Научная деятельность Отделений Академии наук КазССР (1946-1956 гг.)

Научная деятельность Отделений Академии наук КазССР (1946-1956 гг.) - e-history.kz
Наука Казахстана в своем развитии в советские годы достигла больших высот.

Одной из предпосылок для этого стало создание Академии наук Казахской ССР, которая меньше чем через два года отметит свой 70-летний юбилей. История Академии — это непосредственная история становления и развития науки Казахстана в целом. Тот высокий уровень, который сегодня характеризует отечественную науку, основывается на крепком фундаменте, заложенном академиками.

Несмотря на то, что Казахский филиал АН СССР был реорганизован в Академию наук Казахской ССР на основе постановления Совета Народных Комиссаров СССР 26 октября 1945 года, официально Академия была открыта 1 июня 1946 года.

Первыми учредителями Академии наук стали 14 академиков и 16 членов-корреспондентов АН КазССР. Были утверждены устав и структура Академии наук Казахской ССР.
Открытие Академии наук создало широкие возможности для более полного изучения и использования природных ресурсов, исследования экономики и культуры Казахстана. В послевоенные годы Академия наук активно включилась в работу по восстановлению и развитию народного хозяйства. Также создание научного центра в масштабе республики говорило о состояние всей научной жизни, все более весомым стал вклад ученых в реализацию государственных пятилетних планов. Из года в год росло значение республиканской Академии наук как центра фундаментальных исследований, органа, планирующего и координирующего науку.

В состав АН вошло 4 отделения: минеральных ресурсов, физико-математических наук, биологических и медицинских наук, общественных наук.

3ada992492c7734d41b1ee86ecda5fb6.jpg

В свою очередь, в состав Отделения минеральных ресурсов вошло 8 институтов (Институт геологических наук, Институт горного дела, Институт металлургии и обогащения, Институт строительства и строительных материалов, Институт энергетики, Институт химических наук, Институт нефти, Алтайский горно-металлургический институт) и сектор географии. Основные научные вопросы, решаемые Отделением были в области геологии, географии, технике и химии. Руководителем отделения АН КазССР был академик Абикен Бектурович Бектуров — специалист в области технологии минеральных удобрений.

Самым крупным научным учреждением в системе Академии наук был Институт геологических наук. Важнейшие научные задачи, стоявшие перед коллективом Института, были разработка теоретических вопросов геологии, изучение недр и водных ресурсов, составление геологических карт, изучение стратиграфии, вулканизма, тектоники, литологии, палеонтологии.

Выдающимся достижением ученых-геологов (под руководством академика К. И. Сатпаева) явилось завершение и опубликование в 1956 году комплексной прогнозно-металлогенической карты Центрального Казахстана.

c36361792b739c35e0ceb5f7b2776c31.jpg

В 1946 году был основан Институт горного дела, занимавшийся изысканием рациональных методов разработки свинцово-цинковых и медных месторождений в Казахстане, поиском эффективных методов разработки угольных месторождений, разработкой и внедрением методов борьбы с пылью на рудниках.
В том же году был основан Институт энергетики. Главным направлением его деятельности было изучение всех основных видов энергоресурсов республики, также сотрудники занимались разработкой методов комплексного использования энергетических ресурсов и в направлении электрификации народного хозяйства, сочетая решение актуальных народно-хозяйственных задач с глубокими теоретическими исследованиями.

Важное народно-хозяйственное и теоретическое значение имели научные достижения Института химических наук, созданного в 1945 году. Основными направлениями научной деятельности Института были изучение богатейшего минерального сырья республики, исследования в области электрохимических и амальгамных процессов применительно к потребностям металлургии, изучение нефтей и углей республики с задачей разработки методов использования отходов нефтеперерабатывающей промышленности и т. д.
Институт металлургии и обогащения (1946 г.) занимался изысканием новых рациональных методов и схем обогащения и комплексной переработки полиметаллических руд и полупродуктов производства.

e8a1d0e666a36f8b28ea92c9593fd5f2.jpg

Следующим Отделением, действовавшим в системе Академии наук, было Отделение физико-математических наук во главе с академиком К. П. Персидским. Данное отделение объединило 2 института, 2 сектора и 1 лабораторию.

Астрофизический институт был создан в 1950 году. Наиболее важными достижениями Института были издание «Атласа газово-пылевых туманностей», получившего признание как в СССР, так и за рубежом; организация высокогорной Корональной станции на высоте 2600 метров; создание теории учета рассеяния света высших порядков.
В 1951 году был создан Физико-технический институт, состоявший из трех лабораторий: космических лучей, спектрального анализа, металлофизики и металловедения. Сотрудники Института разработали несколько атласов спектральных линий и атласов спектров элементов. Была разработана и внедрена методика извлечения редких металлов из металлургических продуктов, разработана конструкция и изготовлен ряд приборов, измереяющих давление на валки прокатных станов.

В Отделение биологических и медицинских наук вошло 7 Институтов и Алма-Атинский ботанический сад. Первым его председателем был академик Н. В. Павлов.
Институт ботаники проводил большие работы по повышению и картированию полезных и технических растений на территории Казахстана. Значительная работа была проведена по изучению флоры республики. Были проведены большие геоботанические исследования с одновременным среднемасштабным картированием.

Институт физиологии стал большим научно-исследовательским учреждением с 6 лабораториями. Были исследованы 4 крупные проблемы: нервно-рефлекторная регуляция кровообращения, дыхания и лимфообращения; профессиональные заболевания и разработка мер борьбы с ними; фармокологическое изучение лекарственного сырья Казахстана; изучение физиологических закономерностей организма животных в связи с их продуктивностью.

Важнейшим направлением в научно-исследовательской работе Института зоологии является изучение фауны Казахстана, ее происхождения, развития и реконструкции.
Институт почвоведения, созданный в 1945 году, разрабатывал научные основы учета земельных ресурсов Казахстана, повышение плодородия почв и культурного состояния земель. Сотрудники Института составили почвенную карту всей территории Казахстана по областям.

Институт краевой патологии работал над 3 проблемами: «Краевые инфекционные и паразитарные заболевания и меры борьбы с ними», «Профессиональные заболевания и меры борьбы с ними», «Курорты Казахстана».

Институт клинической и экспериментальной хирургии занимался научным разрешением ряда проблем, которые являлись актуальными для здравоохранения Казахстана: проблемы борьбы с производственным  и сельскохозяйственным травматизмом.

4 отделением стало Отделение общественных наук, объединявшим два института — истории, археологии и этнографии, экономики. Первым председателем Отделения стал Н. Т. Сауранбаев.

Первый был создан на базе Сектора истории, проводил научные исследования по темам: Великая Октябрьская революция, казахская государственность, страна в годы Великой Отечественной войны, этногенезис казахского народа, культура и быт казахского народа в дореволюционное и советское время. Также проводились археологические и этнографические исследования.

Институт экономики возник в 1952 году, проводил исследование проблем политической экономии, истории народного хозяйства, размещения, развития и экономики основных отраслей народного хозяйства.

Таким образом, вновь созданные научно-исследовательские институты проводили исследования, направленные, прежде всего, на восстановление и развитие народного хозяйства страны. Можно с увереностью сказать, что были затронуты абсолютно все сферы жизни общества и человека. Научные исследования достигали своих целей и задач, что привело к значительному росту экономики страны, повышению культурного и социального уровня населения.

Борсукбаева А.М.