Home History of Kazakhstan Kazakhstan in the Soviet Union Postwar Kazakhstan (1946-1970) Creation of uniform transport system in the republic.

Creation of uniform transport system in the republic.

Development of a national economy in the republic in post-war years, in particular formation and development of new industrial and agricultural regions, development virgin and laylands, involvement in economic circulation of new mineral deposits demanded the accelerated development of all means of transport, in particular railway which always performed the main work on transportation of economic freights. Operational length of railway lines of Kazakhstan increased from 8 212 km in 1945 to 11 470 km — in 1960 and to 13 669 km — in 1970. Scales of development of the industry and agriculture of the republic caused rates of transport construction, first of all the railway.

On October 27, 1953 Mointa's line was put in continuous operation — Choo who finished a construction of the Transkazakhstan highway. As a result the Karaganda railroad on the shortest distance communicated with Turkestano-Sibirsky. Northern and the Central Kazakhstan the republics and to Central Asia received the shortest exit to the south. In 1953 the Akmolinsk line — Pavlodar, become to one of the main sites of the Southern Siberian highway, having exclusive value for economic relations of Northern and Central Kazakhstan was put in continuous operation, having connected these areas to Siberia, the Southern Kazakhstan and Central Asia, Ural with Kuzbass. It has huge impact on development of the Ekibastuzsky coal basin, development of Boshekulsky fields of ore etc.

Industrial development of the oil field of Kazakhstan, natural richness of the peninsula of Mangyshlak, also substantially depended on existence of modern means of communication. Therefore in the Western Kazakhstan construction of a number of the major railway lines, such as Makat — Aktau, Aktau — Zhetybay — Uzen, Gurjev — Astrakhan, Beyneu — Kungrad which in the shortest way connected the oil regions of Kazakhstan to a uniform railway system of the country and created opportunity to broad industrial development of the Western Kazakhstan began.

In the 60th also railway lines Kustanai — Tobol, connected Sokolovsko-Sarbaysky mining and processing works with a railway system of the country, and Tobol — Dzhetygara, opened access to development of the richest field of asbestos were finished. For the purpose of development of turgaysky bauxites in 1961 constructed the line Esil — Arkalyk which is used and for export of agricultural production from the central regions of the Kustanay and Akmolinsky areas. Ermentau's railway lines — Aksu — Aysara were also constructed.

Operational length of the Kazakh highway for January 1, 1971 made 13 120 km, or 9,4% of the general extent of a network of the country, goods turnover — 8,3%, a passenger turnover — 5,9% from the total amount of rail transportation of the Union.

In the 60th there was rough a development of transportations on the road. Highway goods turnover by the end of the 60th reached 217,5 billion tariff t/km, against 102,7 billion tariff t/km in 1958, and a passenger turnover respectively 13,2 billion passenger-kilometers and 7,7 billion passenger-kilometers.

Up to the beginning of a semiletka the road was generally served by locomotive draft, and only a little more than 1/3 operational lines were served by diesel draft. By 1968 new types of draft completely forced out locomotive draft, and by January 1, 1971 from the general extent of the highway more than 97% were served by diesel and elektrovozny draft. Elektrifikatsionnye two-acceptable sites Tselinograd — Azhar, Azhar — Karaganda, Tobol — Esil, Tselinograd — SP-90, SP-90 — Esil were equipped with the newest equipment of means of communication. Considerably communication at movement of trains improved; by January 1, 1971 about 82% of the total operational length of the highway were equipped with modern technical means of communication. A lot of work was carried out on the highway on mechanization and automation of productions. For example, construction of the raised ways for the mechanized unloading of coal, introduction loading разрузочных cars and mechanisms etc. allowed to lift level of mechanization of loading and unloading works on the highway in 1959 — 1965 with 52,3 to 80%26. Use of heavy traveling cars, electroexecutive and hydraulic tools, hoisting-and-transport means allowed to lift sharply for years of a semiletka level of mechanization of works on way repair: on overhaul with 28 in 1958 to 66% — in 1965 on average repair — respectively, with 18 to 60,6%, on podjemochny repair — with 15 to 53,1%, on the current contents — with 6 to 27,1%.

