Home History of Kazakhstan Ancient Kazakhstan Bronze Age Religion and art

Religion and art

26 July 2013
460
0

Religion and art

The sense and many andronion notions of religious ceremonies and different rituals become clear by the help of comparing archeological data and information that was picked up from old-Iranian writings.

In the graves all buried are oriented by the head to the west or south-west. And this is not accidentally. In Indo-Iranian conceptions the earth was square shaped or round. Therefore round barrow with the grave in the centre was the analogy of the world. Each side of the world was managed by their own god so the orientation to the west was the orientation to the god who had the connection with the other world.

Andronions put in the grave a corpse in the writhed shape. Earlier such pose had the explanation that people feared dead man and tied him in a dream pose. However in ancient literature told that the earth lies dead as mother lies son, and in the future he will be restored to new life. Therefore it is possible to assume that the writhed pose of the dead man in a grave — is a pose of the baby in a womb of mother earth. And in order to give to dead man this pose he was picked up. God of death Hole were called as "connecting dead persons"   and represented holding a rope.

Along with burials of dead men andronions used cremation — burning of corpses connected with a cult of fire. However the remains of bones, ashes and coals in graves differ in their purpose. At the early period ashes and coals were the remains of fiery rituals of a corpse burning. At the late time ashes and bones — traces of cleaning bonfires.

Sometimes archeologists meet the remains of pair burials of men and women once lying in embraces of each other. It was considered that women were killed and put in a grave together with men. But it not so, according to the ancient texts it is became known that the woman, usually the wife, chose itself what she wants to be alive or go to the next world together with died husband. But this custom didn't gain a wide spreading and was carried out symbolically — for an instant the wife laid down near died husband in the grave, and then left from there, or instead of itself threw into a grave the cut-off braid.

Numerous ceremonies and rituals were assisted in andronion daily life too, filling the real world of their life with gods, ancestors, heroes.

House construction began with sacrifice also. Vessels with milk, a bull or a ram was sacrificed as a victim. They ate meat, drank milk, and dug pots and bones on a place of future dwelling — near the center, under a rod post or under a threshold. The cases when children were sacrificed and buried under a house floor are known. At roof construction the top beam was sprinkled with sacrificial animal blood and they made a feast. The main rod symbolized connection of people with the sky. In holidays it was decorated with flowers, and during weddings the groom and the bride sat at that rod, and in usual days in this place of honor the elder sat. Family hearth had special respect which was considered as a family shrine.  Hearth’s destruction was considered as the most terrible act. Sacrifices were made to the hearth: coming to the house bride was led round it, and before funeral the dead was also carried round it too. To throw ashes away from the house was forbidden therefore special ashpits were arranged near the dwelling. All these ceremonies with fire and ashes were made with the aim to deserve health, wellbeing and wealth for family at gods.

Drawings on stones.  In many respects the religion has also defined art development.  So, stone figures of gods were made with big realism and art taste.

Rock paintings of an era of bronze are peculiar: on the smooth surfaces of rocks covered with a black clay crust ancient people by the pieces of a firm stone beat out images of animal, chariots, scenes of battles. It is the most valuable source of human’s spiritual culture, his world view. Kazakhstan — one of the richest places on number and a variety of rock paintings — petroglyphs. Remarkable on their wealth Tamgala, Eshkiolmes, Karatau, Maymak's drawings, Tarbagataya, Bukentau were studied by archeologists and became the property of world culture.

At the time of Bronze Age people were at a mythological stage of thinking. For ancient people life was the change of repeating nature cycles— a spring equinox, a plowed land, autumn harvesting, cattle lambing, winter and then again spring plowed land, spring arrival of the warm sun. In order not to break the harmony, each of such events should be accompanied with sacrifices to gods, prayers and special ceremonies. The last occurred in special sanctuaries, in secluded places: in mountain gorges, at sacred springs and small rivers. During an era of bronze and later such sanctuaries were at rocks, and drawings reflected andronion ideas of world around. As a rule, sanctuaries were used within many centuries. Not only people of an era of a neolith and bronze beat out and cut out drawings on rocks, but later too — up to the XIX century. Therefore in congestions of drawings using certain techniques scientists allocate different in time groups or layers.

Scientists carried a number of drawings, plots and compositions to the bronze period. One of most often met images in andronion petroglyphic art — a wild bull round with the bent extended forward horns, frequently with an underlined hump at shovels, with a powerful body and strong feet. Their first images appeared during a neolith era.

Except aurochs there are met the image of a house bull. He is represented in a team in scenes of a plowed land or shown put to a vehicle. Recognizing that andronovets are Indo-Iranians, it is possible, being guided by myths and religious literature of ancient India and Iran, to decipher contents of some petroglyphs. In myths about the Universe creation is said that the world is created from parts of the first-born bull sacrificed by solar god Mitra. Mitra is compared and identified with a bull. On one of mountains drawings an anthropomorphous being Eshkiolmes Mitra with sunshine surrounded head is shown standing on a bull. On a number of sanctuaries the ancientpeople represented scenes of worship to the sunny head Mitra. In Tamgala's natural boundary the sunny head person is includedby dancing little men, and also single and pair dancers. Everything together they execute ritual dance. By the way, the round dance — is a sun symbol, and movement of participants — imitation of shone rotation in the sky.

The image of a bull is connected with idea of fertility, power and force.

