«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего»
Н. А. Назарбаев

Национальные интересы стран ЕАЭС: на пути к балансу

3014

Анализ национальных интересов стран – участников ЕАЭС позволяет сделать следующие выводы.

1.  В настоящее время происходит повышение значимости интересов интеграции с категории важных, обеспечивающих благоприятное внешнее окружение, до категории жизненно важных. Как свидетельствует международная практика, в том числе и на постсоветском пространстве, игнорирование интеграционных процессов, их откладывание на «потом», ведёт к риску снижения конкурентоспособности государств. Стремление к самосохранению и саморазвитию государств определяет для них путь интеграции.

При этом необходимо выделить одну тенденцию. По мере прогресса и усиления взаимосвязей в мире пространство общности национальных интересов расширяется. Нахождение общности интересов становится основой современных международных отношений.

2.  Развитие интеграционных процессов между государствами возможно посредством достижения баланса их национальных интересов.

Баланс интересов выстраивается в основном двумя способами:

а) определением общности совместных или параллельных национальных интересов, где поле общности интересов выступает в качестве основы для дальнейших совместных эффективных действий;

б) нахождением путей хотя бы частичного удовлетворения конфронтационных и расходящихся национальных интересов стран-партнёров.

Затем на основе полученных результатов анализа формулируются цели и задачи создаваемой системы отношений. Согласно теории систем любая система существует до тех пор, пока единая цель является для каждого из её элементов более притягательной, нежели его стремление избавиться от ограничений, уменьшающих количество степеней его свободы. Как только какой-либо из элементов достигнет уровня, фиксирующего превышение его стремления к свободе над уровнем стремления к единой цели, этот элемент выйдет из системы, и она разрушится, трансформируясь в иную систему.

Поэтому очевиден посыл казахстанской стороны о необходимости прагматического подхода к формулированию задач евразийской интеграции, призванных реализовать конкретные национальные интересы стран-партнёров и иметь конкретный эффект. Выгода от достижения конкретных интеграционных целей должна превышать выгоду от сохранения государствами свободы отношений с другими партнёрами.

Главную сложность при балансировании интересов партнеров представляет определение приоритетности и очерёдности баланса интересов для целенаправленного расширения пространства сотрудничества и поэтапного формирования целостной системы интеграционных отношений, укрепляющей национальные экономики стран-партнёров.

3.  Применительно к ТС и ЕЭП можно сказать, что заинтересованные в дальнейшем углублении интеграционных процессов стороны, прошли достаточно долгий этап осознания собственных интересов. По отдельным параметрам эти интересы отличаются друг от друга. Если для Астаны и Минска основными предпосылками к евразийской интеграции служат экономические факторы, то для Москвы наряду с экономическими, большую роль играет политический фактор. Евразийский экономический союз для России – реальная возможность укрепления своих стратегических позиций путём создания сильного объединения государств.

Казахстан и Беларусь в значительной степени заинтересованы в сохранении суверенитета в процессе создания ЕАЭС. Для обеих стран национальное государство сегодня представляет сверхценность, поэтому фундаментальные национальные интересы – независимость, суверенитет, территориальная целостность – сохраняют, и в ближайшей перспективе будут сохранять, свое первостепенное значение.

Вместе с тем, в странах ТС и ЕЭП существует общее понимание необходимости достижения нового уровня интеграции, связанное с осознанием ряда ключевых моментов:

–  Опыт современного развития свидетельствует о существенном усилении роли региональных образований в мировой экономике и геополитике. Отдельное государство слишком мало, чтобы действовать в одиночку, а его отдельные усилия недостаточны для эффективной защиты своих национальных интересов и обеспечения национальной безопасности в целом. В рамках региональных организаций у государств больше возможностей реализовывать свои интересы, чем на национальном уровне.

–  Особенности экономического развития стран ТС и ЕЭП допускают возможность совместного выхода на новый, более высокий уровень развития. В рамках других интеграционных объединений Беларуси, Казахстану и России будет сложно сохранить или возобновить индустриальный характер своих экономик.

–  Членство в будущем ЕАЭС – это перспектива изменения геополитической роли каждого государства: для Республики Беларусь – в своей части Восточной Европы, для Казахстана – в Центральной Азии.

Безусловными факторами сближения трех государств выступают:

–  географическая и цивилизационная близость;

–  наличие экономических связей, взаимозависимость и взаимодополняемость экономик;

–  схожие проблемы, связанные с необходимостью осуществления диверсификации и модернизации национальных экономик.

Роль сдерживающего фактора играют следующие обстоятельства, носящие субъективный характер:

–  до конца не выработаны общие приоритеты и не скорректированы пути реализации национальных интересов стран в интеграции;

–  в процессе разработки находится механизм наднационального регулирования.

При этом есть факторы, влияние которых носит амбивалентный характер:

–  Общая история, которая, с одной стороны, играет роль сближающего фактора, поскольку является критерием обеспечения общего понимания состояния взаимосвязанности, общей ментальности, но, с другой стороны, постепенно утрачивающая эту роль в связи с объективным процессом смены поколений, отягощенная воспоминаниями о трагических событиях эпохи тоталитаризма.

–  Высокая степень пересечения отраслевых промышленных комплексов, а также рынков сбыта трех стран. С одной стороны, создает условия для конкуренции и усиления противоречий, с другой – есть шанс постепенной переориентации на поиск вариантов специализации по отдельным видам продукции, а также возможностей для проведения единой сбытовой политики.

–  Общий курс на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности национальных производств. С одной стороны, традиционные отрасли национальных экономик требуют значительного обновления. С другой стороны, существует общая необходимость опережающего развития новых приоритетных отраслей, создания высокопроизводительных рабочих мест на перспективных производствах обрабатывающей промышленности.

Специфика действия этих факторов такова, что она может быть скорректирована с учетом удовлетворения интересов всех участников процесса.

4.  В основе общего понимания процесса евразийской интеграции казахстанской стороной постоянно подчёркивается ключевой приоритет экономических интересов. Именно они создают ядро интеграционных интересов всех стран-участниц. Преобладание факторов экономической целесообразности служит основным гарантом устойчивости будущего ЕАЭС.

Основное внимание, как показывает опыт других интеграционных объединений мира, необходимо направить на реализацию мегапроектов и проектов, которые являются приоритетными для всех стран. Их успешное осуществление может продемонстрировать эффективность интеграции. Позитивные результаты отмены таможенных границ, реальный рост экономик, формирование индустриально-инновационных центров, дающих полноценный выход на мировые рынки, – все это вместе взятое способно полностью оправдать цели, направленные на углубление интеграционного взаимодействия.

В интеграционных проектах должны реализовываться наиболее фундаментальные потребности каждой страны – курс на модернизацию, инновационное развитие и повышение конкурентоспособности. В частности, решение вопроса по поставкам энергоносителей, проблема экспорта, снятие барьеров и расширение рынков, создание общей энергетической, транспортной и трубопроводной системы и т.д.

Мировая практика свидетельствует, что для эффективного экономического развития международных объединений непреходящее значение имеет также достижение внутреннего благополучия каждой из стран-участниц,  формируемого на основе грамотно выстроенной экономической стратегии с опорой на механизмы, способствующие его общему духовному подъему.

В Казахстане такую цементирующую роль играют Стратегия «Казахстан-2050», общенациональная идея «Мәңгілік Ел» и концепция Общества Всеобщего Труда. Нацеленные на сохранение национального единства, мира и согласия, отказ от иждивенческой и потребительской психологии, повышение реальной производительности труда, экономический рост на основе индустриализации и инноваций, эти документы способны обеспечить консолидацию народа для выполнения важных стратегических задач.

5.  Стратегия интеграционного сотрудничества, безусловно, должна строиться с учетом интересов всех сторон. При этом для успешной реализации проекта желательным является достижение странами-участницами компромисса со всеми группами, так или иначе вовлеченными в процесс. Если это не учитывать в выработке стратегии, то группы, интересы которых будут проигнорированы, сведут на нет все попытки государств в создании, укреплении и развитии устойчивого стратегического партнерства и повышения эффективности всего интеграционного проекта.

Переход от «конфликта» к «компромиссу» на всех уровнях может дать мощный импульс к тому, что все заинтересованные стороны в необходимой степени будут вносить свой вклад в реализацию стратегии, находясь в состоянии постоянной вовлеченности. Учет интересов любой заинтересованной группы создаст реальную основу для повышения ее ответственности перед общим делом.

6.  Стремясь к балансу интересов, не следует забывать, что кроме договаривающихся сторон есть и другие участники международных отношений, не всегда заинтересованные в достижении данного баланса интересов, ибо их интересы могут от этого пострадать, что спровоцирует обострение отношений с ними. В таком случае достижение баланса может оказаться неудачей. Поэтому баланс интересов должен выстраиваться не только между сторонами интеграционного объединения, но и учитывать национальные интересы других государств, интересы международной системы в целом и тенденции мирового развития, добиваясь определенного баланса и с ними.

Достижение баланса интересов должно начинаться с учета интересов четырех уровней экономики: микроэкономики, макроэкономики, транснациональной и мировой экономик. Ведь в нынешнем мире их взаимосвязь настолько велика, что ее разбалансирование ведет к потере значения достигнутого.

Без этого не сохранить достаточный уровень международной безопасности, в условиях которой только и можно надежно обеспечить национальные интересы своего государства.

7.  Конкретный баланс интересов, как правило, имеет конечные пространственно-временные рамки. Прежде всего, сам процесс развития отдельных государств определяет эволюцию их национальных интересов. Меняется международное окружение и его интересы. Поэтому необходим постоянный мониторинг изменения ситуации и принятие мер, учитывающие данные изменения.

Сегодня понимание общих потребностей, национальных интересов и целей интеграционной стратегии присутствует на уровне политического руководства стран-участниц. В общественном мнении пока не сложилось устойчивых представлений о сущности происходящих событий, их отличительных чертах и особенностях, нацеленности на реализацию национальных интересов, что существенно актуализирует экспертно-аналитическое и исследовательское сопровождение евразийских интеграционных проектов.


В. Тельнов, 
заведующий отделом
экономических исследований

Института Евразийской интеграции