Главная История Казахстана Независимый Казахстан Капитал нации История Украинской греко-католической церкви в Казахстане

История Украинской греко-католической церкви в Казахстане

09 Ноября 2017
4875
1

В редакцию портала NDH часто приходят отзывы читателей. Иногда с критикой, но чаще с благодарностью. Недавно мы получили письмо от Елены Веремеенко, учителя истории одной из карагандинских школ. Елена отметила, что портал просто замечательный, здесь можно найти публикацию практически по любой тематике. Очень приятно, что в нашем государстве бережно относятся к истории и всесторонне ее освещают.

Предлагаем вниманию читателей статью Елены Веремеенко об истории Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в Казахстане.

История греко-католиков в Казахстане начинается со времен репрессий, когда значительное количество украинцев было депортировано в казахские степи. Помимо этого, многие из репрессированных украинцев, отбыв сроки в сталинских лагерях Сибири, Карлага и Степлага, не имели возможностей вернуться на Украину и приехали к своим родственникам в Казахстан, которые оказались на принудительных поселениях.

Крупнейшей операцией по депортации мирного гражданского населения Западной Украины была «Операция Запад», проведенная советскими властями в октябре 1947 года, по итогам которой десятки тысяч украинских семей оказались на казахстанской земле. В 1946 году на так называемом «Львовском Соборе», организованном НКГБ СССР, греко-католическая церковь в Украине была ликвидирована, а все епископы и большинство священников были арестованы и сосланы в лагеря.

Именно с исторического периода 40-х годов ХХ века и ведет свое начало история Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) в Казахстане.

После смерти Сталина многие священники были освобождены из лагерей, но им было запрещено возвращаться в Украину, поэтому большинство из них осталась служить подпольно по всему Советскому Союзу и первую очередь в Казахстане, в котором оказалось большинство депортированных украинцев и других греко-католиков.

В конце 50-х годов ХХ века греко-католические священники, освобожденные из заключения, вели подпольную душепастырскую деятельность среди католиков латинского и византийского обрядов. Среди них стоит выделить священника Алексея Зарицкого, епископа Александра Хиру, священников Стефана Пришляка, Марьяна Шабана, Зелинского, Мыцька, Солитыцкого и многих других. Многие из них, среди которых священномученики УГКЦ - епископ Никита Будка и священник Алексей Зарицкий были впоследствии беатифированы католической церковью (причислены к лику блаженных) и в настоящее время почитаются как одни из святых покровителей страны.

Практически на протяжении всего советского периода богослужения происходили по землянкам, позже в частных домах. В 1980 году верующим было разрешено построить римско-католическую церковь в Караганде, и владыка Александр Хира освятил новопостроенную церковь, в которой нелегально проводили богослужения для многочисленных украинцев и греко-католические священники.

После распада Советского Союза и легализации УГКЦ в 1993 году в Караганде была зарегистрирована греко-католическая община. В 1996 году немецкая благотворительная организация «Renovabis» подарила для общины небольшую сборную деревянную церковь. Однако в связи с тем, что небольшая церквушка была слишком тесной для многочисленной греко-католической общины в Караганде, было принято решение начать строительство нового храма.

23 сентября 2001 года в Астане папа Иоанн Павел II во время своего пастырского визита в Казахстан освятил камень для строительства храма, а 9 августа 2002 года глава УГКЦ Блаженнейший Патриарх Любомир Гузар освятил место под строительство святыни.

18 сентября 2005 года состоялось освящение греко-католического храма Покрова Пресвятой Богородицы. На церемонии освящения присутствовали представитель папы римского префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Игнатий Мусса І Дауд, официальный представитель Патриарха УГКЦ Любомира (Гузара) викарный епископ Тернопольско-Зборовской епархии владыка Василий (Семенюк), Апостольский нунций в Казахстане и Средней Азии архиепископ Иосиф Весоловский, иерархи Римско-католической Церкви в Казахстане: Митрополит астанинский Томаш Пэта, Архиепископ карагандинский Ян Павел Ленга, епископ Алматинский Генри Хованец; греко-католическое и латинское духовенство.

Помимо церкви Покрова Пресвятой Богородицы на ее территории также расположена часовня, посвященная блаженному Алексею Зарицкому. Усилиями Украинской греко-католической церкви в Казахстане и рядом украинских национально-культурных организаций проводятся ежегодные памятные мероприятия, посвященные жертвам депортаций и репрессивных мероприятий советского тоталитарного режима.

Среди них ежегодные памятные мероприятия у «Памятника украинцам, погибшим в Карлаге» на бывшем массовом захоронении Карлага, а ныне мемориальном комплексе «Мамочкино кладбище» в Долинке; открытие памятника депортированным украинцам в октябре 2017 года на территории греко-католической церкви в Караганде, приуроченное к 70-летию со дня проведения «Операции Запад» и многие другие.

Особенностью современного состояния УГКЦ в Казахстане является то, что многочисленной украинской диаспорой греко-католические церкви рассматриваются как важнейшие центры поддержки украинской культуры и языка, препятствующие ассимиляции и способствующие сохранению собственной национальной самоидентификации. Приходы очень разные, как по численности верных, так и по их особенностям. Например, в Караганде традиционный греко-католический приход, 90% прихожан которого – это дети и внуки депортированных галичан. В других приходах большинство составляют восточные украинцы: дети и внуки тех, кто в свое время приехал сюда осваивать целинные земли. Они считают себя православными, но приходят в церковь, так как хотят хоть в какой-то мере слышать украинскую речь во время богослужения, поэтому и идентифицируют себя с УГКЦ.

Показательным примером важности культурно-языковой составляющей в религиозном аспекте для казахстанских украинцев является появление крупной греко-католической общины в Астане (ранее немногочисленной), потребности которой привели к строительству церкви Святого Иосифа Обручника.

Стоит отметить, что украинское население казахстанской столицы преимущественно потомки раскулаченных и переселенцев более ранних волн, а, начиная с 50-60-х годов прошлого века, специалисты и целинники из центральной и восточной Украины — в основном традиционно православных регионов. Строительные мероприятия длились практически десять лет, и вот в городскую панораму, вписалась своеобразная жемчужина украинского зодчества.

Построенная в византийском стиле греко-католическая церковь находится на речном берегу практически в центре Астаны. Во время торжественного мероприятия по освящению церкви 15 сентября 2013 года были выражены слова благодарности в адрес казахского народа, на земле которого она появилась.

Среди относительно немногочисленных греко-католических храмов в Казахстане особо выделяется деревянная церковь в Сатпаеве, возведенная по древней технологии без единого гвоздя. Уникальность этого храма заключается в том, что спустя десятилетия он появился в непосредственной близости от одного из бывших сталинских лагерей - Степлага, в котором за все время его существования погибло немало украинских греко-католиков, составлявших около половины (46,36 %) заключенных, в том числе и во время печально известного «Кенгирского восстания».

В независимом Казахстане УГКЦ по праву заняла свое заслуженное место как одна из значимых религиозных конфессий государства и имеет значительные перспективы для дальнейшего развития. В Караганде находится административный центр Украинской греко-католической Апостольской делегатуры в Казахстане и Средней Азии. На данный момент в стране действуют 5 греко-католических приходов: в Караганде, Астане, Павлодаре, Шидерты и Сатпаеве. В греко-католической делегатуре служат 9 священников и 5 монахинь из Конгрегации Служительниц Непорочной Девы Марии.

Несмотря на трагические события исторических периодов прошлого, ликвидацию УГКЦ и многолетний запрет ее Советской властью вплоть до 1991 года, в настоящее время культуру и религиозные традиции своего народа в казахских степях бережно хранят уже потомки депортированных украинских греко-католиков.

Елена ВЕРЕМЕЕНКО

На фото:

1) Алексей Зарицкий, блаженный священномученик УГКЦ, умерший в лагере Долинка и беатифициарованный католической церковью.

2) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Караганда.

3) Памятник украинцам, погибшим в Карлаге на территории бывшего массового карлаговского захоронения, ныне мемориального комплекса "Мамочкино кладбище" в Долинке.

4) Церковь Иосифа Обручника в г. Астана.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Oleksiy Stasyuk10.11.2017, 00:32

(Уточненный комментарий с испр. опечатками) Если бы все государства Евразийского Союза были такими толерантными и дружелюбными ко всем народам как Казахстан-Украина бы вступила в Евразийский союз, при условии свободной торговли в ЕС. Проблема в том, что идеологическая близость с Московией- означает постепенную ассимиляцию и обрусение украинцев, превращение их в русских как это произошло уже с десятком финноугорских и тюркских народов России. Украинский язык и вера запрещались на протяжении всего периода Российской империи и СССР. Если бы в 1991 году не произошел распад СССР , в 2050 году такого народа как украинцы и беларусы возможно бы уже не было. Беларусы вон уже на 95 проц. русскоязычные и обрусевшие как мордва. УГКЦ- не дает украинцам потерять национальное самосознание. От имени украинского народа, хотел искренне поблагодарить казахский народ за доброе отношение к украинцам и гостеприимство, которое не позволило умереть в казахских степях в 30-50-е. Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/6911

Опрос

какая историческая кинокартина о казахско-джунгарских войнах вам понравилась больше всего?