Джучи (Жошы) хан
Имя | Джучи (Жошы) хан |
Джучи (Жошы) хан (1179 –ок.1225) – старший сын Чингисхана, правитель страны кыпчаков, основатель государства Золотая Орда, прародитель казахских ханов и султанов.
Биография
Образ Джучи хана запомнился в памяти нашего народа как правителя страны кыпчаков, прародителя казахских ханов и султанов, он пользуется великим почтением и глубоким уважением. В наши дни, когда произносится имя, Джучи – это вызывает, с одной стороны, философские мысли о герое Великой степи, и весьма сложных взаимоотношениях между сыном и отцом, с другой, о сыновней любви и противоречивой судьбе незаурядной личности.
Отчего же не гаснет в памяти народной жизненный путь и образ этой личности, начиная со дня его рождения до ухода в мир иной? Кем же был Джучи хан, нашедший свой вечный покой в святых землях Улытау?
В исторических летописях не сохранились факты о детских и юношеских годах жизни Джучи. Вместе с тем в «Сокровенном сказании монголов» сообщается о том, что по прямому указанию отца, он в 1207 году отправляется завоевывать земли «лесных племен» к западу от Байкала. Если опираться на сведения из «Сокровенного сказания», он подчиняет «лесные племена» мирным путем и вдобавок возвращается с богатыми трофеями, состоящими из ловчих птиц и белых скакунов. В этом походе Джучи завоевывает также енисейских кыргызов, населявших верхнее течение реки Енисей [1, с. 298].
Довольный результатами похода, Чингисхан издает указ: «Старший из моих сыновей, ты впервые покинув домашний очаг был удачливым, не поранив ни мужей, ни лошадей завоевал лесной народ. Я решил отдать эту страну тебе» [1, с. 299].
Далее, в 1213 году Джучи вместе с отцом участвует в завоевательных походах против Цзиньского царства, а в 1217 году подавляет бунт кыргызов, участвовавших в восстании туматов (одно из лесных племен, населявших земли западнее Байкала) и возвращается с победой.
Появление Джучи в нынешних казахских степях связано с подавлением уцелевшей части меркитов. Средневековый автор Джувейни сообщает, что уцелевшая часть меркитов переместилась в край Кум-Кыпчаков [2, с. 435]. Когда Чингисхану сообщают о том, что «правитель меркитов спасся от монголов бегством в крае канлы», населявших Каракумы то их уничтожение он поручил Джучи [2, с. 435].
В этой связи возникает вопрос где же находится земля, называемая в источниках как «Кара Кумы» или «Кум кыпчак». Известный казахстанский ученый-историк С. М. Ахинжанов пишет: «Топоним «Каракум» согласно исследованиям, И. Маркварта исходит от тюркского географического термина «кум», что является синонимом персидского слова «дешт» (степь, с арабского «сахр» (пустыня, степь) и продолжает, что Джузджани называл земли канлы и кыпчаков «сахри». Эти племена по Джувейни жили в «Каракуме» или «Кум-кыпчаке» [3, с. 226]
Таким образом, автор приходит к следующему заключению: «В ХI–ХIII веках степи, населявшиеся кыпчаками, имели четыре различных названия: на тюркском языке «Кум кыпчак» и «Каракум», на персидском языке «Дешт-и-Кыпчак» на арабском языке «Сахри». И жили на этих землях меркиты, спасавшиеся от монголов» [3, с. 226].
Именно этих беглых меркитов разгромили монгольские войска под началом старшего сына Чингисхана Джучи. На следующий день монголы внезапно встречают в степях Тургая воинов хорезмшаха, направляющихся в военный поход против кыпчаков. В связи с тем, что главной целью монгольских войск было не сражение с армией хорезмшаха, они оставляют поле сражения под покровом ночи. Именно таким образом заканчивается первая встреча монголов под командованием Джучи с войском хорезмшаха в казахских степях.
