Публикации

Казахская женщина – хранительница традиций и семейного очага

19 Февраля 2015
6518
0
Казахская женщина – хранительница традиций и семейного очага
О богатой истории и неповторимой культуре нашей страны писали ученые со всего мира в древности, средние века и новое время... Чем сегодня интересуются зарубежные исследователи Казахстана?

Стасевич Инга Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Центральной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук занимается изучением социального статуса женщины в казахском обществе.

Инга Владимировна, как давно Вы занимаетесь изучением социального статуса женщины в казахском обществе? Чем Вас привлекает данная тематика?

— С первой моей поездки в Казахстан, в 1998 году, основной темой, которая меня заинтересовала, и продолжает интересовать до сегодняшнего дня, стало изучение обрядов и традиций казахского народа и механизмов их сохранения и адаптации в современном, так быстро модернизирующемся, мире. По мере знакомства с казахской культурой, меня все больше и больше поражали сами люди; своим гостеприимством, открытостью, незыблемостью традиций, уважением к старшему поколению.

585c7a91dbf4dcc256e9f506b2d58432.jpg

Инга Стасевич в гостях у одной казахской семьи

Специфика этнографической экспедиции — постоянное общение с людьми. Нам приходится брать интервью у мужчин, женщин самого различного возраста, имеющих разное образование, разные статусы, как в рамках своей семьи, так и в обществе в целом.

Часто заходя в дом, особенно в рабочее время, когда все мужчины заняты по службе или по хозяйству, первый кто выходит к тебе на встречу — женщины семьи. Это может быть старшая женщина, мать хозяина или его жена, а может и молодая келин — сноха, которая не прочь отвлечься от домашних хлопот и поговорить о своей жизни, о том, как попала в эту семью, как проходила свадьба, как складываются взаимоотношения с членами семьи.

ba800b0291e7f998183b2956363cc982.jpg

Я уже больше 10 лет занимаюсь изучением статуса женщины в казахском обществе. Казахские женщины удивительные! При том, что они часто имеют прекрасное образование, работают, они успевают посвящать себя семье, и в первую очередь воспитанию детей. Именно женщины традиционно остаются хранителями семейных традиций, ценностных ориентиров казахского этноса, гармонично сочетая в своем характере уважение к традиционным правилам поведения и стремление не отстать от современного течения жизни.

Какое место в семье и обществе отводили казахской женщине национальные традиции?

— Следуя национальным традициям, казахская женщина в первую очередь мать, ее основное предназначение родить детей, воспитать их, но кроме этого она должна поддерживать во всех добрых начинаниях своего мужа, сохранять мир и покой в семье. А что может быть более ценно, чем семья? Для казахского общества именно семья, род являются ценностями первого порядка, своего рода «микрокосмом», залогом стабильности и благополучия.

Вполне очевидно, что с возрастом социальная роль женщины менялась. Какие периоды жизни казахских женщин были наиболее значимыми? Какие обряды знаменовали собой переход из одной социально-возрастной группы в другую?

— Женщина в течение жизни исполняет несколько социальных ролей, причем иногда одновременно. Женщина — и мать, и жена, и сестра, и дочь... При достижении определенного возраста она переходит в следующую половозрастную группу, изменяются права и обязанности женщины по отношению к членам семьи, к окружающим ее людям, меняется и отношение окружающих к женщине.

4ede1e150da6cc35cba031bc53edb4ad.jpg

Трудно выделить наиболее значимые периоды в жизни женщины. Каждая ступень важна. Но если отталкиваться от представлений о роли женщины в казахской культуре, то наиболее важными моментами в жизни любой женщины можно назвать свадьбу и рождение ребенка.

По традиции девочку с детства готовили к замужеству, прививая ей нормы поведения достойной женщины, готовили приданое, которое до сих пор рассматривается как знак статуса семьи девушки. А рождение первенца всегда оценивалось как доказательство способности молодой невестки стать матерью многочисленного потомства. В традиции именно многочисленное потомство становилось гарантом выживания рода.

Каждый переход в следующую социально-возрастную группу отмечался особым обрядом. Эти обряды исследователи называют обрядами жизненного цикла. В этом названии очень емко отражена специфика традиционного подхода — каждая ступень в жизни человека должна быть освящена традициями предков, благопожеланиями старшего поколения.

