - антропоморфные животные, два креста, под рисунком начертан человек. Аналоги этому ансамблю встречаются в разных регионах Казахстана. Скорее всего, данный рисунок относится к культовым сюжетам.

На одной из возвышенностей Теректы-Аулие замечена отшлифованная наклонная линия длиной около 2,5 м и шириной около 35 см, в простонародье называемая «аулие сырганагы». Возможно, полоса олицетворяет Млечный путь или связана с какими-либо обрядами.

В петроглифах Теректы-Аулие доминирует образ коня. Это почти 90 % всех зооморфных изображений. Кочевая жизнь была тесно связана с содержанием лошадей. Оседлавшие коней орды приводили в панический страх жителей поселений.

В религиозно-мифологическом мировоззрении кочевников это животное занимает свое особое место. В быту казахов среди четырех разновидностей домашних животных конь всегда ценился выше остальных.

Следы, начертанные в Теректы-Аулие, породили немало мифов и легенд. Один из вариантов, относящийся к ХI веку, известен по сведениям выдающегося ученого из древнего Хорезма аль-Бируни, в частности, об отпечатках стоп Хазрет-Али и копыт его верного коня Дулдулы. Хазрет-Али и Дулдула вошли в историю исследования мусульманства.

«Періштенің ізі"» («След ангела») - так называли горсть земли, где оставался отпечаток конского копыта. Ее клали под подушку ребенка, лежащего в колыбели. Иногда берут горсть такой земли, заворачивают в тряпочку и кладут под голову спящим детям. А щепотку добавляют в воду при купании малышей. Горсти земли из-под лошадиного копыта приписывали и целебную силу. Но это должен быть след от хорошей лошади либо быстроногого скакуна.

В различных регионах Казахстана есть обычай поклонения изображениям копыта лошади на камнях, которые называются «тұлпартас» («след копыт тулпара»). А. Маргулан описывает легенду о том, что в горах Бегазы, в Сарыарке, есть отпечатки Акула, коня батыра Манаса.

Материалы Теректы-Аулие составляют огромный и поистине неисчерпаемый археологический фонд. Изучение наскальных изображений важно не только потому, что оно позволяет понять прошлое народа. Это и неоценимое достояние казахской культуры, духовного богатства наших предков.

Автор: Ольга Петренко

http://inform.kz