Когда речь заходит о Джучи, то обязательно в памяти всплывает следующее событие: в 1219 году перед военным походом в Хорезм, когда возникает вопрос: кто должен стать наследником престола Чингисхана, то обвинение второго сына Чингисхана Чагатая в отношении старшего брата Джучи – «блудный сын меркита» – висело в воздухе. [1, с. 320]. Этот же вопрос беспокоит и читателя: «Почему Чингисхан отправляет против своего заклятого врага меркитов именно старшего сына – Джучи».
Этот вопрос многократно обсуждался как в научной литературе, так и других изданиях, поэтому мы решили заострить внимание на значении имени Джучи. Появление на свет Джучи окутано завесой подозрения о незаконно рождении в связи с пленением его матери Бортэ меркитами. Известно, что для освобождения своей жены Темуджин вместе с объединенными силами своего друга-анда, клявшегося в вечной дружбе, Джамухи и кереита Тогрула – друга его отца Есугей багатура, нападают на меркитов и освобождают из плена Бортэ [1, с. 127]. Как указывают во всех источниках, Борте по пути домой рожает и новорожденному дают монгольское имя «Зочин», означающий «гость». Известный исследователь Зердыхан Кинаятулы, анализируя достаточное количество научных точек зрения приходит к выводу: «Имя Джучи в клане Чингисхана встречается и до новорожденного и ставит вопрос, что все они появились в династии Бодончар как гости? По мнению автора, Чингисхан согласно традициям монголов, присвоил новорожденному имя знаменитого предка, во-вторых у монголов существовала традиция ставить приставку перед именем младенца. Например, младшего брата Чингисхана Хасара, который «один съедал мясо трехлетнего бычка», иногда называют Джучи-Хасар. З. Кинаятулы также сообщает, что монгольские кузнецы свои железные подставки называют «Дошы» и имя Джучи возможно связано с понятиями «силач», «великан». [4, с. 46–47].
В любом случае над тайной рождения и присвоения ему имени Джучи вряд ли когда-нибудь будет поставлена жирная точка. Эта тайна судьбы Джучи вместе с его именем будет передаваться из поколения в поколение. Зигзаги судьбы Джучи хана одна из них. Поэтому, трудно ответить на вопрос является ли Джучи сыном Чингисхана или же в его жилах текла меркитская кровь. Исторические источники подтверждают, что Чингисхан относился к Джучи как своему первенцу и любимому сыну. Противоречивы также мнения о смерти Джучи и его взаимоотношениях с отцом Чингисханом. Как сообщают средневековые источники, после удачного захвата территории Средней Азии в 1223 году в 20-ти верстах от Самарканда Чингисхан ставит орду и приглашает всех сыновей на охоту. Выгнав всех зверей с берегов Сырдарьи к месту охоты хана-отца и создав все необходимые условия для успешной охоты Чингисхану, тем не менее сам Джучи не является в отцовскую орду. В следующем году, когда Чингисхан ставит орду на берегу Иртыша, Джучи сославшись на плохое здоровье отказывается от встречи с отцом. По этому поводу персидский историк Джузджани сообщает, что Джучи был противником излишней жесткости Чингисхана по отношению к территориям и людям. По Рашид ад-Дину в последние годы жизни отношения между отцом и сыном были весьма прохладны. Многие эксперты этих источников склонны считать, что эти события усилили неприязнь между Чингисханом и Джучи, по мнению других ученых-аналитиков «Чингисхан хотел смерти своего сына» [5, с. 109].
Как не точной является дата рождения Джучи, так и неточен год смерти Джучи. По сведениям из некоторых источников, он скончался в конце 1225 г. или в начале 1226 г., другие источники сообщают о его смерти в 1227 г. Известно одно, Джучи умер до смерти своего отца Чингисхана. Если одни источники сообщают, что Джучи погиб во время охоты на диких куланов, то в других источниках говорится, о том, что его отравили.
Заслуги
Судьба Джучи связана со степями кыпчаков. Она началась с завоевательных походов Чингисхана в Семиречье и далее на Среднюю Азию и территорию Восточного Дешт-и-Кыпчака. Российский исследователь В.В. Трепавлов, завоевательные военные походы монголов под предводительством Чингисхана, делит на два периода. Начальный период охватывает 1207–1218 годы – это период завоевательных походов вне территории Монголии и происходит под идеей единства всех кочевых племен [6, с. 71–72].
Таким образом, многие тюркские народы и племена добровольно приняли власть монголов и установили с ними союзнические отношения. С этих пор даже основу монгольских войск составляли тюрки. Например, сын тогдашнего правителя Алмалыка Бузара (Озара) во главе своего рода канлы, пополнил состав войск Чингисхана.
Теперь, обратим внимание на политическую обстановку в Семиречье накануне нашествия монголов на территорию Казахстана и Средней Азии. В начале XIII века борьба за эти территории в основном шла между каракитаями, завоевавшими Семиречье и хорезмшахом Мухаммедом. Несмотря на то, что хорезмшах Мухаммед, вынашивавший те же завоевательные планы, пришел к бывшим владениям Караханидов с якобы задачей освобождения мусульман от неверных, его действия приводят к разграблению края и были направлены на уничтожение местного населения.
Именно в этот период на востоке набирали силу и могущество монголы. Поэтому, очень скоро правитель карлуков Арслан хан и правитель уйгуров Баурчик успевают признать власть Чингисхана [7, с. 198]. А часть найманов, населявших междуречье Орхона и Иртыша, после поражения от Чингисхана под руководством Кушлика, перебираются в Семиречье, признав власть гурхана каракитаев. Спустя некоторое время Кушлик женится на дочери гурхана и заключает с ним военный союз против хорезмшаха Мухаммеда.
Таким образом, хотя власть в Семиречье переходит в руки Кушлика, но отдельные правители территорий, проводят собственную политику и не подчиняются ему. Воспользовавшись сложившимися обстоятельствами, некоторые местные племена берут власть в свои руки. Одним из таких владений правил род канлы со столицей в городе Алмалык.
По сообщения Абылгазы перед нашествием монголов в долину Шу и Талас около 50–60 тысяч канлы перешли на сторону хорезмшаха Мухаммеда [8, с. 31]. Оставшиеся в Семиречье порядка 10 тысяч семей канлы, как сообщает персидский историк Джувейни, занялись грабежом и захватом и настолько усилились, что завоевали Алмалык и ряд других городов.
Как сообщает средневековый автор Жамал Каршы, БузарТогрул хан отдает сына Сунак Тегина на службу Чингисхану, дочь Айук-Хатун выдает замуж за хана в знак дружбы и родства, и просит у него помощи против своих врагов. Поэтому в 1218 году, когда монголы добрались до Алмалыка, то право управления городами получает сын Бузара Сукнак-Тегин. Дочь Джучи Булган-бике выдают замуж за Сукнак-Тегина [2, с. 461]. Завоевательные походы монголов в 1219 году начинаются с Иртыша и проходят через Семиречье до берегов Сырдарьи. Когда монгольские войска начинают движение из Прииртышья, то к ним присоединяются со своими военными отрядами карлук Арслан хан, правитель уйгуров Баурчик, правитель Алмалыка сын Озара (Бузара) Сукнак-тегин.
Чингисхан после взятия Отрара старшим сыном Джучи, отправляет его в низовья Сырдарьи для завоевания новых земель. Причину такого военного задания Чингисхана для Джучи, В.В. Бартольд видит в намерении Чингисхана отдать старшему сыну северо-западные территории Монгольской империи [2, с. 481]. В этом походе Джучи осаждает города по нижнему течению Сырдарьи. Как сообщают исторические источники, монгольские войска под руководством Джучи уничтожают всех жителей города Сыгнак, оказавших им сильное сопротивление. Жители города Ашнас, располагавшегося по нижнему течению Сырдарьи постигает та же участь. Города Жент, Узкент, Баршыкент спасаются от массового истребления. Причиной спасения от массового истребления, некоторые источники видят в нежелании Джучи уничтожать население, он стремился к принуждению и добровольной сдаче городов посредством политики переговоров. В.В. Бартольд также отмечает, что Джучи в сравнении с Чингисханом придерживался более гибкой политики в отношении населения осажденных городов [2, с. 525].