Думаю, каждому из наших читателей известно, что казашки были умелыми наездницами и сражались на поле боя не хуже мужчин. Как же мужчинам удавалось покорить их сердца и добиться расположения?

— Да, действительно, с детских лет девочку учили держаться в седле, непринужденно общаться, быть сильной и ловкой. Девушка должна была уметь постоять за себя, проявив физическую выносливость в состязаниях и находчивость в музыкально-речевых поединках с юношами. Девочки наравне с мальчиками принимали участие в конных скачках бәйге, а в конных состязаниях қыз қуу — «догони девушку» они были основными участницами. Девушки охотились с ловчими птицами, уже в 14–15 лет укрощали и объезжали диких лошадей.

Устная история донесла до нас легендарные рассказы о знаменитых девушках-батырах, не боявшихся бросить вызов мужчинам. Женские состязания проводились не ради потехи зрителей, они были не менее серьезны, а подчас и более драматичны, чем мужские поединки.

Произведения устного народного творчества донесли до нас образы дев-воительниц — прекрасных наездниц, умелых в обращении с оружием, которые при необходимости могли защитить и себя и свою семью, вступить в бой с врагом и одержать победу. Жениться на такой девушке было не просто — жених должен был доказать свое право на невесту в состязаниях с соперниками — в скачках, стрельбе из лука, в борьбе. Нередко и сама невеста вступала в борьбу со своим женихом, и одолеть деву было по силам далеко не каждому мужчине. Зато победителя ждала награда — после замужества девы становились верными и преданными женами своих мужей, мудрыми советчицами и нежными матерями.

К сожалению, этнографическая действительность не знает дев-воительниц, подобных легендарным батыршам, но отголоски «амазонства» можно найти и в традиционном костюме, и в поведении казахских девушек и женщин.

Вы много раз бывали в Казахстане и имели возможность воочию увидеть быт и обычаи казахского народа. На Ваш взгляд, какой из обрядов наиболее полно отражает то высокое уважение, с которым относились к женщине в казахском обществе? Какие национальные черты казахских женщин Вы можете назвать?

— Вся казахская культура пропитана уважением к женщине как к матери, жене, сестре, дочери. Скорее правильней было бы задать вопрос, а существует ли в казахской культуре обычай унижающий достоинство женщины?

Для европейского человека обычай похищения девушек являлся квинтэссенцией бесправного положения казашек. Но так ли это с точки зрения казахских традиций?

Вопрос сложный и неоднозначный.

Девушки всегда с нетерпением ждут своей свадьбы. Как и у других народов у казахов существует вера в предопределенность судьбы человека. Считается, что брачный союз двух людей заранее предписывается судьбой, еще до момента их рождения. В народе говорят: «В жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и время смерти». Безбрачие всегда осуждалось, считалось карой Бога за грехи. Но каждая девушка знает, что после свадьбы ей предстоит покинуть дом родителей и уехать иногда за многие десятки километров в новую семью. Никто не может предсказать, как будут относиться к молодой родители и родственники мужа. Придется ли она им по сердцу? Не будет ли она проливать горькие слезы, вспоминая родной дом, заботу и любовь своих родителей?

a265711c6606ad99581f5c7ea51a2bb5.jpg

Поэтому тема судьбы очень часто звучит в словах женщин, особенно тех, брак которых был заключен через обычай умыкания невест — қыз алып қашу.

XX век дал казахским женщинам много декларируемых прав, которые закрепили за женщиной свободу выбора образа жизни, профессии, личных интересов, что, в свою очередь, способствовало повышению самооценки женщин, а, следовательно, и оценки своего места в обществе.

Однако до сих пор большое значение имеет соответствие поведения женщины традиционным нормам. Часто именно на этом основывается уважение к женщине, ее семейный статус.

101f3c358db20a2cc68b4c6d15e33990.jpg

Сами женщины в разговоре о национальном характере казашек отмечают такие качества женщин, как известная независимость, но при этом любовь к дому и семье, уважение старших родственников и мужа, преданность семье, умение воспитывать детей, прививая им любовь к родине и национальный казахский этикет. Эти качества формируют, с точки зрения женщин, нравственный облик настоящей казашки.


Инна Кузьменко

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?