Публикации

Торе – династия Чингизидов Казахского ханства

25 Октября 2017
9794
0
Торе – династия Чингизидов Казахского ханства
Недавно в своей речи покидающий свой пост глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев затронул историю Казахстана, с укоризной отметив, что казахами свыше 500 лет управляли Чингизиды

В ряде последующих выступлений, Атамбаев также позволил себе ряд высказываний в отношении Чингизидов в негативном тоне. Но имеет ли основания критика Чингизидов – неотрывной части истории Казахстана? На этот вопрос смело можно ответить нет, поскольку Чингизиды – торе являются атрибутом государственной власти Казахского ханства, символом средневековой казахской государственности.

В эпоху средних веков в условиях феодализма управление странами монархическими династиями было естественным и распространенным делом.

Европейские государства могут по праву гордиться своими династиями Валуа, Бурбонов, Габсбургов, Турция – Османами, Крым – Гиреями, Китай - династиями Тан, Цзинь, Мин, Цин и другими, среди которых есть и чингизидская династия Юань. А в средневековом Казахстане государственная власть была сконцентрирована вокруг династии Чингизидов – Торе. Это – исторический факт, в котором нет ничего плохого. Более того, происхождение этой династии от Чингисхана может вызывать лишь гордость. Сама фигура Чингисхана, при всей ее противоречивости, требует отдельного рассмотрения, которое следует оставить специалистам-исследователям. При всестороннем исследовании Чингисхан, как историческая личность, может быть оценен как с негативной, так и с позитивной точек зрения. Но масштаб Чингисхана как великого персонажа истории не может быть преувеличен. В истории объединитель кочевых племен недаром остался как «Потрясатель Вселенной» и создатель величайшей империи. А журнал «Тайм» неспроста назвал его человеком тысячелетия. В историю Великой Степи его имя вписано золотыми буквами наряду с Моде шаньюем, Аттилой, Бильге-каганом и Кюльтегином. Справедливые уложения хана – Ясса, основанная на обычном праве кочевников, стала основой для последующих юридических документов Казахского ханства, таких как «Светлый путь Касым-хана» и «Древний путь Есим-хана», а также Конституции Казахского ханства «Жеты жаргы» Тауке-хана (которая имела силу основного закона не только среди казахов, но и применялась как источник права кыргызскими биями).

Во второй половине XIII века внук Чингисхана – Хубилай основал династию Юань в Китае. В современном Китае Хубилай рассматривается как один из величайших императоров в истории Китая, а роль династии Юань в истории китайской государственности оценивается весьма высоко.

Большую роль сыграли и Чингизиды-Ильханы, потомки Хулагу в истории государственности Ирана. Большую роль сыграли Чингизиды Улуса Джучи и в истории России. Политические традиции российской государственности исходят из Древнерусского государства (Киевской Руси), православной Византии и степной Орды. При всей спорности термина «Золотая орда», вопрос правильности использования которого, также требует особого рассмотрения (оставим этот диспут профессиональным исследователям истории), это словосочетание широко распространилось в мире и запечатлено на страницах российской истории. Как отмечал культуролог П.Н. Савицкий: «В лоне Монгольской державы сложилась новая Русь. Едва ли не этим определилась и определяется вся дальнейшая судьба человечества».

Улус Джучи занимает важное место в истории татар, ногайцев, крымских татар, казахов, башкортов, узбеков, а улус Чагатая – в истории Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, истории уйгурского народа. Сам правитель кыргызов начала XIII века Арыс Инал признал власть Чингисхана, преподнеся ему в дар белого сокола. В последующем кыргызы жили также под управлением Чингизидов-Чагатаидов в Могулистане, обозначаясь как «горные львы Могулистана». Что касается наследия Улуса Джучи, на его обломках возникли Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское ханства, которые, просуществовав несколько столетий, впоследствии были завоеваны Россией. Династии Шейбанидов и Аштарханидов, также восходящие корнями к Орде, установив свою власть в Мавераннахре (Узбекистан) в конце концов сменились такими нечингизидскими династиями как Минги в Коканде, Кунграты в Хиве, Мангыты в Бухаре. В Монголии, захваченной маньчжурами потомки Чингизидов (как например Сэцэн-ханы) управляли только уделами – аймаками, как наместники, не обладая полнотой государственности власти. Получается, что наиболее дольше всего Чингизиды находились во главе государства в Казахстане в качестве династии Торе, начиная с основателей Казахского ханства Жанибека и Керея и заканчивая ханом Кенесары, погибшем в кыргызском плену.   

Принципы государства основывались на кочевой, военной демократии –  таким образом, военный совет одновременно выполнял роль всенародного государственного съезда представителей родов и племен, курултая. Хан выполнял одновременно и роль главнокомандующего. Причем хану не всегда наследовал сын – наследником мог стать и брат, и представитель совершенно иной ветви Чингизидов. По сути любой Чингизид мог претендовать на трон хана. Претендент на престол определялся курултаем по заслугам и качествам, большую роль при этом играли мудрость и красноречие. Это говорит об отсутствии официальных, строгих правил престолонаследия. Рамки деятельности ханской власти были достаточно узкими и сферы вмешательства были довольно ограниченными. Не оправдавший доверия народа хан лишался общественной поддержки, при этом существовала процедура низложения хана. Имущество такого хана-изгоя подвергалось ритуальному разграблению – хан талау. Покинутый народом, откочевавшим от него, хан оказывался изгнанником без трона.

При Есим-хане произошло еще большее ослабление роли хана в политической системе. Ключевым пунктом реформы времен Есим-хана стало ограничение политических прав сословия Чингизидов и расширения полномочий биев и старйшин. Недаром член Императорской академии наук Иоанн Сиверс, побывавший в Казахстане в конце XVIII века, отметил, что «казахи того времени относились к свободнейшей на планете нации, и по естеству своему, в основе своей, добропорядочные люди, в ходу у них много здравых и разумных общественных законов». Как считает культуролог Бердалы Оспан, надо признать, что в этом есть большая услуга Чингизидов, которые веками развивали казахский национальный менеджмент, чьих потомков в Казахстане и поныне именуют торе. «Кайсацкие султаны хотя и имели первоначальные юридические права владетелей, но были всегда ограничены советом старейшин, представителей народа», - пишет Шокан Уалиханов.

В кыргызском обществе институт Чингизидов отсутствовал и власть была сконцентрирована в руках родоправителей – манапов, выходцев из одного рода с поддаными. Однако власть манапов была по сути неограниченой и представляла собой форму тирании. «Реальные формы кыргызской патриархальности разрушали мнимое представление о равенстве в кыргызском обществе и демократизме манапов. То, что казалось издали патриархальным равенством, на деле обернулось рабством. Манапы пользовались неограниченной деспотической властью над простым народом, над кара-бухара – вплоть до права продавать и убивать – тогда как у казахов султанам все же приходилось считаться с советом старейшин, с представителями черной кости», - пишется в книге И.Тишковой о Шокане Уалиханове. «Первые манапы (сильный, недоступный деспот) появились впервые у сарыбагышей: бий сарыбагышей по имени Манап был первый тиран. Манапство понравилось биям других родов и теперь манап есть нарицательное имя родоначальника каждого поколения орды. Неограниченная, почти деспотическая власть манапов есть уже последующее введение и в некотором смысле злоупотребление властью отца семейства, бия, как назывались манапы прежде... Манапы в кыргызском обществе обладали властью и были деспотами по отношению к своему народу – букара».

О деспотизме манапов пишет в главе «Несколько слов об общественно-экономическом укладе киргиз в доколонизационный период» в своей брошюре, посвященной событиям 1916 года, руководитель советского Кыргызстана Жусуп Абдрахманов: «Будучи в плену пережитков родовых отношений, зависимые в материальном отношении от своих сородичей – баев и манапов, трудящиеся массы киргизского населения по существу были рабами своих родовых вождей, беззастенчиво ими эксплуатируемы. Власть многочисленных и экономически мощных родов, вернее власть манапов этих родов, была настолько сильна, что они могли по своему усмотрению распоряжаться жизнью и имуществом трудящихся масс как своего рода, так и других родов. Чтобы проиллюстрировать о силе власти манапов приведу только четыре факта:

1. Знаменитый манап Ормон-хан во время одной кочевки потерял «коген» (петлистая веревка для привязки овец). Когда один из его же сородичей нашел этот «коген» и привез Ормону, то последний предъявил ему обвинение в воровстве и оштрафовал его так, что нашедший «когена» должен был заплатить и заплатил штраф – двух девочек (вместо двух колов, вбиваемых в землю, чтобы привязать концы «когена») и по барану на каждую петлю, то есть около 300 баранов.