В конце апреля 1220 года монгольские войска под руководством Джучи захватывают город Жент по нижнему течению Сырдарьи и тем самым завершают захватнические войны в этом направлении. После этого войска Джучи под городом Ургенч соединяются с войсками Угедея и Чагатая. При взятии Ургенча возникает спор между Джучи и Чагатем по поводу судьбы города. Джучи предлагает взять город без кровопролития, но Чагатай не соглашается и отправляет гонца с вопросом «Чье решения верное?» к Чингисхану. Гонец привозит ответ великого хана о том, что «верно решение Чагатая». Ургенч был взят и разгромлен с особой жестокостью. После похода на Ургенч Джучи окончательно направляется в долину реки Сырдарьи.
Согласно сведениям «Сборника летописей» Рашид ад-Дина, в 1221 году после возвращения Джучи из Хорезма все земли между Иртышом и Алтайскими горами были объявлены улусом Джучи и переданы в его владения. Кроме этого землями Джучи становятся вся территория Дешт-и-Кыпчака и те земли, до которых «достигнут копыта монгольских коней» [9, с. 91]. Главная орда Джучи хана расположилась на территории близ Иртыша.
В.В. Бартольд также подтверждает, что основы улуса Джучи была созданы еще до военного похода Чингисхана в Дешт-и-Кыпчак и Среднюю Азию. Опираясь на труды Пекинской миссии, В.В. Бартольд пишет: «Чингисхан поделил между тремя сыновьями их доли енши (инджу). Количество кочевой орды, входившей в енши называлось улусом. Переданную им земельную территорию называли журт (юрт). Границы журта (юрта) имели условные обозначения. Первым отделился старший сын Джучи. Он в 1207 году получил от отца земли, начиная от низовий реки Селенги до Иртыша, где проживали «лесные народы». По свидетельствам Рашид ад-Дина его главная Орда находилась в долине Иртыша [10, с. 42–43].
Позже в промежутке между 1222–1224 гг. после завоевания Дешт-и-Кыпчака и Средней Азии к улусу Джучи были присоединены «западные земли, куда достигли копыта монгольских коней» [9, с. 91]. В год смерти Чингисхана в состав юрта Джучи вошли северные земли Семиречья, все степи кыргызов (казахов), Хорезм и Мазендаран [10, с. 43].
То, что улусы были переданы ранее 1224 года подтверждаются записями китайского дервиша Чунь-Чуна, побывавшего в ставке Чингисхана: «В 1223 году возвращаясь Чунь-чунь, прошел 100 ли (50 км) расстояния от реки Или до Алмалыка. Когда он прибыл в Алмалык, его пригласили в Чагатайскую орду, которая находилась на юге от реки» [10, с. 43]. Таким образом, в 1223 году захваченные территории уже были разделены между четырьмя сыновьями Чингизхана.
Далее В.В. Бартольд пишет, что первым кто получил улус был Джучи. [10, с. 42–43]. О масштабах улуса Джучи, границу которого определил сам Чингисхан, в примечании своего 30-ти томного энциклопедического труда пишет ан Нувейри (1279–1333), который некоторое время был на государственной службе в Сирии и долгие годы занимался научной деятельностью: «По части земель и вод он (Чингисхан – авт.) назначил ему (Джучи – авт.) летовья и зимовья от границКаялыка и земель Хорезма до окраин Сакских и Булгарский крайних пределов, куда дошли кони их полчищ при их набегах» [9, с. 150].