Favourite plot in petroglyphic art — a two-humped camel the Bactrian. During a bronze era it was represented in a static form, and quite often in many scenes took a ritual place. It was ancient Iranians'embodiment of thunder god Veretragna, and at Hindus — Indra. PowerfulVeretragn which in an image of a camel "possesses the greatest force, the greatest power" is glorifiedin Iranians sacred book "Avesta".

Among bronze age petroglyphs the image of chariots is widespread. Karatau mountains’ rock paintings are counted in total 49 chariots carvings, thery are in Tamgaly, mountains Eshkiolmes. Simple two-wheeled hunting and fighting chariots are shown on the majority of them. All of them are represented in a uniform mannerreminding a vehicle with sorted and put on the body sides wheels. Draft animals are horses, and more rarely camels. There is the myth among Iranians about a heavenly solar chariot connected with a horse and a chariot. They believed that all highest gods drive about on the sky on horse chariots.

Among the drawings there are met plowed land scenes with the image bulls, horses and goats put to a plow. The plow is followed by the person. Probably, these scenes are connected with celebration of New year, with a spring solstice, a holiday of updating of the nature, with fertility. Important part of a holiday was carrying out the first furrow. This act had to guarantee a rich crop. The right of carrying out the first furrow was provided to the tsar therefore in "Avesta" it is said that the Supreme god Akhura Mazda handed over to the first tsar of Iranians Yima "A gold plow" that he opened the earth. Idea of a gold plow and the first furrow is characteristic for many nations. It should be noted that echoes of ancient representations, often in the changed look, remained at Kazakhs and others Kazakhstani nations.

Reference List

1. Margulan A. X. Akishev K. A. Kadyrbayev M., Orazbayev M. A. Ancient cultures of the Central Kazakhstan. Alma-Ata, 1966. Margulan A. X. Begazy-Dandybayevsky culture of the Central Kazakhstan. Alma-Ata, 1979; Kadyrbayev M. K. Kurmankulov Zh. Culture of ancient cattle-farmers and Sara Arch metallurgists. Alma-Ata, 1992.

2. Krivtsov-Grakova O. A. Alekseevsky settlement and burial ground//Tr. State. I used up. Muzeya M.T. XVII. 1948; Sorokin V. S. Burial ground of a bronze era Tasty-Butak I in the Western Kazakhstan//Materials and researches on archeology. 1962 . No. 120.

3. Maksimova A. G. Burial ground of an era of bronze Karakuduk//Works IIAE AN KAZSSR. 1961 . T. 12 . Page 62 — 71.

4. Central Asia during a stone and bronze era. L. 1966 . Page 233 — 238.

5. Kuzmin E. E. The most ancient cattle-farmers from Ural to Tien Shan. Frunze, 1986; Itina M. A. old-Khorezm farmers//History, archeology and ethnography of Central Asia. M, 1988. Page 72 — 86.

6. Zdanovich G. B. Phenomenon of bronze age protocivilization of Uralo-Kazakhstani steppes. Interaction of nomadic cultures and ancient civilizations. Alma-Ata, 1989. Page 171 — 178.

7. Kuzmin E. E. The most ancient cattle-farmers from Ural to Tien Shan. Frunze, 1986. Page 24 — 26.

8. Samashev 3. Page. Rock drawings of the top Priirtyshje. Alma-Ata, 1992; Kadyrbayev M. K. Maryashev A. N. Rock paintings of ridge of Karatau. Alma-Ata, 1992.

© History and Ethnology Institute of Ch.Ch.Valikhanova of KN of MES RK, 2013


Comments

To leave comment you must enter or register

Главная История Казахстана Казахстан в древности Бронзовый век Религия и искусство

Религия и искусство

26 Июля 2013
478
0

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связыва­ли веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле — это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связыва­ли. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию — сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли — это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время — сожженное деревянное перекрытие — следы очистительных кост­ров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оста­ваться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически — жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседнев­ную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища — возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устра­ивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользо­вался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разруше­ние очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасы­вать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специаль­ные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи8

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом. 

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан — один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы — весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние свершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже — вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы — индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе.

Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы.

Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме, и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов — Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспева­ется мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 грави­ровок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные — лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.

Встречаются среди рисунков сцены пахоты, на которых изобра­жены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идет человек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весенним солнцестоянием, праздником обновления природы, с плодородием. Важной частью праздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен был гарантировать богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю иранцев Йиме «Золотой плуг», чтобы он распахал землю. Представление о золотом плуге и первой борозде характерно для многих народов9. Следует отметить, что отголоски древних представлений, зачастую в измененном виде, сохранились у казахов и других населяющих Казахстан народов.

  1. Маргулан А. X., Акишев К. А., Кадырбаев М. , Оразбаев М. А. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966. Маргулан А. X. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979; Кадырбаев М. К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. Алма-Ата, 1992.

2.Кривцова-Гракова О. А. Алексеевское поселение и могильник // Тр. Гос. истор. Музея М. Т. XVII. 1948; Сорокин В. С. Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане // Материалы и исследования по археологии. 1962. № 120.

3.Максимова А. Г. Могильник эпохи бронзы Каракудук // Труды ИИАЭ АН КазССР. 1961. Т. 12. С. 62—71.

4.Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. Л., 1966. С. 233—238.

5.Кузьмина Е. Е.  Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986; Итина М. А. Древнехорезмские земледельцы // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1988. С. 72—86.

7.Зданович Г. Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 171—178.

8. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня.  Фрунзе, 1986. С. 24—26.

9. Самашев 3. С. Наскальные изображения верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992; Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные рисунки хребта Каратау. Алма-Ата, 1992.


© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива 

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь