Публикации

Памяти Григория Потанина

04 Октября 2016
1555
0
Памяти Григория Потанина
Казахи называли Г.Н. Потанина «печальником казахов». Ведь Потанин давно и постоянно проявлял интерес к казахам, был знаком с их бытом, нравом и всячески способствовал сохранению самобытной культуры

Сегодня, 181 год назад родился Григорий Николаевич Потанин – великий ученый, публицист, этнограф-путешественник в станице Ямышево Павлодарского уезда ныне Восточно-Казахстанской области.

Языком повседневного общения многих жителей Ямышево, казаков или чебаков (каз. «шабак»), до поднятия Целины, был казахский язык. Ямышево называли на казахском Тузкалой (рус. «Соленый город»), а если на русском, то Ямыш, с ударением на «Я». В их разговоре можно было услышать; А ЩЁ, А ПОЩЕМУ, негодуя на что-нибудь, ИЯ АЛЛА или АЛЛАЙ, АЛЛАЙ, удивляясь, ОЙ-БАЙ, разочаровавшись в чем-нибудь, МЯ САГАН говорили. А казахи говорили; ТЬФУ ЯЗВИЮ, УОТЬ ТЕ НА. Более того, в семье Потаниных в числе реликвий хранилось письмо Абылай хана к Илье Потанину. В памяти старшего поколения сохранилось большое количество фактов, связанных с казахской степью, с ее выдающимися лидерами, с гостеприимством казахского народа. Поэтому неудивительно то, что сын казачьего офицера Николая Ильича Потанина так тянулся к глубокому изучению казахским языком, можно сказать, что он у него был в крови.

С 1846 г. - начала учебы в Омском войсковом училище, позднее реорганизованном в кадетский корпус, он в совершенстве овладевает казахским языком, чему также способствовала его дружба с Чоканом Валихановым.

О языковых перипетиях Чокана и Григория писал академик В. Обручев в книге «Григорий Николаевич Потанин»: «...Обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников... Совершенно не зная русского языка, он чувствовал себя первое время одиноким. То же самое испытывал и сын казачьего хорунжего Николая Потанина - Григорий. Увлечение книгами и рисованием сближает мальчиков, делает их друзьями».

В 1863 году он уже был в составе комиссии, обозначившей границу между Россией и Китаем; изучив казахскую письменность, провел сравнительный анализ казахской литературы с литературой алтайских тюрков; тем самым, он внес огромный вклад в историю развития Казахстана и Центрально-Азиатского региона.

И после ранней смерти его близкого друга, соратника Чокана Валиханова, с которым его связывало многое – год рождения, учеба, мировоззрение, происхождение, тяга к знаниям и любовь к родине он продолжил ставшее уже общим ИХ дело жизни. У них были грандиозные планы касательно совместных трудов и путешествий, и, в целом, служению на благо родины. Чокан намеревался заниматься филологией восточных племен, Григорий - собирать коллекцию для Петербургского ботанического сада и для зоологического музея Академии наук. Так, в добавление к своим начинаниям в области науки и путешествий, под его руководством был издан сборник работ Чокана.

Во многом, именно Валиханов оказал влияние на Потанина в его исследовательских изысканиях и заразил его страстью к путешествиям.


На сегодняшний день, Потанин известен научному миру своими путешествиями по Центральной Азии и заметками, трудами, фиксирующими результаты своего исследования.

Кроме географических описаний и путевых заметок, он оставил огромное духовное наследие в виде сотни образцов легенд, преданий, сказок и других видов устного творчества тюрко-монгольских народов. Его труды насчитывают более 600 трудов, многие из которых представляют собой объемные произведения. По подсчетам Н.С. Смирновой наследие Г.Н. Потанина только о казахском народе и применительно к Казахстану составляет примерно 750 печатных листа, т.е. 1,5 тыс. страниц бумаги. Г.Н. Потанин оставил после себя ценные сведения по истории, этнографии и фольклористике казахского народа.


Активную позицию Григорий Николаевич занимал и в общественно-политической жизни. Например, летом 1917 года он участвовал в Первом Всекиргизском съезде в Оренбурге в качестве делегата от Семипалатинской области и, как следствие, был избран делегатом на Всероссийское учредительное собрание. Именно этот съезд явился точкой отсчета функционирования казахской антибольшевистской политической партии «Алаш».

Через год в научных кругах отмечали 80-летие Григория Потанина. В дань уважения, его ученики и соратники выпустили сборники трудов сибирского исследователя, приуроченные к этой юбилейной дате. Среди организаторов события были казахские демократы - Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Муса Шорманов, Алимхан Ермеков, Жакып Акпаев и Миржакып Дулатов. А стихотворение Ахмета «В дар Потанину», и поэма «Ер Сайын» должны были войти в этот сборник. 

Г.Н. Потанина часто характеризовали как благовоспитанного, великодушного и исключительно положительного человека, что подтверждалось фактами из жизни. Более подробно о Потанине писал П.П. Семенов-Тяньшанский, который отметил, что Григорий Николаевич отличался «закаленным трудами и лишениями здоровьем, неимоверной неприхотливостью и выносливостью, достаточным знакомством с местными языками и умением ладить с туземцами, очень хорошими познаниями в обширной области географических и естественных наук, любовью к делу и самоотверженной преданностью науке». Вероятно, эти качества сформировались у Григория Николаевича благодаря близости к кочевому населению Центральной Азии.


А один из лидеров «Алаш» Алимхан Ермеков впоследствии вспоминал, что казахи «называли Г.Н. Потанина «печальником казахов». Ведь Потанин давно и постоянно проявлял интерес к инородцам, знал их быт, нравы и всячески способствовал сохранению самобытной культуры».

У Потанина, к тому же, отмечалось острое чувство патриотизма, которое проявлялось в трепетном отношении к Иртышу, на берегу которого он родился и вырос. В 1877 году во время путешествия в верховья Иртыша он пишет: «Эта местность, где мы живем, настоящая родина человека. Здесь возник первый культ [солнца]. Реки здешние представлялись первым людям материнскими лонами, отцов они видели в горных вершинах. Рай Адама и Евы, я теперь уверен, находился в верховьях Иртыша…».


На 85-м году жизни ушел из жизни великий просветитель и общественный деятель и был похоронен на Преображенском кладбище г.Томска. Позже, в 1956 году по причине ликвидации кладбища могила Потанина была перенесена в Университетскую рощу Томского государственного университета.

Казахский народ хранит вечную память о великом сыне казахских степей, внесшем весомую лепту в развитие отечественной науки, отношений нынешних Казахстана, России и других близлежащих государств. Равным образом, с теплом в душе вспоминают о дружбе Потанина с великом Чоканом.

Так, в одном только Казахстане, а именно, в городах Петропавловске, Алматы, Астане, Семипалатинске названы улицы в честь Потанина, а именем Григория Николаевича названа школа в селе Чёрное Павлодарской области и Павлодарский областной историко-краеведческий музей. 


Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА


Использованная литература:

Муканов К. Дружба на всю жизнь(Шокан Уалиханов и Григорий Потанин) // Северный Казахстан. – 2005. – 3 окт. – С.5.

Мусин Р. Григорий Потанин: история и жемчужина Казахстана

Сманов Б. Большой друг казахского народа

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Подпишитесь на наш Telegram канал!

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Чего не хватает национальной сборной Казахстана по футболу, основанной 105 лет назад, чтобы принять участие на ЧМ?