Публикации

Немного о древнетюркской письменности

03 Сентября 2015
478
0
Немного о древнетюркской письменности
Общепринято считать, то древнетюркское письмо, как таковое, было открыто и стало доступным ученому миру в XVIII веке

Древнекитайские историки, говоря о кочевниках севера хуннах, называют их не иначе как «хасак». Эти же древнекитайские летописи оставили не одно свидетельство о наличии у кочевников древнего письма. Н. Я. Бичурин в своем «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие времена» пишет в нескольких местах: «Имеют серебряную монету с изображением на ней лица государя, Записки пишут на пергамине поперечными строками». «Перед могилами ставят камень с изображением покойного и надписью, в которой перечислены все военные подвиги, их надписи, буквы схожы с буквами Ху (хунны, гунны)». И там же, на другой странице: «Тюркские надписи напоминают надписи народа Ху». Все эти надписи относятся к периоду межвременья, когда Империя Хуннов распалась, а племена и роды, ее составляющие, переселились на Алтай во II-V вв. 

d78f4f8e1e359569c6d91fd942f119a1.JPG

Фрагмент стелы с древнетюркской надписью

Вызывает недоумение то обстоятельство, что почти никто не задумывался о том, что скифы и саки, имея богатейшую материальную культуру, скифское золото и тому подобные предметы искусства древности, составляющие целую философию и мифологию, выраженную в изделиях «звериного стиля», не имели письма, алфавита или каких-то других способов записать либо зафиксировать действительность. Наконец, в Иссыкском кургане рядом с Золотым человеком в 1970 году была найдена серебряная сакская чаша, на которой имеется надпись. Но к сожалению, до сих пор эта надпись не расшифрована. 

4616331c68770fd9a0605837abe80b95.JPG

Древнетюркские стелы с руническими надписями 

Между тем, у того же Геродота в рассказах об Анахарсисе скифском, отнесенном к семи мудрецам того времени самими греками, и в новелле о трагической судьбе скифского царя Скила, повествуется о том, что эти скифы были людьми грамотными, то есть умели писать и читать по-гречески. Ведь Анахарсис пришел из скифской земли в Грецию, в Афины к мудрецу и стратегу Солону за знаниями, и не зачем другим. А послал его к грекам царь скифов. Так, во всяком случае, пишет Геродот. Таким образом, скифы остались в истории не только как великолепные воины, но и как народ, из числа которого выходили замечательные мудрецы, знавшие письмо, грамоту. 

Поскольку наличие скифского письма спорно, необходимо сказать о том, что греческая и скифская культуры имели друг на друга весьма большое влияние. Скифы в основной массе своей были кочевниками, земли у них было предостаточно. И начиная с VIII в. до н.э. древние греки начинают колонизацию Причерноморья, поскольку скифы им в этом никак не препятствуют. В научной терминологии этот период с VIII в. по V в., когда древние греки активно переселялись на берега Черного моря и основывали там города, назван «Великой греческой колонизацией». 

Дело в том, что к середине первого тысячелетия до н.э. Скифия стала основным поставщиком зерна для Греции. И Дарий первый, персидский царь, а затем и его преемник Ксеркс, прежде чем напасть на Грецию, пытались нейтрализовать Скифию, бывшую экономически связанную с греческими городами, являвшимися базисными для метрополии — Греции. Так, что походы персидских царей в Скифию обусловлены будущими греко-персидскими войнами, тем обстоятельством, что прежде чем начать войну с греками, персы пытались захватить районы, которые поставляли в Грецию пшеницу и другие продукты земледелия. Уже в те времена Восточная Европа кормила Центральную. 

c796090077856a16be1e7f90a6272698.JPG

Если наличие высокого искусства у кочевников — изделий из бронзы, железа и золота, сделанные в стиле зверя, «звериный стиль» бесспорно, то существование в древние времена письменности, пусть не систематической, но бытовавшей в практике для хозяйственных нужд, подтверждается многочисленными надписями на могильных памятниках. 

Поскольку алфавита своего у кочевников не было, они использовали согдийское письмо, сам же текст писался на тюркском языке согдийскими буквами. Из таких памятников самым известным является Бугутская надпись, водруженная на кургане в честь одного из первых каганов Таспара (572-581), примерно через 15 лет после посольства Маниаха. Из обращения к тем, кто будет читать эту надпись, видно, что согдийское письмо было широко известно среди тюркского населения каганата, в надписи рассказывается о тридцатилетней деятельности и подвигах Таспар-кагана. На обратной стороне камня сделан перевод текста на санскрите (древнеиндийский язык). И именно эту Бугутскую надпись мы сейчас можем назвать самым древним литературным текстом, поскольку эпитафия — надпись на могильном камне — является жанром литературы. 

46ec7d1c2c9468825c242460e5c7246f.JPG

Руническая надпись времен гуннов на медальоне. VIII в. до н.э.

Тем не менее, общепринято считать, то древнетюркское письмо, как таковое, было открыто и стало доступным ученому миру в XVIII в., когда немецкий ученый Д. Мессершмидт, состоявший на службе у Петра первого, и его спутник плененный шведский офицер И. Старлнберг нашли в долине Енисея стелы с клинописными надписями. Тексты были названы руническими, поскольку весьма схожи со скандинавским руническим письмом. «Руна» означает тайнопись. В 1889 году русский путешественник, друг Ш. Уалиханова, Н.М. Ядринцев с помощью местных жителей обнаружил в Северной Монголии, в долине реки Орхон, каменные стелы с руническими надписями. Через несколько лет расшифровал эти тексты датский лингвист В. Томсен. Первое слово, идентифицированное им, было «Тенгри-Бог». Текстом, переведенным В. Томсеном, была надпись о Культегине и Бильге Кагане.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь
САМЫЕ ЧИТАЕМЫЕ
Опрос

Какая из задач, поставленных Президентом Казахстана на ХХV сессии АНК, является наиболее важной для укрепления национального единства и согласия: