Публикации

Немного о древнетюркской письменности

03 Сентября 2015
714
0
Немного о древнетюркской письменности
Общепринято считать, то древнетюркское письмо, как таковое, было открыто и стало доступным ученому миру в XVIII веке

Древнекитайские историки, говоря о кочевниках севера хуннах, называют их не иначе как «хасак». Эти же древнекитайские летописи оставили не одно свидетельство о наличии у кочевников древнего письма. Н. Я. Бичурин в своем «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена» пишет в нескольких местах: «Имеют серебряную монету с изображением на ней лица государя, Записки пишут на пергамине поперечными строками». «Перед могилами ставят камень с изображением покойного и надписью, в которой перечислены все военные подвиги, их надписи, буквы схожы с буквами Ху (хунны, гунны)». И там же, на другой странице: «Тюркские надписи напоминают надписи народа Ху». Все эти надписи относятся к периоду межвременья, когда Империя Хуннов распалась, а племена и роды, ее составляющие, переселились на Алтай во II-V вв. 

d78f4f8e1e359569c6d91fd942f119a1.JPG

Фрагмент стелы с древнетюркской надписью

Вызывает недоумение то обстоятельство, что почти никто не задумывался о том, что скифы и саки, имея богатейшую материальную культуру, скифское золото и тому подобные предметы искусства древности, составляющие целую философию и мифологию, выраженную в изделиях «звериного стиля», не имели письма, алфавита или каких-то других способов записать либо зафиксировать действительность. Наконец, в Иссыкском кургане рядом с Золотым человеком в 1970 году была найдена серебряная сакская чаша, на которой имеется надпись. Но к сожалению, до сих пор эта надпись не расшифрована. 

4616331c68770fd9a0605837abe80b95.JPG

Древнетюркские стелы с руническими надписями 

Между тем, у того же Геродота в рассказах об Анахарсисе скифском, отнесенном к семи мудрецам того времени самими греками, и в новелле о трагической судьбе скифского царя Скила, повествуется о том, что эти скифы были людьми грамотными, то есть умели писать и читать по-гречески. Ведь Анахарсис пришел из скифской земли в Грецию, в Афины к мудрецу и стратегу Солону за знаниями, и не зачем другим. А послал его к грекам царь скифов. Так, во всяком случае, пишет Геродот. Таким образом, скифы остались в истории не только как великолепные воины, но и как народ, из числа которого выходили замечательные мудрецы, знавшие письмо, грамоту. 

Поскольку наличие скифского письма спорно, необходимо сказать о том, что греческая и скифская культуры имели друг на друга весьма большое влияние. Скифы в основной массе своей были кочевниками, земли у них было предостаточно. И начиная с VIII в. до н.э. древние греки начинают колонизацию Причерноморья, поскольку скифы им в этом никак не препятствуют. В научной терминологии этот период с VIII в. по V в., когда древние греки активно переселялись на берега Черного моря и основывали там города, назван «Великой греческой колонизацией». 

Дело в том, что к середине первого тысячелетия до н.э. Скифия стала основным поставщиком зерна для Греции. И Дарий первый, персидский царь, а затем и его преемник Ксеркс, прежде чем напасть на Грецию, пытались нейтрализовать Скифию, бывшую экономически связанную с греческими городами, являвшимися базисными для метрополии — Греции. Так, что походы персидских царей в Скифию обусловлены будущими греко-персидскими войнами, тем обстоятельством, что прежде чем начать войну с греками, персы пытались захватить районы, которые поставляли в Грецию пшеницу и другие продукты земледелия. Уже в те времена Восточная Европа кормила Центральную. 

c796090077856a16be1e7f90a6272698.JPG

Если наличие высокого искусства у кочевников — изделий из бронзы, железа и золота, сделанные в стиле зверя, «звериный стиль» бесспорно, то существование в древние времена письменности, пусть не систематической, но бытовавшей в практике для хозяйственных нужд, подтверждается многочисленными надписями на могильных памятниках. 

Поскольку алфавита своего у кочевников не было, они использовали согдийское письмо, сам же текст писался на тюркском языке согдийскими буквами. Из таких памятников самым известным является Бугутская надпись, водруженная на кургане в честь одного из первых каганов Таспара (572-581), примерно через 15 лет после посольства Маниаха. Из обращения к тем, кто будет читать эту надпись, видно, что согдийское письмо было широко известно среди тюркского населения каганата, в надписи рассказывается о тридцатилетней деятельности и подвигах Таспар-кагана. На обратной стороне камня сделан перевод текста на санскрите (древнеиндийский язык). И именно эту Бугутскую надпись мы сейчас можем назвать самым древним литературным текстом, поскольку эпитафия — надпись на могильном камне — является жанром литературы. 

46ec7d1c2c9468825c242460e5c7246f.JPG

Руническая надпись времен гуннов на медальоне. VIII в. до н.э.

Тем не менее, общепринято считать, то древнетюркское письмо, как таковое, было открыто и стало доступным ученому миру в XVIII в., когда немецкий ученый Д. Мессершмидт, состоявший на службе у Петра первого, и его спутник плененный шведский офицер И. Старлнберг нашли в долине Енисея стелы с клинописными надписями. Тексты были названы руническими, поскольку весьма схожи со скандинавским руническим письмом. «Руна» означает тайнопись. В 1889 году русский путешественник, друг Ш. Уалиханова, Н.М. Ядринцев с помощью местных жителей обнаружил в Северной Монголии, в долине реки Орхон, каменные стелы с руническими надписями. Через несколько лет расшифровал эти тексты датский лингвист В. Томсен. Первое слово, идентифицированное им, было «Тенгри-Бог». Текстом, переведенным В. Томсеном, была надпись о Культегине и Бильге Кагане.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Как вы считаете, будет ли интересен читателю журнал NDH digest, если его номера будут соответствовать историческим этапам развития Казахстана?