«Мы — жители степи. У нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Главное наше богатство заключается в лошадях: мясо и кожа их служат нам пищей и одеждой, а приятнейший напиток для нас, приготовленный из кобыльего молока, – кумыс. На земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений – пастбища скота и табуны лошадей, и мы ходим любоваться этим зрелищем».
Касым хан
Впервые имя Касым-султана упоминается в источниках в связи с описанием войн Шайбани-хана с казахскими владетелями в 80-х годах XV века. В источниках говорится о Касыме как об одном «из известных султанов и славных бахадуров» Кыпчака, предводителе конницы войска Бурундук-хана.
В 1510 году, когда Шайбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара Дуглата «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук-хане. Но он (Касым) не хотел находиться поблизости от Бурундук-хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться, же ему душа не лежала, поэтому он и старался держаться подальше от Бурундук-хана».
Соперничество двух влиятельнейших людей ханства закончилось победой всесильного и энергичного султана Касыма и изгнанием потерявшего свой авторитет хана за пределы ханства. Не ранее осени 1511 года Бурундук-хан с кучкой приближенных удалился в Мавараннахр. Верховная власть в ханстве перешла к потомкам Жанибека, первым из которых воцарился наиболее даровитый из его сыновей — Касым-султан.
Основной линией внешней политики Касыма была борьба с Шайбанидами за овладение казахскими городами Присырдарьи. Вскоре под власть казахского хана перешел самый южный из городов Присырдарьи Сайрам, а затем начался поход на Ташкент.
В 1512 году наместник Сайрама Катта-бек, оказал сопротивление шайбанидскому войску, однако, бессильный удержать город, решил передать его казахскому хану.
Катта-бек убедил Касым-хана выступить против правителя Ташкента Шайбанида Суюнджи-Ходжи. «Касим-хан, — пишет далее Мирза Хайдар в своем «Тарих-и Рашиди», — с бесчисленным войском направился к Ташкенту. Суйунчик-хан укрепился в крепости Ташкента. Касым-хан, подступив к крепости Ташкента, простоял перед ней одну ночь. Потом он ушел, разграбив окрестности Ташкента и захватив с собой все, что только мог найти. Затем, подойдя к окрестностям Сайрама, он занялся подсчетом имущества и скота".
Иную версию столкновения Касым-хана и Суюнджи-Ходжа-хана приводит прошибанидский автор «Зубдат аль-асар». Касым-хан, пишет он, был властителем Дешт-и Кыпчака. Он с войском казахов и мангытов совершил поход на Туркестан и Ташкент, захватил в плен несколько беззащитных людей. Когда Касым-хан подступил к Ташкенту, то Суюнджи-Ходжа-хан встретил его с войском. Произошла жестокая битва, Касым-хана свалили с коня, но в разгаре боя противники не узнали хана, и это обстоятельство спасло ему жизнь. Нукеры быстро подвели ему коня, и Касым-хан повернул поводья в сторону Дешт-и Кыпчака.
Во втором десятилетии XVI века Касым-хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. К этому времени границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улу-Тау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе, достигали бассейна р. Яик. При Касым-хане ханская власть настолько окрепла, что число подданных государства, по словам современников, составило более миллиона человек.
Взаимоотношения казахских правителей и Шайбанидов в последние годы правления Касым-хана продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю этого вилайета Суюнджи-Ходжа-хану несколько раз приходилось сражаться с казахами. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят совместный поход шайбанидских султанов во главе с Кучум-ханом, который состоялся, очевидно, зимой 1516–1517 годы.
Казахское ханство постепенно вовлекалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство при правлении Великого князя Василия III (1505–1533). В годы правления Касым-хана казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (1517, 1526).
По сведениям автора начала XVII в. Кадырали-бека, Касым-хан скончался в г. Сарайчуке.
После смерти Касыма в Казахском ханстве наступили «смутные времена». Вплоть до середины XVII века в Казахском ханстве остро проявлялся сепаратизм султанов, усилились междоусобные столкновения среди феодалов.
Известны имена двух сыновей Касым-хана — Мамаш и Хакназар; оба были ханами. Одна дочь, согласно фольклорным материалам, была замужем за знатным ногайским мурзой Шайх-Мамаем. Другая его дочь (имя ее тоже не приводится) была замужем за Шайбанидом Убайдулла-султаном.
Касым-хан, по отзывам современников — Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара Дуглата — любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими моральными качествами, достойными подражания.
Народное предание казахов связывает с именем Касыма создание узаконений, известных как «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»).