По сообщению персидского историка Вассафа, Чингисхан передает старшему сыну земли от границ Каялыка и Хорезма до окраины Саксинских, Булгарских пределов и до Бакинского Дербента. Это сообщение дословно приводится следующим образом: «Земли в длину от краев Каялыка до окраины ДербендаБакинского он предназначил старшему сыну Тушы». [9, с. 80].
Персидский историк XIV века Хамдаллах Казвини указывает, что Джучи получил хорезмские земли, Дешт-и-Хазар, Булгар, Саксин, аланов, асов, русских, Михес и башкир. [9, с. 91] Таким образом, хотя Джучи был назначен правителем земель Дешт-и-Кыпчак в 1221 г., данное решение официально было подтверждено в 1224 г. Джучи сумел собрать народ Дешт-и-Кыпчака и стал его хозяином. Он сумел стать для Чингисхана «с ветреной стороны охраной, а для души его отрадой» [11, с. 151].
В истории казахов старший сын Чингисхана Джучи занимает особое место, потому как в полном смысле слова добившегося статуса Великой евразийской империи – государство Золотая Орда было создано на основе улуса Джучи. Золотая Орда стала политической структурой и новым периодом развития государства кыпчаков на землях казахов. Так посетившие Золотую Орду в первой половине XIV века арабские авторы называют всех ханов, правивших в улусе Джучи – кыпчакскими ханами. Арабский исследователь Аддзехеби (скончался в 1348–1349г.) в своём труде «История Ислама» пишет, что Берке хан был царем кыпчакских и судакских территорий, а Тохты хан кыпчакским царем [12, с. 204]. Аль-Омари, в свою очередь, о правителе Золотой Орды пишет «хан кыпчакского царства», «правитель земель кыпчаков и Хорезма», Узбек хана называет «правитель кыпчакского государства» [12, с. 244]. Ибн аль-Форат отмечает: «в 665 году (2 октября 1266- 21 сентября 1267 гг.) сын царя (Тоган) Менгу Темир взошел на трон кыпчакского царства» [12, с. 358].
В этих источниках названия Золотая Орда, улус Джучи вовсе не применяются, а, наоборот, используется единственный термин – Кыпчакское государство и кыпчакский хан. А также все авторы в своих сведениях описывают не только исторические события XIII века, но и сообщают увиденное по прибытии их в Золотую Орду, свидетельством этому служит сообщение: «…нынешний правитель Кыпчакского государства Узбек хан» [12, с. 279].
Данные источников соответствуют историческим событиям XIII века и первой половины XIV века. Если так, то уже в начале XIV века монгольские этнические элементы полностью и окончательно подверглись кыпчакизации. Процесс кыпчакизации аль Омари описывается следующим образом: «…в древности это государство было страной кыпчаков, но после того как их завоевали татары кыпчаки им подчинились, после чего они (татары) смешались с кыпчаками, породнились. Расположение земли (местности) превалировало над их (татары) естественными и расовыми признаками, так как монголы (и татары) поселились на их (кыпчаки) землях, стали заключать с ними браки и стали превращаться в кыпчаков» [12, с, 235].
Таким образом, Золотая Орда, созданная на основе улуса Джучи по сути своей, стала Кыпчакским государством, а его правители – потомки Чингисхана – уже в XIV веке подверглись кыпчакизации. Все казахские ханы и вождь движения Алаш Алихан Бокейханов являются потомками Джучи и наша нация гордится ими, так как они являются символами казахской государственности. Поэтому жизнь и сложная судьба Джучи символизирует несгибаемую волю и боевой дух нации и таковыми они останутся, и будут жить в памяти благодарных потомков.
Память
Мавзолей Джучи хана – памятник древней архитектуры находится на берегу реки Каракенгир в 60 км к северо-западу от города Жезказгана. В находящемся в долине Улытау мавзолее «действительно ли похоронен Джучихан?» Вопрос остаётся открытым.
В результате археологических исследований академика Алькея Маргулана во время раскопок внутри мавзолея были обнаружены две могилы. В одной из забитых гвоздями гробов был обнаружен череп человека без верхней челюсти и без одной руки. В одних древних легендахговорится, что Джучи был погребён без одной руки, в других сказаниях сообщается, что в этом мавзолее погребены только одна рука Джучи хана, мизинец.
По мнению исследователя З. Кинаятулы: «При живом отце возведение мавзолея Джучи хана было невозможно, к тому же до сих пор неизвестно место захоронения, умершего через 19–20 лет после смерти деда, правителя малой державы Бату хана. Во-вторых, останки, найденные А. Маргуланом в 1946 году, принадлежат мужчине 70–72 лет. Как известно, Джучи хан умер в 46 лет. В-третьих, использованные строительные материалы для верхней и нижней конструкции мавзолея принадлежат эпохе XV–XVI вв. Поэтому, как пишет В.В. Бартольд, возможно мавзолей был построен позже, принявшими мусульманство потомками Джучи хана в честь великого предка» [4, с. 180–181].
Образ Джучи хана воспевается и в народных сказаниях. В казахском фольклоре запечатлена легенда о хане «Хромой кулан и Джучи хан». По легенде повествуется, что Чингисхан повелел, что бы никто не посмел сообщать ему о смерти любимого сына, а кто осмелится, тому горло будет залито кипящим свинцом. Если принять во внимание «Тюркскую родословную» Абылгазы Бахадурхана, то о смерти самого любимого сына Чингисхану сообщил великий сказитель Кетбуга иносказательным способом:
Тенгиз баштын булғанды ким тондурур, а ханым?
Терек тубтын джығылды, ким турғузур, а ханым? – деген Ұлы жыршыға, Шыңғыс хан:
Тенгиз баштын булғанса тондурур олум Джошы дур,
Терек тубтан джығылса, турғузур олум Джошы дур, – деп жауап қайырған екен.
Ұлы жыршы сөздерін қайта қайталағанда көздерінен жас парлап аға беріпті. Осы сәтте Шыңғыс хан:
Козунг йашын чокуртур конглунг голды балгаймы?
Джиринг конгуль бкуртур Джучи ольди болгаймы? – дегенде Ұлы жыршы:
Сойлемекке эрким йоқ сен сойлединг, а ханым!
Оз йарлыгынг озге джаб айу ойлединг, а ханым! – деп жауап қайырғанда, әлемді уысында ұстаған қаһарлы билеуші:
Кулун алган куландай кулунумдин айрылдым,
Айрылышкан акаудай эр олумдин айырылдым, – деп теңселіп кеткен екен деседі [9, с. 203].
Это стихотворение было сочинено в первой половине XIII века, и что примечательно – любой человек, владеющий казахским языком, не говоря о специалистах-языковедах, легко разберется в этом четырехстрочном стихотворении, так как больших различий с казахским языком здесь не обнаружишь. В современном казахском языке есть перевод этого четырехстрочного стихотворения.
Море стало грязным,
Кто очистит, о мой хан
Дерево с корнем упало,
Кто поднимет, о мой хан
Если море загрязнилось
Очистит его улусДжучи
Если дерево с корнем упало
То восстановит мой сын Джучи! [13, с. 236].
Личность автора легенды, которая сохранилась в устах народа в труде Абылгазы Бахадур хана, известна как великий сказитель, но в сочинении Рашид ад-дина его имя – полководец Кетбуга. В «Сборнике летописей» подробно говорится, что в 1253 году на курултае Кетбуга был назначен полководцем войск Хулагу, направлявшемся на завоевание Ирана. Подробно сообщается о его роли в завоевании Ирана, Ирака и Сирии, и о том, что он погиб 3 сентября 1260 года от рук кыпчакских мамлюков. Упоминаемое имя исторической личности Кетбуга в средневековых источниках характеризуется как кюйши. О сообщении Чингисхану о смерти Джучи через звуки домбры впервые на основе народной историологии доносит А. Мелков [14, с. 169–170]. Только в этой легенде имя дано не в транскрипции Кетбуга, а как Кер-буга. Так кто же объявил Чингисхану о смерти Джучи, кюйши из рода найман или полководец монгольских полчищ Кетбуга или Кербуга? А может быть Кербуга – кюйши, а Кетбуга полководец монгольских войск? Здесь уместно прибегнуть к материалам национальной энциклопедии Казахстана. Там о Кетбуге имеется следующая строка: «Кетбуга (примерно 1150–1225) жырау-сказатель, кюйши, герой легенды, представитель племени найман, рода баганалы Среднего жуза. Согласно изданной в XIV веке книге «Шаджарая-ат тюрк» («Родословная тюрков»), фактов из народных легенд, во время охоты погибает Джучи хан и никто не осмеливается сообщить о случившемся Чингисхану. Тогда Кетбуга, рискуя головой, эту смертельную обязанность берёт на себя. В народных песнях, легендах и сказаниях Кетбуга характеризуется как защитник людей, мудрый аксакал. Легенда о нём встречается также в кыргызском фольклоре [15].
Следует отметить, что кыпчакский язык, наряду с монгольским языком, пришедшим вместе с победителями, как на бытовом уровне, так и в духовной и литературной жизни не потерял своих позиций, а, наоборот, стал инструментом общения на высоком уровне межгосударственных отношений, посольских взаимоотношениях. Кыпчакский язык использовался наряду с монгольским, а уже в XIV в. вытесняет его. Великий поэт Дешт-и-Кыпчак Кетбуга сообщает Чингисхану о смерти Джучи иносказательно в стихотворной форме на кыпчакском (тюркском) языке, а появление других литературных произведений на кыпчакском языке на территории Золотой Орды, распространение по всем областям государства, свидетельствуют о том, что государство Золотая Орда по своей сути было тюркским государством.
Список литературы и источников:
- Қазақстан тарихы туралы моңғол деректемелері. – Т.1.: Моңғолдың құпия шежіресі / көне моңғол тіліндегі түп-нұсқалық тарнскрипциясын, ғылыми-мағыналық аудармасы мен түсіндірмелерін, көрсеткіштерін жасаған Н. Базылхан. – Алматы, 2006. – 400 б.
- Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соб., соч., Т.1. – М.: Наука, 1963. – 763 с.
- Ахинжанов С.М. Кипчаки в истории средневекового Казахстана. – Алматы, 1995. – 296 c.
- Қинаятұлы З. Қазақ мемлекеті және Жошы хан – Алматы, 2014. – 360 б.
- Гумилев Л.Н. От Руси до Россий. Очерки этнической истории. – М., 2001. – 320 с.
- Трепавлов В.В. Степные империи Евразии. Монголы и татары. – М., 2018. – 368 с.
- Рашид ад-дин. Сборник летописей / Пер. с персидского О.И. Смирновой, ред. А.А. Семенова. – М.-Л., 1952. – Т.I. Кн. 2. – 316 с.
- Әбілғазы Түрік шежіресі. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 208 б.
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т.II. Извлечения из персидских сочинений. Собранные В. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л.Волиным. – М.-Л., 1941. – 308 с.
- Бартольд В.В. Очерк истории Семиречь / Отв. редактор А.Н. Бернштам. – Фрунзе, 1943. – 104 с.
- Лувсанданзан. Алтын шежіре / моңғол тілінен аударған А. Мауқарұлы. – Алматы, 1998. – 224 б.
- Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. В.Тизенгаузена. – Т.1. Извлечения из сочинений арабских. – СПб., 1884. – 563 с.
- Қазақстан тарихы (көне заманнан бүгінге дейін). Бес томдық. Т. 2. – Алматы, 2010. – 640 с.
- Мелков А. Материалы по киргизской этнографии //Труды общества изучения киргизского края. Вып. ІІІ. – Оренбург, 1922. – 190 с.
- Қазақстан Ұлттық энциклопедиясы. – Алматы, 2003. – 719 б.
Автор: Ноғайбаева М.С., к.и.н.