2. Сын Ормона - Уметалы однажды, сидя недалеко от своей юрты, взял ружье и выстрелил в группу женщин, сидящих около его юрты, приговаривая: «пусть погибает грешная», и убил свою любимую жену. Конечно, за это убийство он ни перед кем не ответил. Тот же Уметалы, говорят, чтобы проверить остроту своей сабли, рубил людей и заставил одного киргиза убить своего сына только потому, что этот киргиз имел несчастье дать своему сыну имя Уметалы...

Я мог бы удлинить перечень таких фактов, но приведенных, по-моему, достаточно, чтобы иметь представление о силе манапов и бесправии трудящихся масс и слабых родов».

В таких условиях каждый род управлялся манапами самостоятельно, однако перед лицом угрозы внешнего врага кыргызский народ объединялся вокруг избранного на курултае хана, который в первую очередь рассматривался как верховный главнокомандующий войсками. Так, в разные годы рода, крылья объединялись вокруг Тагай-бия, того же Манап-бия, Маматкул-бия, Кутлуг-Саида и других. Зачастую кыргызские войска вступали в союз с казахскими и тогда казахские ханы-чингизиды признавались как предводители объединенного войска казахов и кыргызов. Так, например, кыргызы признавали Тахир-хана. Кыргызстанский историк Дж. Осмонов пишет о совместной борьбе казахско-кыргызских войск под предводительством казахского чингизида Хакназар-хана. Пишет историк и о военно-политическом объединении казахов и кыргызов под эгидой хана Тауекеля. Известно и совместное участие казахов и кыргызов под началом Есим-хана в, так называемом, «Катаганском побоище», убийстве узурпатора Турсын-хана и взятии Ташкента в 1628 году, когда кыргызы Кокум-бий, Тонтор баатыр были бок о бок с казахскими батырами Олжашы, Шакшаком, Али. Но, как справедливо отметил казахстанский историк З. Кабульдинов, у кыргызов не было устоявшейся традиции подчинения чингизидам, поэтому, если вокруг фигур таких ханов как Хакназар, Есим или Тауке казахи и кыргызы смогли сплотиться, то власть таких казахских ханов как Абылай-хана или Кенесары кыргызские манапы не признали.

Одним из позитивных моментов объединения вокруг Чингизидов была их беспристрастность. Не принадлежа к определенному роду или жузу, а лишь опираясь на них, ханы из Чингизидов одинаково смотрели на всех своих подданных. Тогда как, например, манап Ормон, объединивший кыргызские рода вокруг себя и избранный на курултае всекыргызским ханом, в определенный момент междоусобиц оказался вовлечен в межродовую войну и вынужден был принять сторону собственного рода, что в конечном итоге привело его к гибели от рук соплеменников из враждующего рода и распаду созданного им объединения.

А лидер национального движения Алаш-Орда Алихан Бокейханов? Он ведь тоже являлся потомком Чингисхана. И за ним и его идеей шли не только казахские соратники – Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Жакып Акпаев, Халел Досмухамедов, но и кыргызские сподвижники такие как Ишенаалы Арабаев, Касым Тыныстанов, Абдыкерим Сыдыков, Белек Солтоноев.

Целью данной статьи не является стравить или сравнить казахов и кыргызов, принизить какую-то сторону. История енисейских кыргызов и явления, названного Бартольдом «великодержавием» требует отдельного исследования, как и история совместной борьбы казахов и кыргызов с джунагарами или совместное участие в восстании 1916 года. Тот же Ормон-хан создал, по словам Абрамзона, военную организацию, весьма искусно приспособленную к частым оборонам и нападениям, собственное уложение, аппарат судей, дипломатический корпус. Но статья показывает, что династия Чингизидов – Торе является основой средневекового казахского государственного устройства, демонстрирует большую демократичность Чингизидов по сравнению с безграничной властью манапов, несмотря на отсутствие у кыргызов разделения на аристократов и простолюдинов и доказывает недопустимость использования истории для политических заявлений в делах межгосударственных отношений между братскими соседскими странами.

 

Аскар ДАИРБЕК

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?