Along with railway transport in development of a national economy a big role in the republic play motor, water, pipeline and air transport. The motor transport in the conditions of Kazakhstan with its huge territory has extremely importance, especially for the areas remote from the railroad of waterways. Exploitation of natural resources, involvement in economic circulation of industrial facilities, off road terrain demanded the accelerated development of motor transport. In the republic broad road construction, in particular in areas of development virgin and laylands was successfully carried out. Extent of highways with a firm covering from 11,2 thousand km in 1960 increased to 41,1 thousand km. in 1970, i.e. by 3,7 times. Extent of advanced roads with a cement and asphalt concrete covering and the black highway grew by 5 times — from 4,1 thousand km in 1960 to 21,2 thousand km in 1970 28. Thanks to it in Kazakhstan by the end of the 60th. about 90% of the central estates of state farms and collective farms and 85,4% of large settlements were connected by bus service to the regional centers, and 97% of the regional centers — with the regional cities. All central estates of state farms of the Kokchetav, North Kazakhstan, East Kazakhstan areas had bus service. In many cities and the regional centers new bus stations, autostations were constructed. Only in 1970 four new bus stations (in Uralsk, Petropavlovsk and Seven-lake) and 51 autostations entered into a system.

The accelerated rates of dews also updated vehicle fleet: motor transport services replenished mainly with cars of the increased loading capacity (GAZ-53, ZIL-130, ZIL-130в, MAZ-503, U ral-377, etc.), the bus fleet only in 1961 — 1965 grew more than twice. The repair and production base of motor transport became stronger and extended.

Were reconstructed operating and new large car repair plants in Alma-Ata (ARO-2), Kustanai, Semipalatinsk, Pavlodar, in the settlement of Danilovk, Ust Kamenogorsk, Aktyubinsk, etc. the cities, Almaty plant of the garage equipment are constructed. Only in 1959 — 1965 by 5,8 times the capacity of these plants on production of overhaul of cars increased. Motor transport management was improved. Small departmental motor transport services were liquidated; their concentration in system of public motor transport amplified. Thus, broad road construction, a hardware of motor transport services, quantitative and high-quality growth of fleet of vehicles turned motor transport into one of main types of transport on transportation of economic freights and passengers.

In the 60th the accelerated rates pipeline transport developed also. With development of oil riches the oil pipeline of Uzen started acting on the peninsula of Mangyshlak — Zhetybay — Shevchen to. In 1970 the powerful main oil pipeline of Uzen — Gurjev — Kuibyshev for pumping of oil on the Guryev, Kuibyshev and Volgograd oil refineries was entered. With construction of the largest gas pipeline Central Asia-Center branches are brought to Aktyubinsk, Ore, to Kustanai. In 1970 the gas pipeline construction Bukhara — Tashkent, further through Chimkent, Dzhambul and Frunze to the capital of the republic — Alma-Ata was complete. Thanks to it gasifications in the republic every year were increased the pace. Considerable development have as well such means of transport, as aviation and water.

Despite all these and other results in transport development, Kazakhstan still felt shortcomings of security with perfect means of communication and considerably lagged behind some other the republics and all-union level. Air transport, waterways and pipelines were very poorly developed. At the same time the 60th were the period of creation of a uniform transport network in Kazakhstan that became the powerful lever of deepening of territorial division of labor, expansion and strengthening of economic relations between republic regions, and also Kazakhstan with the Center, the Urals, Siberia and Central Asia.

Industrial progress created opportunities for growth of working class of Kazakhstan, in particular in its industrial, work branches, predetermined serious changes in social structure of the population of Kazakhstan.


To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в составе Советского Союза Казахстан в послевоенные годы (1946-1970 гг.) Создание единой транспортной системы в республике.

Создание единой транспортной системы в республике.

01 Августа 2013
160
0

Развитие народного хозяйства в республике в послевоенные годы, в особенности формирование и развитие новых промышленных и сельскохозяйственных районов, освоение целинных и залежных зе­мель, вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений полезных ископаемых требовали ускоренного развития всех видов транспорта, в особенности железнодорожного, который всегда вы­полнял основную работу по перевозке народнохозяйственных грузов. Эксплуатационная длина железнодорожных линий Казахстана воз­росла с 8 212 км в 1945 г. до 11 470 км — в 1960 г. и до 13 669 км — в 1970 г.24. Масштабы развития промышленности и сельского хозяйст­ва республики обусловили темпы транспортного строительства, в первую очередь железнодорожного.

