Publications

Slave-trade of the Kazakhs in Siberia

29 October 2016
13635
0
Slave-trade of the Kazakhs in Siberia
With the help of slave-trade were solved problems with the expansion of the Cossacks and lack of female population

Development of Siberia by the Russian Empire was followed by the construction of military settlements. For example, the population of the Omsk fortress in 1725 consisted of only 992 men. The number of women and children under the military and exiled population in settlements was insignificant. Convicted women were sent there "for marriage", but they were few.

By the decree of Anne Empress of Russia in 1737 was legalized slavery in Siberia and a price of the Kazakh was 10 rubles and the Kazakh women - one gelding and 6 rubles. As we can see, women were valued more expensive due to their shortage on the line.

In 1745 the Cossack detachments made regular raids against Kazakh steppe nomads. The documents report that a centurion Dorokhov with 150 Cossacks from Cherlakovsk outpost attacked auls of Sultan Abylai, took away 790 horses, 92 camels, captured 42 prisoners (including women), who were distributed on the line.

Since 1763 raids of the Don and Ural Cossacks were canceled, the government proposed to fill the number of serfdom Cossacks with enrollment in its constitution "rank different people".

In 1770 they were placed on the line and enlisted into the Cossacks.

In 70-80 years to the Cossacks were enrolled "vile criminals", 150 exiled Cossacks who participated in the movement against the Polish nobility, the captive Polish Confederates, the bashkirs, the meshcheryaks, converted to Christianity.

The Cossacks replenished slaves, many kalmyks, dzhungars sold themselves with their children for clothes and food. Children whom the Cossack officers bought "for service" upon reaching the age of majority enlisted in the Cossack class. One of the human trafficking market was Elizabethan defense in Omsk. One of the nomad goods were taken by them in the raids prisoners. Human trafficking lasted until the middle of the XIX century. Slave market was on Zatonsk island, which in the XIX century was called the island of captives.

To ensure the natural growth of the Cossack population by establishment in 1759 on the lines were settled exiled women at the age of 19-40.

In 1777, in Petropavlovsk fortress were bought 69 slaves totaling 7157 rubles 75 kopecks, among them 67 kalmyks, 1 "Saxon" and 1 Persian. Kalmyks were sold an average of 100-105 rubles, the Persian went for 120 rubles, and "Saxon" for 150 rubles.

In 1779, 21 slaves were sold among them 8 Kalmyks at the cost of 65 to 160 rubles per person and 4 Kalmyk women from 65 to 115 rubles, 2 Karakalpaks - one for 101 rubles 75 kopecks, and the other for 115 rubles, 2 Karakalpak women for 119 rubles 45 kopecks and 140 rubles, 1 bukhar woman for 21 rubles and bukhar man for 106 rubles 25 kopecks. The price depended on the age, the slave knowledge of skill. Women were usually sold cheaper than men.

On the proposal of the Tobolsk and Tomsk governor general Kaptsevich about the lack of women in Western Siberia as generally between the residents, and in particular between exiled there criminals the emperor asked the Cabinet of Ministers what measures could be taken?

But it is impossible to force females to go there, because in Siberia are send people for crimes or by court order.

Governor-general should take women from neighboring nomadic peoples by the purchase or the barter:

Orenburg military governor was tasked to buy women on Orenburg line and send them to Kaptsevich.

Orenburg military governor reported that the purchase of women and female children would not achieve the goal, since the Ordas reduced selling of their children and almost stopped.

In Orenburg province, many residents had in service the Kirghiz women and female children, traded or bought in the early years, who upon reaching the age of 25 years would gain freedom and remain without shelter and without the supervision of their behavior, and to their former owners issue from treasury 150 rubles. So they could be sent to Siberia at the disposal of the governor-general Kaptsevich.

Decree as 23 May 1808 ordered: the Kirghiz children of both genders upon reaching the age of 25 years should be free.

Decree in 1825 allowed to buy or exchange women from neighboring nomadic peoples. The cases of brides “abduction” by the Kazakhs from auls were not rare.

In 1826 exiled women were allowed to marry indigenous Siberian people, but without the right to go with their husbands to the Russian provinces.

On the line were sent "liable to death penalty women for marriage", "20 people from Tobolsk women and girls for marriage".

On the line was a sale of slaves. On the New and Irtysh lines sold annually 70-150 people, mostly prisoners. Sale into slavery of their relatives were rare. Here is what the director of Orenburg customs Velichko wrote: "the Kirghizs, even suffocating sense of nature, dared to rescue from starvation by selling their own children under the name of Asian prisoners".

Slaves became officers’ household servants, workers of merchants. The slave trade was prohibited by the Charter in 1822.

Since that time, it was allowed to buy only female children. This solution was motivated by the lack of women in Siberia. Girls when fully grown, were married and then delivered from servitude.

 

By Arman SULEIMENOV

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111).

Use of materials for publication, commercial use, or distribution requires written or oral permission from the Board of Editors or the author. Hyperlink to National Digital History portal is necessary. All rights reserved by the Law RK “On author’s rights and related rights”. To request authorization email to kaz.ehistory@gmail.com or call to (7172) 79 82 06 (ext.111)

Comments

To leave comment you must enter or register
MOST READ
Quiz

What do you think, is the mausoleum of Alasha Khan in Ulytau the burial place of Genghis Khan?

Публикации

Работорговля казахами в Сибири

01 Ноября 2016
13597
0
Работорговля казахами в Сибири
С помощью работорговли решали проблему с расширением казачества и решали проблему нехватки женского населения

Освоение Сибири Российской империей сопровождалось строительством военных поселений. К примеру, население Омской крепости в 1725 году состояло всего из 992 мужчин. Количество женщин и детей при военном и ссыльном населении слобод было незначительно. Сюда присылали осужденных женщин «для замужества», но их было мало.

Указом императрицы Анны Иоанновны от 1737 года было узаконено рабство в Сибири и цена казаха равнялась 10 рублям, а казашки - одному мерину и 6 рублям. Как видно, женщины ценились дороже ввиду их нехватки на линии.

В 1745 году казачьи отряды совершали регулярные рейды в степь против казахских кочевий. Документы сообщают, что сотник Дорохов с 150 казаками из Черлаковского форпоста напал на аулы султана Абылая, отбил 790 лошадей, 92 верблюда, захватил 42 пленных (в том числе и женщин), которых раздал на линии.

С 1763 года командировки донских и уральских казаков были отменены, правительство предложило пополнить численность крепостного казачества зачислением в его состав "разного чина людей".

В 1770 г. на линии были размещены и зачислены в казаки.

В 70-80 гг. в казачество были зачислены "маловажные преступники”, 150 ссыльных запорожцев, участвовавших в движении против польской шляхты, пленные польские конфедераты, башкиры-мещеряки, принявшие христианство.

Казачество пополнялось рабами, многие калмыки, джунгары продавались сами вместе с детьми за одежду и пищу. Дети, купленные казачьими офицерами "для услужения", по достижении совершеннолетия зачислялись в казачье сословие. Одним из рынков торговли людьми была Елизаветинская защита в Омске. Одним из товаров кочевников были добытые ими в набегах военнопленные. Торговля людьми продержалась до середины XIX века. Невольничий рынок был на Затонском острове, еще в XIX веке называвшемся островом Пленников.

Для обеспечения естественного прироста казачьего населения установлением 1759 г. на линиях поселялись ссыльные женщины 19-40-летнего возраста.

В 1777 году в Петропавловской крепости было куплено невольников 69 человек на общую сумму 7157 руб. 75 коп., из них 67 калмыков, 1 «саксонец» и 1 персиянин. Калмыки продавались в среднем по 100-105 рублей, персиянин пошел за 120 рублей, а «саксонец» за 150 рублей.

В 1779 году были проданы 21 невольник из них 8 калмыков ценою от 65 до 160 руб. за человека и 4 калмычки от 65 до 115 рублей, 2 каракалпака – один за 101 руб. 75 коп., другой за 115 рублей, 2 каракалпачки, за 119 руб. 45 коп. и 140 рублей, 1 бухарка за 21 руб. и бухарец за 106 руб. 25 коп. Цена зависела от возраста, от знания невольником мастерства. Женщины обычно продавались дешевле мужчин.

По представлению Тобольского и Томского генерал-губернатора Капцевича о недостатке в Западной Сибири женщин как вообще между жителями, так и в особенности между сосланными туда преступниками император испросил у Кабинета Министров какие могут быть приняты меры?

Но невозможно лиц женского пола заставить туда ехать, так как в Сибирь удаляют людей за преступления или по приговору суда.

Генерал-губернатору надо применять женщин от сопредельно кочующих народов покупкою или выменом:

Поручить Оренбургскому военному губернатору, чтобы по Оренбургской линии приобретать женщин и отправлять их Капцевичу.

Оренбургский военный губернатор доложил, что приобретение женщин и детей женского пола не позволит достичь цели, так как ордынцы уменьшили продажу своих детей и почти прекратили.

При этом в Оренбургской губернии у многих жителей находятся в услугах киргизки и дети женского пола, выменянные или купленные в давние годы, которые по достижению 25 лет получат свободу и остаются без приюта и без надзора за их поведением, а их бывшим владельцам выдать из казны по 150 рублей. Так их можно отправлять в Сибирь в распоряжение генерал-губернатора Капцевича.

Указом от 23 мая 1808 года повелено: дети киргизов обоего пола по достижении25 лет должны быть свободны.

Указ 1825 г. разрешал покупку или выменивание женщин у сопредельных кочующих народов. Нередки были случаи ’’умыкания” невест казаками из казахских аулов.

1826 г. ссыльным женщинам разрешено вступать в брак с коренными сибирскими жителями, но без права уезжать с мужьями во внутренние губернии России.

На линию направляли «подлежащих смертной казни женщин колодниц для выхода замуж», «20 человек из Тобольска женок и девок для замужества».

На линии имело место продажи невольников. На Новой и Иртышской линиях ежегодно продавалось 70-150 человек, в основном пленные. Продажа в рабство своих родных было редким явлением. Вот что пишет директор Оренбургской таможни Величко «киргизцы, удушая даже чувство природы, решаются для спасения от голодной смерти продавая собственных своих детей под именем азиатских пленников».

Невольники становились домашними слугами офицерства, работными людьми купечества. Работорговля была запрещена Уставом от 1822 года.

С этого времени разрешалось покупать только детей женского пола. Это разрешение мотивировалось недостатком женщин в Сибири. Девочки по достижению зрелости, выдавались замуж и выходили, после чего, из рабского состояния.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111) 
 

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Какая из задач, поставленных Президентом Казахстана на ХХV сессии АНК, является наиболее важной для укрепления национального единства и согласия: