В Ватикане обнаружено третье сохранившееся изображение Аттилы
17.10.2014 2193
15 октября в Национальном пресс-клубе профессор К. Жумагулов презентовал изображение Аттилы, которое не встречалось ни в одном издании, посвященном истории Гуннской империи, Рима и Ватикана.

Крупнейшим суперэтносом рубежа поздней античности и средних веков были тюрки — выходцы из глубин Центральной Азии. Ранняя история Казахстана — это часть глобальной тюркской истории. Здесь очень важно подробно изучать историю тюрков — гуннов, поскольку именно они стояли, начиная со второй половины IV в. во главе эпохального процесса в Азии и Европе, который называется Великим переселением народов. Оно явилось переломным этапом во всемирной истории в целом. С этого времени происходил синтез, интеграция общественных отношений, культур и традиций племен и народов, населявших евразийское пространство. Эти процессы имели многочисленные последствия для становления качественно новой цивилизации и социокультурных отношений.

Наш Президент Н. А. Назарбаев справедливо отметил у подножия Улытау: "Для каждого казаха Улытау является священным местом, поскольку он был центром для наших предков — гуннов и кок-тюрков, для Золотой Орды" [1].

Неослабное внимание со стороны Главы государства к истории, исторической науке вполне понятно. Сейчас речь идет в том числе о новой модели будущего страны, определении главных ценностей и ориентиров. Эти ценности должны быть современными, укреплять национальную идентичность в глобализирующемся мире. Поэтому Президент особо подчеркивает, что всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нации.

Согласно Госпрограмме, по рекомендации Института истории и этнологии НАН я был командирован в Италию. Цель загранкомандировки — выявление редчайших источников и материалов по истории гуннов, аваров, Тюркского каганата, Золотой Орды.

Как известно, очень трудно получить разрешение работать в уникальной библиотеке Ватикана. Здесь помимо профессиональных качеств и соответствующего научного профиля обязательным условием является знание латинского или древнегреческого языка. По решению руководства библиотеки мне как специалисту всемирной истории, имеющему публикации по истории Римской империи, папства и взаимотношений Запада и Востока со знанием латинского и современных языков, был выписан читательский билет.

В Ватикане, в книгохранилищах и фондах Ватиканской Апостольской библиотеки (Biblioteca Apostolica Vaticana), занимающей первое место в Европе по древности и богатству манускриптов (рукописей) и библиографических редкостей, мною проделана значительная научно-поисковая работа. Так, выявлены новые источниковые материалы по истории Гуннской империи, Аварского и Тюркского каганатов, а также государственных и племенных образований на территории Казахстана в эпоху средних веков. Большая часть этих источников представлена исключительно на латинском языке.

Редкими источниками являются папская переписка, хроники, рассказы и записки путешественников, миссионеров и другие нарративные свидетельства, содержащие ценные сведения по истории гуннов, Тюркских каганатов, Дешт-и-Кипчака, Алтын Орды, интеграции Востока и Запада на Великом Шелковом пути.

Все эти материалы я выявил в собрании манускриптов в зале рукописей Vaticani Latini (Латинское собрание). Например, касательно тюрков-гуннов и их взаимоотношений с Римской империей есть сведения в письмах папы Римского Льва І Великого (440–461). Он призывал Восточно-Римскую империю (Византию) к совместной борьбе против гуннов в противостоянии за гегемонию в Европе. В письме от 23 апреля 451 года понтифик писал об этом: "nam inter principes Christianos spiritu dei confirmante concordiam gemina per totum mundum fiducia roboratur, quia profectus caritatis et fidei utrorumque armorum potentiam insuperabilem Facit, ut propitiato per unam confessionem deo simul et haetretica falsitae et barbara destruatur hostilitas..." [2].

Далее в 452 г. после того как вся Северная Италия была взята гуннами, их путь в Рим был недолог. Все более очевидным становилось, что Западно-Римская империя не может остановить натиск гуннов, и Аттила был близок к мировому господству. Держава гуннов, состоявшая их 4-х частей, на северных рубежах простиралась от королевства гуннов до Германии (Skythica et Germanica regna). Армия Римской империи не в состоянии была противостоять натиску гуннов, она была парализована их успехами. И тут Римская империя — сверхдержава тогдашнего мира, прибегает к приему: делегировать посольство к правителю гуннов Аттиле. Посольство возглавил сам папа Лев I: ..."...et tot nobilium provinciarum lattissima eversione credita est saevitia et cupiditas hostilis explenda, nihilque inter omnia consilia principis ac senatus populique Romani salubrius visum est, quam ut per legatos pax truculentissimi regis expeteretur. Suscepit hoc negotim cum viro consulari Avieno et viro praefectorio Trygetio beatissimus papa Leo auxilio dei fretus, quem sciret numquam piorum laboribus defuisse nec aliud secutum est quam praesumpserat fides. nam tota leganione dignanter accepta ita summi sacerdotis praesentia rex gavisus est, ut bello abstinere praeciperet et ultra Danuvium promissa pace discederet" (и сильные разрушения ряда провинций, сопровождавшиеся жестокостью и алчностью врага оставляли только одну надежду на то, что власть, сенат и римский народ ничего лучшего не найдут, как просить через посольство грозного короля о мире. Эта задача была возложена на эксконсула Авина и экспрефекта Тригеция и блаженного папу Льва, возлагавшего все надежды на бога, который, как он знал, не оставит своих в беде. Он понимал также, что его вера ему предвещала. Все посольство было принято с уважением, король был особенно доволен присутствием вышего главы церкви, что отказался от дальнейшего ведения войны, обещая соблюдать мир и вернуться обратно по ту сторону Дуная) [3].

Анализируя папскую переписку тех лет, можно найти письмо от 512 или 513 г., которое адресовали епископы восточных районов к папе Симмаху (498–514). Из его содержания мы узнаем, что в 452 г. во время исторической встречи Лев І говорил с Аттилой и об освобождении пленных, которые были захвачены гуннами.

И то, что властитель огромной Гуннской державы, данниками которой к середине V в. были обе Римские империи, остановился перед капитулирующим городом Римом, внимая просьбам посольства во главе с папой, — говорит о мудрости Аттилы. Он остановил буйство своего войска, отказываясь, по существу от бессмысленных разрушений и жертв... Тем самым, указанные источники позволяют объективно воссоздать облик правителя Аттилы, как крупного государственного деятеля, совершавшего великие деяния. С полным основанием могу утверждать, что Аттилу следует считать самой выдающейся личностью І тысячелетия. При нем военное искусство гуннов особенно продемонстрировало себя в ходе победных сражений с обеими Римскими империями.

Аттила, выгодно отличался от своих современников — воителей, предпринимавших походы на Рим. Он проявил уважение к христианской религии и римскому папе. Поэтому не случайно и сейчас в главном христианском храме мира — соборе Святого Петра в Риме можно увидеть изображения великого правителя Гуннской империи. Это барельеф XVII века, выполненный скульптором Алессандро Альгарди. На нем изображена историческая встреча Льва І с Аттилой в 452 г. Этот же сюжет запечатлен Рафаэлем в станце Элиодор.

Таким образом, в главном христианском храме — соборе Св. Петра в Риме есть две уникальные по своей сути вещи, символизирующие бессмертие Аттилы, вот уже в течении ряда столетий.
В связи с этим хочу особо подчеркнуть, что мною обнаружено впервые очень важное по счету, теперь уже третье изображение Аттилы в музеях Ватикана, которое не встречается до сих пор ни в одном издании, посвященном истории Гуннской империи и Рима. Речь идет об одной из галерей в составе музеев Ватикана. Эта галерея расписана 40 Географическими картами, на которых изображены бывшие владения Католической церкви. И особый интерес представляют здесь росписи на потолке галереи — фрески, являющиеся картинами с историческими сюжетами, переплетающиеся с историей папства и международных отношений.

Профессор Калкаман Жумагулов рассказывает о фреске, найденной в одной из галерей музеев Ватикана. Это изображение не встречалось до сих пор ни в одном издании, посвященном истории Гуннской империи, Рима и Ватикана. Фреска выполнена в XVI веке. Снизу надпись "S. LeoPont. Max. Attila. Furentem. Reprimit", что означает в переводе: "Папа Лев Великий останавливает грозного Аттилу".

Ближе к центру зала галереи среди множества рисунков я обнаружил картину, изображающую указанную выше встречу 452 г. правителя гуннов Аттилы с папой Львом І.

Данную фреску довольно сложно увидеть среди множества других красочных картин на потолке. Однако мне посчастливилось обнаружить ее при детальном изучении исторических изображений данной галереи.

В отличие от приводимой в ряде изданий общеизвестной фрески Рафаэля в Станце Элиодор (Stanza di Eliodorо) — "Встреча Льва Великого с Аттилой", — на этой потолочной фреске галереи Географических карт — Аттила предстает перед нами сидящим на белом коне с золотой королевской короной на голове. Во всем его облике проглядывается победитель, покоривший Северную Италию. И тут мы просматриваем почтительное отношение папского престола к личности Аттилы, которое сохраняется и до сего времени.

Это изображение Аттилы, найденное мною впервые, я озвучил и показал во времяпресс-конференции в национальном Пресс-клубе в Алматы 15 октября 2014 г.
Как историк-медиевист не могу не сказать здесь и о том, что именно после этой исторической встречи 452 г. на Амбулейском поле Аттилы и Льва І начинается подъем авторитета самой церкви и папства. Папа Лев І был прозван Львом Великим (Leo Magnus), поскольку он смог уговорить Аттилу не идти на Рим и остановить его в тот грозный для Империи час.

Для истории папства и всей средневековой Европы эта встреча имела объективно огромное значение в смысле роста политического влияния пап и клира на протяжении всего средневековья и последующей истории. Папство превращается постепенно в активную силу, способную вершить светскими делами в масштабах Европы и за ее пределами.

После Гуннской империи на Западе на историческую арену приходит Аварский каганат тюрковVI—VIII вв. Авары — это центрально-азиатские племена тюрского происхождения. В латинских источниках Ватикана они называются Avari, Avares.

Материалы письменных источников и археологии подтверждают историческую преемственность Аварского каганата и Гуннской державы, его многоплеменность, развитие международных связей от Востока (Алтай, области Центральной Азии, Иран) — до Запада (Византийская империя, союзы германских племенных образований и королевств).

Читая латинские тексты манускриптов, я все более убеждаюсь, что после гуннов авары в VI в. продолжили ход Великого переселения народов на Западе. Изучая историю взаимоотношений Востока и Запада, можно проследить в фондах и книгохранилищах Ватикана и библиотек университета Ла-Сапиенза в Риме следующую закономерность, имеющую прямое отношение к истории тюркского мира и Казахстана. Так, после аваров в ІХ веке происходит миграция мадьяров, затем печенегов и хазаров, в ХІ же веке — кипчаков, куманов (команов).

Теперь весьма коротко о кипчаках. Один из стержнев древнего этноса Центральной Азии казахов — кипчаки имели свою государственность и границы, которые назывались Дешт-и-Кипчаком. Это обширный регион: на Западе — Сырдария, на Востоке — Иртыш, на Юге — Семиречье, на Севере — Едил (Волга).

В библиотеке Ватикана особое внимание я уделил сведениям европейских путешественников на Восток — Центральную Азию и земли восточнее от нее, т. е. Монголию и Китай. Это особый тип исторических источников, проливающий яркий свет на историю международных отношений, а также хозяйство и быт, социально-политические отношения, религию и нравы.

Всего я указываю на наличие 126 имен (установленных мною), совершавших путешествия в Восточную и Центральную Азию, начиная с середины ХІІІ и до середины XV века. Многие из них почти неизвестны читателям. Исключение составляет, возможно, узкий круг отдельных специалистов Западной Европы.

Например, можно привести здесь следующие имена: Balduin von Hennegau, Odorico da Pordenone, Isachus Venerio (Venier), Jacobus von Florenz, Paschalis Hispanus de Victoria, Gottifredo Morosini, Giovanni Querini и целый ряд других путешественников и миссионеров.

Итальянские путешественники, например, отмечали те пути, по которым можно пересекать земли Центральной Азии и каганат кипчаков (Khanat Кiptschak). В данном случае определение "каганат" совпадает со словом "государство". Тюркский термин "каганат" по своему содержанию совершенно идентичен термину "государство". В материалах Ватиканской библиотеки есть немало сведений об Алтын Орде, государстве Чагатаидов, о правлении тех или иных ханов и т. д.
Как уже отмечалось, о каганате кипчаков повествуется в источниках как об отдельном политическом и государственном образовании. Так, например, во времена Хубилай хана было анахронизмом утверждать, что ему также подчинялись каганат Чагатаидов, каганат Кипчаков или Персия.

Особую ценность для истории Казахстана, тюркского мира и Центральной Азии представляет переписка римских пап и ханов Золотой Орды. С содержанием отдельных манускриптов мне удалось ознакомиться. Однако эту работу следует продолжить далее. К тому же многие эти фонды и архивы, как отметило мне руководство Ватиканской Апостольской библиотеки, доступны в режиме до 30 июня каждого года.

Целый ряд источниковых материалов и новейшей литературы на европейских языках по указанным выше сюжетам, почерпнут мною в крупнейшем университете мира Ла-Сапиенза (Sapienza Universita di Roma), где обучаются св. 150 тыс. студентов, магистрантов и докторантов.

Указанные уникальные материалы имеют важное значение в деле идейно-патриотического воспитания казахстанского общества. Они несомненно пополнят источниковый и литературный запас при написании обобщающих трудов по истории Казахстана и тюркского мира, а также всемирной истории. Новые источники и литература сыграют значительную роль в осуществлении научной и учебной деятельности, особенно при подготовке историков нового поколения в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры в РК.

1. Размышления у подножия гор Улытау. Казахстанская правда, 26 августа 2014 года. — С. 1.
2. Biblioteca Apostolica Vaticana (BAV), Vaticani Latini (Vat. lat. 541, f. 67-68 R). См. также: BAV, Vat. lat. 1319, f. 96ᵛ , Vat. lat. 544, f. 183-184R

3. Prosper Тiro. Epitoma de Chronicon, 1367, p. 482.

Жумагулов К. Т.,
доктор исторических наук, профессор, Почетный профессор Геттингенского университета, заведующий кафедрой всемирной истории, историографии и источниковедения КазНУ им. аль-Фараби