27 октября 1953 г. в постоянную эксплуатацию была сдана линия Моинты — Чу, которая завершила сооружение Трансказахстанской магистрали. В результате Карагандинская железная дорога по крат­чайшему расстоянию связалась с Туркестано-Сибирской. Северный и Центральный Казахстан получили кратчайший выход на юг республики и в Среднюю Азию. В 1953 г. была сдана в постоянную эксплуатацию линия Акмолинск — Павлодар, ставшая одним из основных участков Южно-Сибирской магистрали, имевшая исклю­чительное значение для экономических связей Северного и Цен­трального Казахстана, соединив эти районы с Сибирью, Южным Казахстаном и Средней Азией, Урал с Кузбассом. Огромное влияние она оказала на развитие Экибастузского угольного бассейна, освое­ние Бошекульских месторождений руды и т. д.

Промышленное освоение нефтеносного района Казахстана, при­родных богатств полуострова Мангышлак, также в значительной степени зависело от наличия современных путей сообщения. Поэто­му в Западном Казахстане началось строительство ряда важнейших железнодорожных линий, таких, как Макат — Актау, Актау — Жеты-бай — Узень, Гурьев — Астрахань, Бейнеу — Кунград, которые крат­чайшим путем соединяли нефтяные районы Казахстана с единой железнодорожной сетью страны и создавали возможность широкому промышленному освоению Западного Казахстана.

В 60-е гг. были закончены также железнодорожные линии Кустанай — Тобол, соединившая Соколовско-Сарбайский горно-обогати­тельный комбинат с железнодорожной сетью страны, и Тобол — Джетыгары, открывшая доступ к освоению богатейшего месторожде­ния асбеста. С целью освоения тургайских бокситов в 1961 г. постро­или линию Есиль — Аркалык, которая используется и для вывоза сельскохозяйственной продукции из центральных районов Куста-найской и Акмолинской областей. Были также построены железно­дорожные линии Ерментау — Аксу — Айсары.

Эксплуатационная длина Казахской магистрали на 1 января 1971 г. составляла 13 120 км, или 9,4% общей протяженности сети страны, грузооборот — 8,3%, пассажирооборот — 5,9% от общего объема железнодорожных перевозок Союза.

В 60-е гг. шло бурные развитие перевозок на дороге. Грузооборот магистрали к концу 60-х гг. достиг 217,5 млрд. тарифных т/км, против 102,7 млрд. тарифных т/км в 1958 г., и пассажирооборот соответствен­но 13,2 млрд. пассажиро-километров и 7,7 млрд. пассажиро-километ-ров25.

Вплоть до начала семилетки дорога в основном обслуживалась паровозной тягой, и лишь немногим более 1/3 эксплуатационной линии обслуживалось тепловозной тягой. К 1968 г. новые виды тяги полностью вытеснили паровозную тягу, а к 1 января 1971 г. из общей протяженности магистрали более 97% обслуживалось тепловозной и электровозной тягой. Электрификационные двухпутные участки Целиноград — Ажар, Ажар—Караганда, Тобол — Есиль, Целиноград —СП-90, СП-90—Есиль были оборудованы новейшей техникой путей сообщения. Значительно улучшилась связь при движении поездов; к 1 января 1971 г. было оборудовано современными техническими средствами связи около 82% общей эксплуатационной длины магис­трали. Большие работы были проведены на магистрали по механиза­ции и автоматизации производственных процессов. Например, стро­ительство повышенных путей для механизированной выгрузки угля, внедрение погрузочно-разрузочных машин и механизмов и т. д. поз­волили поднять уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ на магистрали в 1959—1965 гг. с 52,3 до 80%26. Применение тяжелых путевых машин, электроисполнительных и гидравлических инструментов, подъемно-транспортных средств позволило за годы семилетки резко поднять уровень механизации работ по ремонту пути: на капитальном ремонте с 28 в 1958 г. до 66% — в 1965 г. на среднем ремонте — соответственно, с 18 до 60,6%, на подъемочном ремонте — с 15 до 53,1%, на текущем содержании — с 6 до 27,1%27.

