Публикации

Казахстан - площадка религиозной толерантности

17 Декабря 2017
1092
0
Казахстан - площадка религиозной толерантности
КАЗАХСТАН – ПЛОЩАДКА МЕЖРЕЛИГИОЗНОГО ДИАЛОГА И ДУХОВНОГО СОГЛАСИЯ

В 1991 году когда Казахстан только обрел свою независимость вопрос благоприятного решения межэтнических и межконфессиональных проблем стал важной задачей для сохранения внутренней стабильности страны. В 1992 году действующий в то время Верховный Совет принял Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», давший гражданам свободу определять свое вероисповедание или вовсе не ассоциировать себя с какой-либо религией.

На тот момент в Казахстане проживали представители более ста национальностей. Поэтому для того, чтобы этнические группы республики, связанные общей судьбой и историей, оставались во взаимодружественных отношениях, а также с целью наведения порядка в сфере межэтнического отношения Глава государства Н.А. Назарбаев создал в 1995 году уникальный институт межэтнического взаимодействия и согласия – Ассамблею народа Казахстана.

Как известно, поликонфессиональность является одной из актуальных проблем, способная, в большистве случаев, стать первой и главной причиной межэтнических и межгосударственных конфликтов. Не секрет, что разные религиозные позиции формируют разные формы человеческого существования. Поскольку вера не просто призывает отдельного человека к внутреннему познанию Всевышнего, она, кроме того, является фактором, формирующим в процессе общественного взаимоотношения определенных мер поведения и принципов. На его основе в обществе существует плюрализм, а также по его причине возникают конфликты принципов. Поэтому человечеству, чтобы научиться жить не в ссоре, а согласии и единстве, крайне необходимо пропагандировать межрелигиозный диалог и веротерпимость.

В целом, религиозный фактор в современном мире используется во внешней политике многими крупными государствами. Республика Казахстан в этом плане не является исключением. Но позиция нашего государства отличается, прежде всего, тем, что она всегда стремилась быть открытой, интегрироваться в мировое сообщество. Геополитически выгодное расположение Казахстана на стыке интересов мировых держав, буферная роль в защите от религиозно-экстремистских сил в Юго-Восточной Азии, его стремление построить открытое демократическое государство и многие другие факты стали объективной причиной заинтересованности большинства стран мира в установлении тесных взаимосвязей с нашей республикой.

Сегодня Республика Казахстан прокладывает свой собственный путь, который находится, с одной стороны, на пересечении интересов мощных игроков мировой политики – двух сверхдержав, и с другой – между трех религиозных цивилизаций – мусульманством, христианством и буддизмом. Если два наших ближайших великих соседа имеют, в некоторым отношении, идущие вразрез друг другу национальные интересы, то распространенный в географическом пространстве круг интересов мировых религиозных цивилизаций как раз таки охватывает территорию нынешнего Казахстана.

В современном мире межнациональные и межконфессиональные проблемы имеют все более и более острый и глобальный характер. Естественно, что в этих условиях неизмеримо возросло значение Диалога различных культур, взаимоотношений религий и цивилизаций. В наш век диалог как связующее звено - это форма поиска истины, форма, рождающая наиболее оптимальные взаимосвязи и взаимопонимания между людьми, народами, культурами и религиями.

Дело в том, что главы созданного в прошлом веке экуменического движения пытались организовать площадку диалога религий для укрепления христианской веры в мире. Но этот малопродуманный проект не оправдал себя. В результате движения межрелигиозного диалога западных сил представители христианского толка, не говоря уж о других религиях, так и не смогли прийти к общему согласию. Однако сегодня съезды лидеров мировых и традиционных религий, начавшие работу в начале третьего тысячелетия в Астане, благодаря своему транспарентному принципу показали миру пример и отстояли жизнеспособность своей платформы.

Религиозные съезды, объединившие религиозных лидеров всего мира, бесспорно, играют важную роль в развитии всесторонних культурно-гуманитарных отношений Казахстана. Важной особенностью этих съездов является то, что в их работе, помимо представителей всех крупных конфессий мира, участвуют выдающиеся политики, главы государств и авторитетные международные организации. Это обстоятельство дает возможность для укрепления глобальной безопасности и влияет на сближение культур и цивилизаций. А то, что Казахстан стоит во главе этого процесса, является бесспорным достижением многовекторной внешней политики страны.

Функционирование форумов в настоящее время в качестве диалоговой площадки практически показывает значение формирования благоприятной внешней среды для продвижения идеи толерантности и согласия на международной арене. Это миротворческая инициатива, не вызывающая никакого сомнения в необходимости. Люди всего мира понимают значение форума мировых и традиционных религий с высоким духовным смыслом. Это важнейший элемент диалога цивилизаций, как позитивного уравнивающего фактора развития культур и религий народов мира.

Казахстан благодаря иницативе Главы государства Н.Назарбаева стал своеобразным «золотым мостом» мирных взаимоотношений мировых и традиционных религий. Первый съезд руководителей-представителей мировых и традиционных религий, состоявшийся в 2003 году в Астане, заложил основу будущего масшабного диалога представителей разных культур и мировоззрений ради мирного решения глобальных проблем. Делегаты разных вероисповеданий, предложив регулярно проводить межрелигиозные саммиты, приняли решение о создании рабочего органа Съезда – его Секретиариата. Съезд положил начало преодоления религиозных разногласий и неприязни в мировом масштабе. Он обратил внимание на диалог и прогресс, взаимоуважение и взаимопонимание между религиями, культурами и цивилизациями.

Спустя 3 года, прошедший в специально построенном для проведения такого рода мирового масштаба встреч Дворце мира и согласия в Астане, очередной съезд лидеров мировых и традиционных религий поднял проблему взаимосвязи религии и общества, а также международной безопасности. В работе Форума участвовали 43 делегации со всех уголков мира, в результате которого был принят важный документ – Декларация «Принципы межрелигиозного диалога». Также, в завершение саммита было предложено открыть Международный центр культур и религий. Третий Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел в 2009 году в рамках темы «Роль религиозных лидеров в построении мира, основанного на толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве». На этот раз платформа съезда расширилась и в нем приняли участие делегации из 77 стран мира, что само собой является показателем повышенного внимания к Казахстану со стороны мирового сообщества. Во время проведения съезда было озвучено предложение о заключении взаимосоглашений с другими международными организациями. Так, Президент Казахстана Н.А. Назарбаев предложил создать Совет духовных лидеров. Планы дальнейшего развития диалога культур и цивилизаций получили отражение в ІV Съезде лидеров мировых и традиционных религий в 2012 году. На съезде была выдвинута идея создания модели мировых взаимоотношений G-Clobal - «Великий мир», которая может способствовать налаживанию межконфессионального диалога. Ее основополагающими принципами являются: справедливость, равенство и консенсус, глобальная транспарентность, конструктивная многополярность, глобальная толерантность и доверие.

В целом, сегодня в Казахстане создана и существует уникальная модель межнационального и межконфессионального согласия. Наша страна – одна из немногих республик на постсоветском пространстве, которая сумела сохранить мир и согласие между конфессиями в республике.

Политика Казахстана в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений имеет огромное значение, ведь это влияет на стабильность внутри страны, экономическую и политическую сферу. За 25 лет независимости нам удалось сохранить равноправие граждан в культурно-языковом пространстве, построить многонациональное государство без дискриминации по расовому, языковому и религиозному признаку. Одно из главных направлений в политике нашего президента – это опора на религиозные и национальные традиции казахского народа. А заключаются они в терпимости, толерантности и готовности принимать культурные традиции соседних народов. Это и есть фундамент, на котором строятся межнациональный мир в нашей стране и благополучие народа.

Хотя Казахстан и считается светским государством, ему необходимо, в условиях высокой роли и сильного влияния религии на международные отношения, учитывать религиозный фактор. По мере сотрудничества с мусульманским миром верующая часть населения республики получила возможность духовного диалога, а народ Казахстана, несмотря на принадлежность его некоторых представителей к другим религиозным конфессиям, - выгоду от внешних связей с исламскими государствами.

В Казахстане создана собственная модель светского государственного строя, отличающаяся активной государственной политикой в сфере государственно-конфессиональных отношений, направленная на формирование уникального межрелигиозного согласия. Эту практику мирного сосуществования представителей разных этносов и конфессий в едином государстве наша республика показывает перед мировым сообществом в виде проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий. Государственная политика в сфере религии в своей истории пережила немало изменений, начавшихся от отрицания религии и борьбы с ней в прошлом до заключения с крупными конфессиями соглашений о сотрудничестве сегодня. Во-первых, это - сотрудничество государства и религиозных объединений в вопросах развития духовной жизни общества в качестве институтов гражданского общества. (Оно получило отражение в Концепции развития гражданского общества). Однако, поскольку изначально у государства и религиозных объединений были разные уровни, сотрудничество отразилось лишь в социально-духовной сфере. Потому что государство вместе с той или иной общиной верующих охватывает и всех граждан, живущих в нем; изданные государством законы едины для всех; тогда как правила, установленные со стороны религиозных объединений, обязательны лишь для своих членов и только по их разрешению. Религиозные объединения участвуют в культурно-социальных мероприятиях, направленных на укрепление гражданского спокойствия и духовного согласия. Главы и руководители крупных религиозных центров и объединений входят в состав республиканских и малых Ассамблей народов Казахстана. Также, при Правительстве РК в качестве совещательно-консультативных органов развиваются советы по связям с религиозными объединениями, советы региональных руководителей, а также механизмы интеграционного сотрудничества в форме комиссий и рабочих групп, участвующих в разработке программ государственного, отраслевого (секторного) и регионального развития.

Во-вторых, активизирован процесс возрождения духовных традиций, создаются новые духовно-просветительские центры.

В-третьих, систематически проводятся гражданские форумы, ставшие общенациональной эффективной диалоговой площадкой для решения проблем государственно-конфессионального взаимодействия, определения особенностей этого взаимодействия и сотрудничества.

Главной характеристикой государственно-конфессиональных отношений является отсутствие в Казахстане какой-либо официальной или обязательной религии. Это означает, что наша страна признает и обеспечивает свободу совести и вероисповедания, а граждане вправе самостоятельно и без принуждения определять свое вероисповедание либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией. Государство не вмешивается в дела религии, как и государственным служащим не позволительно вступать в любого рода религиозные организации, партии, и лоббировать какие-либо религиозные идеи, интересы в обществе. Однако, вера – это личный выбор каждого человека. Каждому гражданину РК предоставлена свобода выбора. Каждому гарантированы свобода совести и выбор вероисповедания. Но в то же время необходимо уметь ставить четкую грань между желанием служить Творцу и долгом перед Отечеством. Долг каждого казахстанца – свято соблюдать Конституцию и правильно выполнять требования законов РК.

На сегодня в Казахстане созданы все условия для свободы вероисповедания. Государство защищает интересы и права всех граждан страны, независимо от религиозных или иных социально-культурных различий. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право придерживаться своей веры. В то же время, помимо прав, и вне зависимости от религии, каждый гражданин имеет обязанности, в числе которых самым главным является соблюдение Конституции и законов Республики Казахстан.

Вера – неотъемлемая часть жизни каждого человека, его духовная составляющая, можно сказать, душа общества. Через религию человек ощущает себя во вселенной, определяет свое место в окружающей среде и узнает свое предназначение. Религия составляет часть миропонимания человека. Поэтому одной из проблем, волнующих казахстанское общество сегодня является состояние религиозной ситуации в стране. Безусловно, подавляющее большинство казахов ощущает себя мусульманами, точнее последователями суннизма школы Абу Ханифа. Этот путь веры, которого придерживались казахи испокон веков, основывается на уважении национальных традиций, семейных ценностей, почитании старших. Поэтому и нынешнее поколение должно уважать традиции предков, оказывая почет самой миролюбивой религии в мире – ислам, неоднократно отмечал Глава государства в своих выступлениях. Однако, как указано в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Казахстан также признает роль православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана. Данное положение подчеркивает культурную значимость этих конфессий для страны и не нарушает равноправия религиозных объединений, поскольку закон не дает им каких-либо юридических или финансовых преимуществ. Государство в равной мере толерантно относится как к исламу и православию, так и к другим конфессиям. И этот факт Президент постоянно подчеркивает, когда говорит о сохранении национального единства и межнационального согласия.

Религия – это очень тонкая тема, чуткая ко всем колебаниям, особенно, в поликонфессиональном обществе. Поэтому, создавая форум Диалога религий, культур и цивилизаций, наша страна стремилась сплотить лидеров мировых и традиционных религий, заставить их прочувствовать укоренившиеся и распространяющиеся глобальные проблемы и направить их потенциал, общее усилие на их решение. К великому счастью, постепенно религиозные лидеры пришли к взаимопониманию, начали предлагать свои идеи касательно решения актуальных проблем. Действительно, впервые в истории религиозные деятели, на протяжении многих веков не признававшие друг друга, сомневавшиеся в правильности их веры, наконец-то сели за общий стол, чтобы провести переговоры на равном уровне. И конечно же, это, во многом, стало возможным благодаря роли Казахстана и миротворческой деятельности его Президента.

 

Куат САМАНБЕКОВ,

научный сотрудник Института истории государства

Литература:

 

1. Есбосын Смагулов. Светское государство и религия: сотрудничество во имя прогресса // Институт современных исследований ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2014 http://www.ims.enu.kz.

2. Татьяна Куан. Все дороги ведут к миру // Экспресс-К. – 17 ноября 2017 http://www.express-k.kz/news/?ELEMENT_ID=88244

3. Балғабек Мырзаев. Дін саласындағы мемлекеттік саясаттың принциптері // «Е-Islam.kz» ақпараттық-ағартушылық интернет порталы http://e-islam.kz/

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?