Наряду с железнодорожным транспортом в развитии народного хозяйства большую роль в республике играют автомобильный, вод­ный, трубопроводный и воздушный транспорт. Автомобильный тран­спорт в условиях Казахстана с его огромной территорией имеет крайне важное значение, особенно для районов, удаленных от железных дороги водных путей. Освоение природных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот промышленных объектов, бездорожье тре­бовали ускоренного развития автотранспорта. В республике успешно осуществлялось широкое дорожное строительство, в особенности в районах освоения целинных и залежных земель. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием с 11,2 тыс. км в 1960 г. увеличилась до 41,1 тыс. км. в 1970 г., т. е. в 3,7 раза. Протяженность усовершенствованных дорог с цементно-асфальтобетонным покры­тием и черное шоссе выросли в 5 раз — с 4,1 тыс. км в 1960 г. до 21,2 тыс. км в 1970 г.28. Благодаря этому в Казахстане к концу 60-х гг. около 90% центральных усадеб совхозов и колхозов и 85,4% крупных насе­ленных пунктов были связаны автобусным сообщением с районными центрами, а 97% районных центров — с областными городами. Все центральные усадьбы совхозов Кокчетавской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей имели автобусное сообще­ние. Во многих городах и районных центрах были построены новые автовокзалы, автостанции. Только в 1970 г. вошли в строй четыре новых автовокзала (в Уральске, Петропавловске и Семиозерном) и 51 автостанция.

Ускоренными темпами рос и обновлялся автопарк: автохозяйства пополнялись преимущественно автомобилями повышенной грузо­подъемности (ГАЗ-53, ЗИЛ-130, ЗИЛ-130в, МАЗ-503, У рал-377 и др.), автобусный парк только в 1961—1965 гг. вырос более чем в 2 раза. Укрепилась и расширялась ремонтно-производственная база автотранспорта.

Были реконструированы действовавшие и построены новые круп­ные авторемонтные заводы в Алма-Ате (АРО-2), Кустанае, Семипа­латинске, Павлодаре, в пос. Даниловка, Усть-Каменогорске, Актю­бинске и др. городах, Алма-Атинский завод гаражного оборудования. Только в 1959—1965 гг. в 5,8 раза возросла мощность этих заводов по производству капитального ремонта автомобилей. Совершенствова­лось руководство работой автотранспорта. Были ликвидированы мел­кие ведомственные автохозяйства; усилилась их концентрация в системе автотранспорта общего пользования. Таким образом, широ­кое дорожное строительство, техническое оснащение автохозяйств, количественный и качественный рост автомобильного парка превра­тили автотранспорт в один из основных видов транспорта по перевоз­ке народнохозяйственных грузов и пассажиров.

В 60-е гг. ускоренными темпами развивался и трубопроводный транспорт. С освоением нефтяных богатств на полуострове Мангыш­лак начал действовать нефтепровод Узень — Жетыбай — Шевчен ко. В 1970 г. был введен мощный магистральный нефтепровод Узень — Гурьев — Куйбышев для перекачки нефти на Гурьевский, Куйбышев­ский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы. С построй­кой крупнейшего газопровода Средняя Азия — Центр подведены ветки к Актюбинску, Рудному, Кустанаю. В 1970 г. было завершено сооружение газопровода Бухара — Ташкент, далее через Чимкент, Джамбул и Фрунзе в столицу республики — Алма-Ату. Благодаря этому с каждым годом наращивались темпы газификации в республи­ке. Значительное развитие получили также и такие виды транспорта, как авиационный и водный.

Несмотря на все эти и другие результаты в развитии транспорта, Казахстан все еще ощущал недостатки в обеспеченности совершен­ными путями сообщения и значительно отставал от ряда других республик и от общесоюзного уровня. Весьма слабо были развиты воздушный транспорт, водные пути и трубопроводы29. Вместе с тем 60-е гг. явились периодом создания единой транспортной сети в Казахстане, что стало мощным рычагом углубления территориально­го разделения труда, расширения и укрепления экономических свя­зей между регионами республики, а также Казахстана с Центром, Уралом, Сибирью и Средней Азией.

Промышленный прогресс создал возможности для роста рабочего класса Казахстана, в особенности в его индустриальных, отраслях труда, предопределил серьезные изменения в социальной структуре населения Казахстана.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь